Особенности дебатов
Дебаты кроме несомненного общественного и гражданского имеют и большое обучающее значение. Дебаты способствуют формированию у участников навыков аргументации, формируют умение внимательно и целенаправленно слушать собеседника, анализировать высказанное устно мнение, учат корректно и продуманно задавать вопросы, формулировать краткие и точные ответы на них, вести обсуждение в духе толерантности с соблюдением речевых, этикетных и этических норм. Участники дебатов учатся соблюдать регламент, отбирать главное, использовать приемы завоевания и поддержания внимания аудитории. Они учатся находить оптимальную речевую форму для представления аудитории своих идей, практикуются в краткости и точности речи. Дебаты формируют уважительное отношение к оппоненту - лицу, разделяющему другую точку зрения.
В процессе подготовки дебатов участники учатся целенаправленно подбирать материал по определенной теме, внимательно читать, конспектировать тексты, находить аргументы, работают над речевым оформлением высказывания, учатся продумывать и формулировать главные мысли своего выступления, располагать их в оптимальной последовательности.
Члены дебатной команды учатся распределять роли, поддерживать друг друга, совместно анализировать проблему и находить наилучший вариант аргументации. Они подбирают сторонников, стараясь расположить зрителей в свою пользу, используют группу поддержки для совместного обсуждения проблемы и нахождения лучшего варианта аргументации. В ходе дебатов у членов каждой команды отрабатываются навыки совместного анализа новых аргументов оппонентов, умение приходить на помощь своему коллеге по ходу дебатов.
Группа поддержки (несколько человек - добровольцев, помогающих каждой команде готовиться к дебатам) учится коллективной мыслительной деятельности, приемам нахождения решений, аргументации и анализу аргументов своих единомышленников, прогнозированию аргументов оппонентов.
Зрители дебатов учатся слушать, выявлять и сопоставлять аргументы сторон, оценивать аргументированность высказываемых точек зрения» формулировать свое мнение по результатам обсуждения.
Очень эффективным представляется соревнование по дебатам между различными группами, факультетами, вузами. Рамки и форма дебатов, их подчеркнуто учебный характер, соревновательный элемент делают дебаты исключительно эффективной комплексной формой риторической подготовки их участников. Для учебной практики дебаты представляются наиболее естественной комплексной формой обучения публичному обсуждению проблем.
Важнейшая особенность дебатов заключается в том, что в их ходе не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводя аргументы; выслушивают оппонента, не перебивая; задают оппоненту вопросы только на прояснение его позиции, не вступая с ним при этом в спор.
В дебатах по регламенту нельзя критиковать, использовать фразы: Я не согласен; Вы не правы; Это неверно и подобные, можно только ставить вопросы, а также приводить аргументы в поддержку своей точки зрения.
1.10.2.3.2 Подготовка дебатов
Подготовка к дебатам включает несколько этапов:
1. Определение темы (проблемы) дебатов.
На этом этапе участники совместно с дебатным тренером определяют интересующую их тему для дебатов. Список возможных тем (проблем) лучше предварительно предложить участникам, можно дать им возможность подумать, посоветоваться друг с другом. Проблема для дебатов должна быть.
а) интересной для всех обучающихся;
б) общественно значимой, т.е. такой, решение которой так или иначе затрагивает конкретные интересы общества, отдельных людей,
в) такой, по которой общество разделяется во мнениях,
г) допускающей достаточно легко формулируемые разные точки зрения.
Приведем возможные темы для дебатов:
- Почему люди употребляют наркотики?
- Нужно ли платное образование?
- Нужна ли смертная казнь?
- Может ли свобода быть полной?
- Нужен ли суд присяжных? и др.
2. Формирование двух групп учащихся, имеющих сходные мнения по данной проблеме.
Тренер обобщенно формулирует две точки зрения по избранной проблеме: например, «Телевидение - это добро» и «Телевидение - это зло». Учащимся предлагается поднять руки - кто поддерживает одну точку зрения, а кто - другую. Это предварительное деление, которое позволяет перейти к следующему этапу - формированию групп поддержки и команд.
3. Формирование команд для дебатов.
Выделенные на предыдущем этапе группы собираются и выбирают из своего состава капитана и члена команды (команда насчитывает два человека). Тренер может и сам определить состав команды и назначить капитана, объявив остальных членов группой поддержки (лучше, чтобы группа поддержки не была большой – 3-5 человек).
Задача группы поддержки - помогать в сборе аргументов, подготовке вопросов и подготовке выступлений.
4. Определение тезисов для дебатов.
Это самый важный и трудный для участников этап подготовки. Тезис - это утверждение или отрицание, выражающее основную мысль, которую команда будет защищать в ходе дебатов. Каждая команда формулирует свой тезис, который она будет защищать. Здесь обязательна помощь тренера, который должен помочь каждой команде выбрать тезис для защиты.
Требования к тезису:
соответствие теме;
четкость формулировки;
достаточная краткость;
понятность слушателям;
удобство для защиты (команда должна быть уверена, что у нее наберется достаточно аргументов, чтобы защитить этот тезис).
Например, выбрана тема: «Всегда ли правы взрослые?». Тезисы не обязательно должны быть взаимоисключающими, они могут просто раскрывать разные стороны проблемы, как то:
взрослые в отношении детей всегда правы;
взрослые в отношении детей не всегда правы;
взрослые правы тогда, когда они говорят о «взрослых» вещах;
взрослые в отношении детей всегда не правы;
взрослые правы тогда, когда они используют свои знания и опыт;
взрослые не правы, когда сердятся;
взрослые всегда считают себя правыми, потому что у них есть опыт и знания;
для детей опыт взрослых - не доказательство их правоты;
взрослые бывают правы, но дети это не всегда сразу понимают,
10) взрослые могут ошибаться так же, как и дети.
Важно, чтобы оба тезиса, сформулированные командами для защиты в ходе дебатов, были разными, раскрывали разные стороны избранной для обсуждения проблемы. Тезис для защиты должен быть достаточно обобщенным, поскольку, чем более обобщенный тезис избран для защиты, тем больше аргументов можно привести в его защиту.
Каждая команда знает тезис, который будут защищать их оппоненты.
5. Подготовка команды к дебатам.
Определив тезис, каждая команда со своей группой поддержки подбирает аргументы для защиты своего тезиса, готовит выступления для дебатов и вопросы к оппонентам.
Участники дебатов (члены команды и группы поддержки) читают литературу по теме, самостоятельно подбирают материал, собирают мнения своих товарищей, родителей, авторитетных для них людей; можно провести социологический мини-опрос.
Тренер может дать каждой команде некоторый раздаточный материал по теме, например газетные публикации по данному вопросу. Тренер должен поработать с каждой командой и ее группой поддержки отдельно и помочь участникам подобрать аргументы к защищаемому им тезису.
Тренер стимулирует участников предлагать разные аргументы в поддержку избранного тезиса; все участники, включая членов группы поддержки, их записывают. Некоторые аргументы тренер может предложить участникам сам.
На завершающем этапе подготовки участники без тренера окончательно выбирают аргументы из собранных на предварительном этапе, располагают их в определенном порядке, распределяют аргументы между членом команды и капитаном, обдумывают, что вынести в заключительное слово, пишут тезисы своих выступлений (или полные их тексты - при отсутствии достаточной практики дебатирования). Каждый аргумент должен быть четко сформулирован, необходимо сопроводить его примером: эту работу участники проделывают самостоятельно.
Вариант проведения дебатов: обе команды готовят оба тезиса, а перед проведением дебатов по жребию определяют, кому какую точку зрения защищать (такова практика соревнований по дебатированию в США: там на соревнованиях по дебатированию по жребию выбирают из 8 тем не только тему, но и тезис, который предстоит защищать команде).