А. Прогнозирование опасных ситуаций.
С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики и действия сил ликвидации ЧС, обоснования и принятия мер защиты осуществляется выявление и оценка обстановки, складывающейся при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Оценка обстановки включает:
-сбор и обработку исходных данных;
-нанесение зон ЧС на карту;
-определение размеров зон ЧС;
-выбор наиболее целесообразных вариантов действий.
Выявление и оценка обстановки осуществляется методом прогнозирования и по данным разведки.
В качестве поражающего фактора при расчете последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.
Выявление и оценка обстановки осуществляется в 3 этапа:
1 этап – заблаговременное выявление и оценка обстановки по прогнозу, по оценочным параметрам ЧС с учетом преобладающих среднегодовых метеоусловий.
Основанием для заблаговременного выявления и оценки обстановки являются сведения, полученные от соответствующих министерств, ведомств и органов Гидрометеослужбы. Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий по защите населения и территорий (план действий, план ГО и защиты населения).
2 этап - выявление и оценка обстановки по прогнозу после ЧС.
Основанием для прогнозирования являются данные, поступившие от вышестоящих, нижестоящих и взаимодействующих органов управления по делам ГО и ЧС, объектов экономики и подчиненных сил разведки, наблюдения и контроля с учетом реальных метеоданных. Полученные результаты необходимы для принятия решения соответствующими председателями КЧС и ПБ по защите населения и территорий, проведения неотложных мероприятий по защите.
3 этап – выявление и оценка обстановки по данным разведки. Основанием для этого являются данные, полученные от органов разведки, наблюдения и контроля. Полученные данные необходимы для уточнения принятых решений и проведения работ по ликвидации ЧС.
Разведка ведется в мирное и военное время и является важнейшим видом обеспечения действий сил и средств ГО и РСЧС, заключающейся в сборе и оперативной передаче органам управления и силам достоверных данных об обстановке в зоне ЧС, необходимых для эффективного проведения АСДНР, организации жизнеобеспечения населения.
Основными задачами разведки являются:
- в мирное время:
· периодическое наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью воздуха, почвы и других объектов внешней среды;
· проведение анализа состояния природных очагов особо опасных инфекций;
· выявление санитарно- гигиенического состояния в городах и других населенных пунктах эпизоотического состояния мест размещения, выпаса и водопоя животных;
· определение наличия в воздухе и на посевах спор - возбудителей заболеваний с/х растений;
· выявление обстановки в районах стихийных бедствий.
- при угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени:
· непрерывное наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью объектов внешней среды;
· выявление эпидемиологической и санитарно-гигиенической обстановки в районах расположения формирований;
· уточнение состояния дорог, дорожных сооружений, водных путей на направлениях ввода формирований в возможные очаги поражения.
- при возникновении ЧС мирного и военного времени:
· определение места, времени и вида примененного оружия;
· обнаружение очагов заражения;
· определение состояния маршрутов движения и дорожных сооружений;
· уточнение характера разрушений и пожаров, состояния объектов в очаге поражения;
· отыскание защитных сооружений с определением состояния находящихся в них людей; условий оказания им помощи;
· непрерывное наблюдение за изменением обстановки в местах проведения АСДНР.
По характеру решаемых задач и способу получения разведывательных данных разведка ведется органами общей и специальной разведки, а также сетью наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК).
Общая разведкаведется с целью быстрого получения основных данных, необходимых для принятия решения на проведение АСДНР.
Для ведения общей разведки привлекаются силы и средства воздушной, речной разведки, разведки на средства ж/д транспорта, разведывательные подразделения воинских частей, разведгруппы муниципальных образований и организаций, звенья разведки формирований.
Специальная разведка (радиационная и химическая, пожарная, инженерная, медицинская, бактериологическая, ветеринарная и фитопатологическая) ведется с целью получения более полных данных о характере обстановки, определения объема и характера АСДНР.
Для ведения специальной разведки привлекаются группы (звенья) РХР, пожарной, инженерной, медицинской, эпидемиологической, ветеринарной, фитопатологической разведки, ПРХН, а также учреждения СНЛК.
Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (CНЛК) осуществляют наблюдение за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, производят оценку и прогнозирование вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и возможных их последствий.
Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля в Республике Татарстан (СНЛК РТ) утверждено Постановлением КМ РТ от 18.04.2003г. №206 , которое определяет основные задачи и порядок функционирования СНЛК РТ.
СНЛК РТ является составной частью сил и средств территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного, техногенного и биологического характера РТ.
СНЛК РТ имеет два уровня:
1. республиканский;
2. местный.
1. Республиканский уровень СНЛК РТ формируется в республиканских органов государственного управления, учреждений и организаций республиканского подчинения, кафедр (лабораторий) ВУЗов соответствующего профиля, функционирующих на территории РТ.
2. СНЛК местного уровня включает в себя:
· центры санэпидемнадзора муниципальных образований;
· центры санэпидемнадзора на воздушном, водном и ж.д.транспорте;
· авиа- и гидрометеостанции и посты;
· территориальные ветеринарные лаборатории;
· агрохимические лаборатории;
· станции защиты растений;
· пункты сигнализации и прогноза службы защиты сельхозрастений;
· производственные лаборатории объединений, ОЭ и учреждений;
· ПРХН;
· региональные специализированные инспекции аналитического контроля.
В комплексе мероприятий защиты населения и объектов экономики от последствий чрезвычайных ситуаций важное место занимают выявление и оценка:
· радиационной;
· химической;
· бактериологической;
· инженерной;
· пожарной;
· медицинской обстановки.
Оценка обстановки является обязательным элементом работы руководителей формирований и органов управления по ГО и ЧС.