II. Основные виды и характеристики коммуникаций
Для более полного и определенного представления о предмете нам необходимо внести ясность в вопрос: по каким основаниям подразделять коммуникации?
Представляется рациональным выстроить некую единую систему классификации видов коммуникаций.
1. По ареалу распространения Сообщения (информации) коммуникации подразделяются на следующие виды:
♦ межличностные— коммуникации между отдельными индивидами;
♦ массовые — передача информации, обмен ею среди больших групп, слоев, как правило, с использованием технических средств или средств массовой информации. Приведем определение массовых коммуникаций Б. Фирсова: «Массовая коммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории»;
♦ глобальные— коммуникации, выходящие за пределы стран и континентов;
♦ региональные — коммуникации, осуществляемые в рамках региона;
♦ отраслевые— передача информации, обмен ею внутри отдельной отрасли.
2. По ареалу распространения с учетом особенностей Отправителя коммуникации подразделяются на несколько видов:
♦ личные— взаимодействие индивида с индивидом в личных целях;
♦ организационные или корпоративные (внутренние — внешние) — коммуникации, связанные с деятельностью определенной организации и осуществляемые в ее интересах;
♦ общенациональные— коммуникации, осуществляемые на государственном уровне;
♦ международные — коммуникации, осуществляемые между государствами или затрагивающие государственные интересы.
3. По характеру кодирования Сообщения (информации), независимо от специфики Получателя, коммуникации подразделяются на следующие виды:
♦ вербальные — коммуникации с использованием слова (речи или письма);
♦ невербальные— коммуникации без использования слов;
♦ устные— коммуникации, осуществляемые в непосредственном общении;
♦ письменные— коммуникации, осуществляемые опосредованно, с помощью текстов, зафиксированных на бумажных или иных носителях;
♦ электронные (неэлектронные).
4. По характеру кодирования с учетом специфики Получателя (адресата):
♦ публичные — коммуникации, обладающие экспрессией, рассчитанные на массовые аудитории;
♦ личностные (индивидуальные) — рассчитанные на получение Сообщения только конкретным индивидом;
♦ конфиденциальные — разновидность личностных коммуникаций, не рассчитанных на восприятие третьим индивидом;
♦ монокультурные (мультикультурные) — данные коммуникации строятся и осуществляются с учетом единой (или множественной) культурной, национальной среды.
5. По характеру процесса, с учетом его результативности коммуникации подразделяются на следующие виды:
♦ эффективные (успешные) — неэффективные. Проблема эффективности коммуникаций достаточно сложна. В каждой сфере деятельности эффективность коммуникации зависит от специфики самой деятельности. Общим является: наличие эффекта обратной связи и достижение поставленной цели;
♦ интенсивные— данная характеристика отражает энергичность производимых действий, их количество на единицу времени. Так, например, фирма проводит в течение недели пресс-тур, прием для акционеров, устраивает интервью по ТВ. Столь активным образом организованное общение можно назвать интенсивными коммуникациями. При этом не следует отождествлять интенсивность с эффективностью. Ведь уровень проведения мероприятий может оказаться невысоким, цели не будут достигнуты, то есть интенсивные коммуникации нельзя будет считать эффективными.
В ПР одинаково важны все виды коммуникаций. Причем на первый план выдвигается проблема успешности коммуникации. Ведь ПР предполагают не просто организацию процесса взаимодействия и общения, но прежде всего — достижение конкретного результата.
Готовится ли устное выступление или сочиняется текст для отправки клиенту, необходимо помнить, что мы осуществляем процесс передачи информации.
Чтобы максимум передаваемой нами информации достиг адресата, важно обеспечить соблюдение трех условий:
1)полнота информации;
2) язык и стиль коммуникации максимально соответствуют восприятию адресата, поняты им;
3) коммуникация выстроена с учетом конкретной цели (результата).
Принципиально важным является единство названных условий. Приведем конкретный пример. В администрацию провинциального банка приходит предложение о сотрудничестве от столичной фирмы, работающей в сфере информационных технологий. Большой объем текста, информация изложена в профессиональном стиле, насыщенном специальными терминами. В итоге заложенные в тексте варианты сотрудничества оказались как бы зашифрованными для работников провинциального банка, не имевших представления о предлагаемых новых технологиях. Хотя, возможно, в столичных городах данный текст был бы воспринят. В итоге коммуникация с точки зрения ПР не состоялась: конкретный результат (возникновение интереса к предложению) не достигнут. Явно нарушено второе условие — быть понятым адресатом. Текст следовало построить с учетом конкретного результата: доступным, популярным языком, не злоупотребляя полнотой информации как таковой. Только тогда считается коммуникация состоявшейся, когда информация воспринята адресатом. Квалификация ПР-специалиста предполагает это умение: находить верное соотношение между полнотой информации, ее характером — с учетом адресата и конкретной цели коммуникации.