Социального обеспечения в 1930 – 1970-е годы.
В годы Великой депрессии (экономический спад США в 30-х годах XX столетия характеризовался высоким уровнем безработицы, экономическим кризисом, свертыванием социальных программ) изменяются стратегия и тактика социальной работы. Методы индивидуальной работы постепенно становятся менее актуальны, поскольку массовая безработица, когда на улицы были выброшены миллионы людей, требовала иных подходов к проблемам помощи и поддержки нуждающихся. Социальное реформирование общества находится в центре внимания практики социальной работы.
В октябре 1931 года Уильям Ходсон, председатель Совета благосостояния Нью-Йорка, направил открытое письмо президенту Герберту Гуверу, в котором говорилось, что федеральное пособие по безработице не милосердие, а право нуждающихся. Можно отметить, что этими и другими акциями со стороны социальных работников было достигнуто слушание комитета сената по пособиям по безработице, где работники патроната выступили в качестве основных докладчиков. Однако в государстве еще господствовала идея, что общественная помощь деморализует и развращает нуждающихся, ичто можно проблемы решать при помощи частного милосердия, поэтому требования социальных работников не прошли. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример: в декабре 1930 года конгресс США одобрил ассигнование $ 45 миллионов, чтобы кормить пораженный домашний скот фермеров Арканзаса, но выступил против дополнительных $ 25 миллионов, чтобы кормить голодающих фермеров и их семейства.
Однако последствия депрессии становились все более ощутимыми, требовались уже экстренные меры по обеспечению занятости населения.
В 1932 году новый президент США Франклин Рузвельт вводит серию программ на федеральном уровне по сдерживанию массовой безработица. Был создан Гражданский корпус сохранения (С.С.С), цель которого предоставление тысячам безработных молодых людей работы по восстановлению лесных массивов от пожара и наводнений. Администрация общественных работ (P.W.A.) осуществляла занятость для миллионов граждан в программах общественных работ, чтобы стимулировать неразвитые отрасли промышленности, особенно строительство. Национальная администрация молодежи (N.Y. А.) обеспечила частично занятые рабочие места для учащихся средней школы и студентов колледжа так, чтобы они могли бы зарабатывать достаточно денег, чтобы закончить образование.
Однако это не означало, что все программы работали оптимально. В обществе еще придерживались той точки зрения, что частичная безработица желательна, так как стимулировала конкуренцию, к тому же общественные работы оплачивались значительно ниже самой низко квалифицированной работы.
В мае 1933 года выходит Федеральный акт чрезвычайный помощи, в соответствии с которым было выделено $ 500 миллионов, которые распределялись на социальные нужды.
В 1935 году выходит закон о социальном обеспечении, в соответствии с которым устанавливались три типа федерального обеспечения: социальное страхование, государственная поддержка, службы, относящиеся к охране здоровья и службам социального обеспечения. Можно отметить, что государственное страхование отличалось от государственной поддержки.
Программы государственного страхования требовали уплаты налогов в специальные фонды. Первоначально страхование распространялось на престарелых и оставшихся в живых членов семьи, а также безработных. Программы государственной поддержки не были связаны с выплатой налогов, поддержку мог получить даже тот член общества, который не платил налоги, однако их получение не поощрялось, так как социальное иждивенчество считалось недостойным свободного человека.
Большая депрессия и решения кабинета Франклина Рузвельта сыграли большое значение для развития профессии социальной работы. Было создано много рабочих мест, особенно для женщин, в социальном обеспечении, их численность по сравнению с 1930 годом увеличилась приблизительно на 40 000 человек. Происходит увеличение численности обучающихся в школах социальной работы, депрессия вызвала интерес к проблемам социальной политики и социального реформирования. Наблюдался даже «отток» психиатрических методов помощи, как заметил один из современников: «Вы не можете иметь дело с комплексами неполноценности у клиента, когда он голодает». Непосредственная задача социальной работы состояла в том, чтобы оказать помощь нуждающимся в продовольствии, одежде и защите. В 1936— 1937 годах на Национальной конференции на повестке дня важнейшими темами в области социального образования были темы, связанные с безработицей, администрированием, организацией помощи.
Вторая мировая война принесла полную занятость для большинства американского населения. Изменилось отношение к занятости среди цветного населения, которое получило рабочие места на фабриках и заводах. В 1941 году выходит известное постановление ф. Рузвельта за № 8802, которое запрещает «дискриминацию в занятости рабочих в различных отраслях промышленности из-за расы или национальной принадлежности». Администрация президента Ф. Рузвельта поняла, что темнокожее население — неиспользованный резерв рабочей силы, вот почему были дополнительно открыты более 100 000 рабочих мест, что не могло не сказаться на стабилизации рынка в целом.
В 1948 году национальная политика США начинает строиться, исходя из провозглашенного курса «построения государства всеобщего благосостояния», данная политика гарантировала каждому гражданину минимум экономической безопасности.
В 1949 году изменяется стратегия в практике социальной работы с группой. Ассоциация групповой работы официально утверждает определение стратегии в групповой работе, в которой видят: «Социальный работник группы дает возможность различным типам групп функционировать таким образом, чтобы взаимодействие групп и их программы вносили вклад в развитие индивидуума и достигали поставленных целей».
Цели имели достаточно широкий характер: они преследовали индивидуальное развитие, регулирование отношений между индивидуумами, индивидуумом и обществом, группой и обществом, ставили определенные задачи по развитию общественных отношений, определяли приоритеты по защите прав, свобод и индивидуальных различий.
В 1940— 1950 годы можно наблюдать рост интереса работников социальных служб к техникам индивидуальной работы со случаем, так как стабилизировались условия жизни и расширились параметры социальной защиты населения. Появляются потребности в психологической помощи населению, особенно в послевоенное время, когда ощущалась необходимость в семейном консультировании для всех классов общества. Вот почему намечается тенденция оттока профессионалов из общественного сектора и переход социальных работников в частные агентства помощи и поддержки.
Несмотря на ряд экономических спадов (в 1948 —1949, 1953- 1954, и 1957-1958 годах), американское общество становится лидером по уровню жизни населения. Однако революция в сельском хозяйстве и миграция людей из Латинской Америки выдвигают новые проблемы и задачи перед обществом.
Развитие социальной работы с группой на данном этапе было связано с отходом от концепций социального действия и переходом к концепциям лечения. Это было связано с политической обстановкой, наступала эпоха «холодной войны», и в американском обществе получает распространение идеология маккартизма.
Поэтому основной акцент групповой работы делается на терапевтической работе, особенно на директивной ее форме, это работа в области межкультурных и межрасовых программ. Дальнейшее распространение получает групповая работа среди молодежи, развивается сотрудничество между представителями школ индивидуальной и групповой работы.
На этом этапе происходит окончательная идентификация групповой работы как направления социальной работы. В 1955 году, когда Американская ассоциация групповой работы с другими организациями вошла в состав Национальной ассоциации социальной работы, окончательно было зафиксировано, что работа с группой представляет собой один из методов социальной работы. Такое решение не могло не отразиться на образовательной практике, школы социальной работы включили в свои учебные планы изучение социальной групповой работы наряду с индивидуальной работой.
Сельскохозяйственная революция, которая произошла Между 1940-ми и 1960-ми годами, модернизация и механизация сельского труда уменьшили потребность в рабочей силе фермы. Президентская комиссия по сельской бедности констатировала, что между 1950 и 1965 годом новые машины и сельскохозяйственные методы увеличили продукцию в фермерских хозяйствах в Соединенных Штатах на 45%, и в то же самое время уменьшили занятость на фермах на 45%. Между 1940 и 1970 годами более чем двадцать миллионов человек (большую часть которых составляло цветное население) были вынуждены уйти из фермерских хозяйств, особенно на юге.
В 1961 году президент Кеннеди обратился к нации и предложил выступить против общих врагов человечества: « тирании, бедности, болезней и войны», отстаивая ту позицию, что помощь должна быть расширена на бедных и угнетенных, особенно цветное население. В 60-х годах президент Кеннеди осуществляет серию реформ по борьбе с бедностью.
В 1962 году введена в действие программа помощи семьям с детьми, которые имеют безработного родителя. Развивается сеть программ по профессиональному обучению и переобучению безработных. Проект, который осуществлялся, представлял собой национальную программу для поддержки работающих неимущих, где реализовывались базисные потребности, учитывающие уход за детьми и медицинское обслуживание. Однако программа потерпела неудачу, в полном объеме не была предоставлена работа нуждающимся, и их заработная плата была невысокой по сравнению с другими слоями населения.
Неудачи данной программы были обусловлены и политической обстановкой в мире, так как была в разгаре «холодная война» (состояние конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами с другой, продолжавшееся с 1946 г. по конец 80-х годов), и много средств было направлено на вооружение, чтобы противостоять Советскому Союзу.
Однако постепенно нарастало мощное движение в самих США, которое было связано с борьбой за гражданские права цветного населения.
Движение за гражданские права всегда присутствовало в американской истории со времен Дж. Вашингтона, однако после Второй мировой войны это стало неотъемлемой частью социальной политики США, особенно после принятия поправок к Акту социального обеспечения 1962 года. В соответствии с этим законом увеличивалась федеральная поддержка Й сфере социального обеспечения, особенно для цветного населения.
Поправки касались также психического здоровья населения. Было подчеркнуто, что администрация будет поддерживать альтернативные модели профилактики психического здоровья населения и что необходимо создать деинституционализационную модель работы с людьми, имеющими проблемы с психическим здоровьем.
В 60-е годы в США начинает разворачиваться работа в коммъюните (сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории). Она формировалась на волне массовых протестов, движения за гражданские права населения. Постепенно от методов социальных акций социальные работники стали переходить в общине к работе по планированию, поддержанию порядка.
В процессе формирования концептов социальной политики были сформулированы ее основные принципы, которые можно свести к следующему: государство через систему социальных служб оказывает помощь и поддержку нуждающимся только в том случае, когда удовлетворение индивидуальных нужд невозможно через институт семьи и резервы частного рынка. Однако и в этом случае поддержка оказывается только временно. Сущность такого подхода была сформулирована профессором Пикок: «Объектом подлинного государственного обеспечения является обучение нуждающихся, как им обходиться без него».
Характерной особенностью современной социальной политики является децентрализация, наличие большого количества социальных адресных программ, регламентируемых федеральным законодательством, либо законодательством штатов. Реализация остаточной модели социальной политики осуществляется в формах государственного страхования и социальной помощи, которые имеют различные источники финансирования. Социальное страхование образуется за счет целевого налога на социальное страхование, который взимается с трудящихся и предпринимателей, а социальная помощь осуществляется за счет государственных ассигнований.
Вместе с тем на данном этапе развития общества окончательно сформировались подходы к идеологии социальной политики у республиканцев и демократов, и эти подходы были реализованы в последующие годы.
Республиканцы — консерваторы. В экономике консерваторы придерживаются принципов невмешательства в государственные управленческие функции, позволяя правительству свободно работать на рынке. Поддерживать и поощрять правительство через налоговое стимулирование с целью лучшего регулирования бизнеса, индустрии, общества — одно из приоритетных направлений консерваторов. Придерживаясь позиции свободного рынка как лучшего средства обеспечения экономического процветания, консерваторы считают, что он обеспечит решение задач выполнения индивидуальной помощи. Консерваторы главные защитники остаточного финансирования социальных программ, В концепциях социального благосостояния большое значение придается временным мерам социальной поддержки. Долгосрочные социальные программы, по их мнению, ослабляют волю к жизни получателей помощи, и они становятся постоянно зависимыми. Однако республиканцы не отрицают христианскую поддержку, поскольку в обществе могут быть «удачливые» и «неудачливые» люди, которым необходима помощь гражданского общества. Государственное финансирование с позиций консерваторов должно осуществляться для развития социальных служб и сектора здравоохранения, но и здесь большое значение придается организациям, финансируемым из частных фондов, эффективность которых выше на рынке социальных услуг.
Демократы — либералы. Они полагают, что прогресс влияет на типологию общества, помогает регулировать интересы различных групп, компетентно реагировать на возникающие проблемы. Отстаивая принципы свободной экономики, тем не менее они считают, что при этом возможно развивать различные виды поддержки нуждающимся, обеспечивая социальную справедливость на основе регулирования.
В подходах к социальному благосостоянию большое внимание уделяется государственным программам, таким как: социальное обеспечение населения, социальная помощь нуждающимся, бесплатная выдача лекарств «социально неполноценным гражданам» и другие акции. Большая роль в соблюдении социальных гарантий граждан, их прав и свобод, в контроле над негативными последствиями капиталистического производства принадлежит государству. Оно должно обеспечивать всех равными условиями для личностного роста и индивидуального развития. Либералы большое значение в системе социального обеспечения придают развитию институтов социальной поддержки. Они считают, что система социального обслуживания, включающая в себя службы семьи, неотложной помощи, индивидуальной поддержки, консультирования, здоровья, службы детской поддержки, являются непременным условием общественной стабильности.
3. Система социальной работы и социального обеспечения
в 70 — 90-е годы.
Десятилетие семидесятых связывают с «революцией» в области прав человека. Политика государства всеобщего благоденствия не рассматривалась только с классовых и экономических позиций, она была значительно шире, учитывались интересы этнических групп, религиозной направленности, сексуальной ориентации субъектов. Государственная политика была направлена на оказание помощи различным группам населения, на осуществление программ по профилактике заболеваний, получения различных видов образования. Однако можно было наблюдать, как постепенно замедлились федеральные расходы на различные федеральные программы. Это привело к тому, что социальные работники стали меньше принимать участие в таких программах, как развитие общин, гражданские права, уход за детьми и престарелыми. Уменьшился объем федеральных программ в области подготовки социальных работников, так как снизился объем их финансирования по всем штатам. А это привело к снижению уровня занятости социальных работников.
Данный период практики социальной работы с группой характеризуется расширением практики деятельности и развитием методов работы, она направлена на расширение индивидуальных возможностей человека, его самоактуализацию, развитие гуманистических ценностей.
Несмотря на то, что проблемы идентичности групповой работы с социальной работой потеряли свою научную актуальность, дискуссии относительно целей и функций социальной работы с группой оставались.
Секции групповой работы Национальной ассоциации социальной работы в 70-х годах в конечном итоге все же удалось сформулировать основные цели социальной работы с группой:
· корректирующие — обеспечить получение позитивного опыта в ситуациях социальных и индивидуальных дисфункций;
· профилактические — предотвратить социальные и индивидуальные кризисы в ситуациях, где имеется опасность ухудшения процесса жизнедеятельности;
· позитивного роста и развития — чтобы облегчить развитие индивидуумов в период кризисных жизненных циклов;
· повышения индивидуальной самооценки — чтобы достигнуть большей степени самореализации через значимые межличностные отношения;
· гражданской ответственности и участия — чтобы сформировать демократические ценности среди членов группы, как активных участников общественной жизни.
В период правления Р. Рейгана произошло уменьшение государственного внимания к социальным проблемам. По оценке специалистов, это привело к тому, что количество бездомных увеличилось от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов. Такая ситуация привела к необходимости администрации Р. Рейгана издать в 1987 году закон помощи бездомным, однако это не способствовало разрешению проблемы.
Администрация Р.Рейгана предприняла попытки сокращения государственных программ в области здравоохранения. Это привело к тому, что по медицинской программе «Медикэр» не покрывалась стоимость получаемого обслуживания. А сложные операции по трансплантации органов становились недоступными для рядового американца.
Не имели особого успеха меры в период правления Рональда Рейгана по приватизации учреждений социального обслуживания. Хотя частный сектор услуг стал более гибким, оперативным в управлении, тем не менее, сузился круг лиц, имеющих возможность получать помощь и поддержку.
В период правления администрации президента Буша в 1991 году выходит акт гражданских прав, расширяющий права человека. Дискриминация человека на основании его вероисповедания, расы, убеждений, сексуальных ориентацией запрещена. Однако декларации на фоне снижения уровня экономики, этнических бунтов в Лос-Анджелесе в 1992 году показали, что проблемы дискриминации и бедности — реальность современной Америки.
Президент Б. Клинтон в своей предвыборной кампании декларировал необходимость наличия всей системы здравоохранения, социального обеспечения. Были предприняты попытки реформирования системы занятости населения.
К началу XXI века в США решены многие социальные проблемы, однако проблемы дискриминации, расово-этнических групп, женской безработицы, экономической безопасности не решены. Безработица среди населения в эпоху постиндустриального общества является насущной проблемой дня. Требуют реорганизации система здравоохранения, система социального обеспечения.
Основные понятия темы:
безработица, Великая депрессия, государственное страхование, Гражданский корпус сохранения, диагностическая школа, индивидуальная работа со случаем, миграция, образование в области социальной работы, общественные работы, пособие по безработице, социальная работа с группой.
Темы рефератов
1. Становление диагностической школы социальной работы.
2. Общественные работы в период Великой депрессии.
3. Развитие социальной работы с группой в 50 — 80-е годы.
4. Инфраструктура социальной поддержки населения США в конце 90-х годов.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Какие социально-историческиме тенденции послужили основанием для оформления индивидуальной работы со случаем?
2. Дайте характеристику тенденций социальной работы в период Великой депрессии.
3. Раскройте основные этапы развития индивидуальной социальной работы и работы с группой в 30 – 70-ые годы.
4. Каковы особенности социальной работы в общине в 60-е годы в США.
5. Покажите на примере США как тенденции сокращения инвестиций в социальную сферу изменяют социально-политическую ситуацию в стране.
6. Раскройте основные проблемы состояния социальной работы в США на рубеже XX и XXI веков.
Литература
1. Леннеер-Аксельсон, Тюлефсон И. Психосоциальная помощь населению. М., 1995.
2. Саппс М., Уэлс К. Опыт социальной работы. М., 1994.
3. Социальная работа. Вып. 1-10/ Под ред. Зимней И.А.
4. Социальное обеспечение в зарубежных странах. М. 1989.
5. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. Т.1. М., 1994