Социального обеспечения в 1930 – 1970-е годы.

В годы Великой депрессии (экономический спад США в 30-х годах XX столетия характеризовался вы­соким уровнем безработицы, экономическим кризи­сом, свертыванием социальных программ) изменяют­ся стратегия и тактика социальной работы. Методы индивидуальной работы постепенно становятся ме­нее актуальны, поскольку массовая безработица, ког­да на улицы были выброшены миллионы людей, тре­бовала иных подходов к проблемам помощи и под­держки нуждающихся. Социальное реформирование общества находится в центре внимания практики со­циальной работы.

В октябре 1931 года Уильям Ходсон, председатель Совета благосостояния Нью-Йорка, направил откры­тое письмо президенту Герберту Гуверу, в котором го­ворилось, что федеральное пособие по безработице не милосердие, а право нуждающихся. Можно отметить, что этими и другими акциями со стороны социальных работников было достигнуто слушание комитета сена­та по пособиям по безработице, где работники патро­ната выступили в качестве основных докладчиков. Однако в государстве еще господствовала идея, что об­щественная помощь деморализует и развращает нуж­дающихся, ичто можно проблемы решать при помощи частного милосердия, поэтому требования социальных работников не прошли. В качестве иллюстрации мож­но привести следующий пример: в декабре 1930 года конгресс США одобрил ассигнование $ 45 миллионов, чтобы кормить пораженный домашний скот фермеров Арканзаса, но выступил против дополнительных $ 25 миллионов, чтобы кормить голодающих фермеров и их семейства.

Однако последствия депрессии становились все более ощутимыми, требовались уже экстренные меры по обеспечению занятости населения.

В 1932 году новый президент США Франклин Рузвельт вводит серию программ на федеральном уровне по сдерживанию массовой безработица. Был создан Гражданский корпус со­хранения (С.С.С), цель которого пре­доставление тысячам безработных молодых людей работы по восстанов­лению лесных массивов от пожара и наводнений. Администрация обще­ственных работ (P.W.A.) осуществля­ла занятость для миллионов граждан в программах общественных работ, чтобы стимулировать неразвитые отрасли промышлен­ности, особенно строительство. Национальная админи­страция молодежи (N.Y. А.) обеспечила частично заня­тые рабочие места для учащихся средней школы и сту­дентов колледжа так, чтобы они могли бы зарабатывать достаточно денег, чтобы закончить образование.

Однако это не означало, что все программы рабо­тали оптимально. В обществе еще придерживались той точки зрения, что частичная безработица желательна, так как стимулировала конкуренцию, к тому же обще­ственные работы оплачивались значительно ниже самой низко квалифицированной работы.

В мае 1933 года выходит Федеральный акт чрезвы­чайный помощи, в соответствии с которым было выде­лено $ 500 миллионов, которые распределялись на со­циальные нужды.

В 1935 году выходит закон о социальном обеспече­нии, в соответствии с которым устанавливались три типа федерального обеспечения: социальное страхо­вание, государственная поддержка, службы, относя­щиеся к охране здоровья и службам социального обес­печения. Можно отметить, что государственное стра­хование отличалось от государственной поддержки.

Программы государственного страхования требовали уплаты налогов в специальные фонды. Первона­чально страхование распространялось на престарелых и оставшихся в живых членов семьи, а также безра­ботных. Программы государственной поддержки не были связаны с выплатой налогов, поддержку мог получить даже тот член общества, который не платил налоги, однако их получение не поощрялось, так как социальное иждивенчество считалось недостойным свободного человека.

Большая депрессия и решения кабинета Франкли­на Рузвельта сыграли большое значение для развития профессии социальной работы. Было создано много рабочих мест, особенно для женщин, в социальном обеспечении, их численность по сравнению с 1930 го­дом увеличилась приблизительно на 40 000 человек. Происходит увеличение численности обучающихся в школах социальной работы, депрессия вызвала инте­рес к проблемам социальной политики и социального реформирования. Наблюдался даже «отток» психиат­рических методов помощи, как заметил один из совре­менников: «Вы не можете иметь дело с комплексами неполноценности у клиента, когда он голодает». Не­посредственная задача социальной работы состояла в том, чтобы оказать помощь нуждающимся в продоволь­ствии, одежде и защите. В 1936— 1937 годах на Наци­ональной конференции на повестке дня важнейшими темами в области социального образования были темы, связанные с безработицей, администрированием, орга­низацией помощи.

Вторая мировая война принесла полную занятость для большинства американского населения. Измени­лось отношение к занятости среди цветного населения, которое получило рабочие места на фабриках и заво­дах. В 1941 году выходит известное постановление ф. Рузвельта за № 8802, которое запрещает «дискрими­нацию в занятости рабочих в различных отраслях про­мышленности из-за расы или национальной принад­лежности». Администрация президента Ф. Рузвельта по­няла, что темнокожее население — неиспользованный резерв рабочей силы, вот почему были дополнительно открыты более 100 000 рабочих мест, что не могло не сказаться на стабилизации рынка в целом.

В 1948 году национальная политика США начинает строиться, исходя из провозглашенного курса «построения государства всеобщего благосостояния», дан­ная политика гарантировала каждому гражданину ми­нимум экономической безопасности.

В 1949 году изменяется стратегия в практике со­циальной работы с группой. Ассоциация групповой работы официально утверждает определение страте­гии в групповой работе, в которой видят: «Социальный работник группы дает возможность различным типам групп функционировать таким образом, чтобы взаи­модействие групп и их программы вносили вклад в развитие индивидуума и достигали поставленных це­лей».

Цели имели достаточно широкий характер: они преследовали индивидуальное развитие, регулирова­ние отношений между индивидуумами, индивидуумом и обществом, группой и обществом, ставили опреде­ленные задачи по развитию общественных отношений, определяли приоритеты по защите прав, свобод и ин­дивидуальных различий.

В 1940— 1950 годы можно наблюдать рост инте­реса работников социальных служб к техникам ин­дивидуальной работы со случаем, так как стабили­зировались условия жизни и расширились парамет­ры социальной защиты населения. Появляются потребности в психологической помощи населению, особенно в послевоенное время, когда ощущалась необходимость в семейном консультировании для всех классов общества. Вот почему намечается тен­денция оттока профессионалов из общественного сектора и переход социальных работников в част­ные агентства помощи и поддержки.

Несмотря на ряд экономических спадов (в 1948 —1949, 1953- 1954, и 1957-1958 годах), американское обще­ство становится лидером по уровню жизни населения. Однако революция в сельском хозяйстве и миграция людей из Латинской Америки выдвигают новые про­блемы и задачи перед обществом.

Развитие социальной работы с группой на данном этапе было связано с отходом от концепций социаль­ного действия и переходом к концепциям лечения. Это было связано с политической обстановкой, наступала эпоха «холодной войны», и в американском обществе получает распространение идеология маккартизма.

Поэтому основной акцент групповой работы делается на терапевтической работе, особенно на директивной ее форме, это работа в области межкультурных и меж­расовых программ. Дальнейшее распространение получает групповая работа среди молодежи, развива­ется сотрудничество между представителями школ индивидуальной и групповой работы.

На этом этапе происходит окончательная идентификация групповой работы как направления социаль­ной работы. В 1955 году, когда Американская ассоци­ация групповой работы с другими организациями вошла в состав Национальной ассоциации социальной работы, окончательно было зафиксировано, что рабо­та с группой представляет собой один из методов со­циальной работы. Такое решение не могло не отразить­ся на образовательной практике, школы социальной работы включили в свои учебные планы изучение социальной групповой работы наряду с индивидуаль­ной работой.

Сельскохозяйственная революция, которая про­изошла Между 1940-ми и 1960-ми годами, модерниза­ция и механизация сельского труда уменьшили потреб­ность в рабочей силе фермы. Президентская комис­сия по сельской бедности констатировала, что между 1950 и 1965 годом новые машины и сельскохозяйствен­ные методы увеличили продукцию в фермерских хо­зяйствах в Соединенных Штатах на 45%, и в то же са­мое время уменьшили занятость на фермах на 45%. Между 1940 и 1970 годами более чем двадцать миллионов человек (большую часть которых составляло цветное на­селение) были вынуждены уйти из фер­мерских хозяйств, особенно на юге.

В 1961 году президент Кеннеди обратился к нации и предложил выступить против общих врагов человечества: « тирании, бедности, болезней и войны», отстаивая ту позицию, что помощь должна быть расширена на бедных и угнетенных, особенно цветное население. В 60-х годах президент Кеннеди осуществляет серию реформ по борьбе с бедностью.

В 1962 году введена в действие программа помощи семьям с детьми, которые имеют безработного роди­теля. Развивается сеть программ по профессиональ­ному обучению и переобучению безработных. Проект, который осуществлялся, представлял собой нацио­нальную программу для поддержки работающих не­имущих, где реализовывались базисные потребности, учитывающие уход за детьми и медицинское обслужи­вание. Однако программа потерпела неудачу, в пол­ном объеме не была предоставлена работа нуждаю­щимся, и их заработная плата была невысокой по сравнению с другими слоями населения.

Неудачи данной программы были обусловлены и политической обстановкой в мире, так как была в раз­гаре «холодная война» (состояние конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами с дру­гой, продолжавшееся с 1946 г. по конец 80-х годов), и много средств было направлено на вооружение, что­бы противостоять Советскому Союзу.

Однако постепенно нарастало мощное движение в самих США, которое было связано с борьбой за граж­данские права цветного населения.

Движение за гражданские права всегда присут­ствовало в американской истории со времен Дж. Ва­шингтона, однако после Второй мировой войны это стало неотъемлемой частью социальной политики США, особенно после принятия поправок к Акту со­циального обеспечения 1962 года. В соответствии с этим законом увеличивалась федеральная поддержка Й сфере социального обеспечения, особенно для цвет­ного населения.

Поправки касались также психического здоровья населения. Было подчеркнуто, что администрация бу­дет поддерживать альтернативные модели профилак­тики психического здоровья населения и что необхо­димо создать деинституционализационную модель работы с людьми, имеющими проблемы с психичес­ким здоровьем.

В 60-е годы в США начинает разворачиваться ра­бота в коммъюните (сообщество индивидов, объединен­ных общими ценностями, интересами, придерживаю­щихся единых конфессиональных взглядов и прожи­вающих в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории). Она формировалась на волне массовых протестов, движения за граждан­ские права населения. Постепенно от методов соци­альных акций социальные работники стали перехо­дить в общине к работе по планированию, поддержа­нию порядка.

В процессе формирования концептов социальной политики были сформулированы ее основные прин­ципы, которые можно свести к следующему: государ­ство через систему социальных служб оказывает по­мощь и поддержку нуждающимся только в том случае, когда удовлетворение индивидуальных нужд невоз­можно через институт семьи и резервы частного рын­ка. Однако и в этом случае поддержка оказывается только временно. Сущность такого подхода была сфор­мулирована профессором Пикок: «Объектом подлин­ного государственного обеспечения является обучение нуждающихся, как им обходиться без него».

Характерной особенностью современной социальной политики является децентрализация, наличие большого количества социальных адресных программ, регламен­тируемых федеральным законодательством, либо зако­нодательством штатов. Реализация остаточной модели со­циальной политики осуществляется в формах государ­ственного страхования и социальной помощи, которые имеют различные источники финансирования. Социаль­ное страхование образуется за счет целевого налога на социальное страхование, который взимается с трудящих­ся и предпринимателей, а социальная помощь осуще­ствляется за счет государственных ассигнований.

Вместе с тем на данном этапе развития общества окончательно сформировались подходы к идеологии социальной политики у республиканцев и демократов, и эти подходы были реализованы в последующие годы.

Республиканцы — консерваторы. В экономике кон­серваторы придерживаются принципов невмешатель­ства в государственные управленческие функции, по­зволяя правительству свободно работать на рынке. Поддерживать и поощрять правительство через нало­говое стимулирование с целью лучшего регулирова­ния бизнеса, индустрии, общества — одно из приори­тетных направлений консерваторов. Придерживаясь позиции свободного рынка как лучшего средства обес­печения экономического процветания, консерваторы считают, что он обеспечит решение задач выполнения индивидуальной помощи. Консерваторы главные за­щитники остаточного финансирования социальных программ, В концепциях социального благосостояния большое значение придается временным мерам соци­альной поддержки. Долгосрочные социальные про­граммы, по их мнению, ослабляют волю к жизни по­лучателей помощи, и они становятся постоянно зави­симыми. Однако республиканцы не отрицают христианскую поддержку, поскольку в обществе мо­гут быть «удачливые» и «неудачливые» люди, которым необходима помощь гражданского общества. Государ­ственное финансирование с позиций консерваторов должно осуществляться для развития социальных служб и сектора здравоохранения, но и здесь большое значение придается организациям, финансируемым из частных фондов, эффективность которых выше на рынке социальных услуг.

Демократы — либералы. Они полагают, что про­гресс влияет на типологию общества, помогает регу­лировать интересы различных групп, компетентно ре­агировать на возникающие проблемы. Отстаивая прин­ципы свободной экономики, тем не менее они считают, что при этом возможно развивать различные виды под­держки нуждающимся, обеспечивая социальную спра­ведливость на основе регулирования.

В подходах к социальному благосостоянию большое внимание уделяется государственным программам, та­ким как: социальное обеспечение населения, соци­альная помощь нуждающимся, бесплатная выдача лекарств «социально неполноценным гражданам» и другие акции. Большая роль в соблюдении социальных гарантий граждан, их прав и свобод, в контроле над негативными последствиями капиталистического про­изводства принадлежит государству. Оно должно обеспечивать всех равными условиями для личностного ро­ста и индивидуального развития. Либералы большое значение в системе социального обеспечения прида­ют развитию институтов социальной поддержки. Они считают, что система социального обслуживания, включающая в себя службы семьи, неотложной помо­щи, индивидуальной поддержки, консультирования, здоровья, службы детской поддержки, являются непре­менным условием общественной стабильности.

 

 

3. Система социальной работы и социального обес­печения

в 70 — 90-е годы.

 

Десятилетие семидесятых связывают с «революцией» в области прав человека. Политика государства всеобще­го благоденствия не рассматривалась только с классовых и экономических позиций, она была значительно шире, учитывались интересы этнических групп, религиозной на­правленности, сексуальной ориентации субъектов. Госу­дарственная политика была направлена на оказание по­мощи различным группам населения, на осуществление программ по профилактике заболеваний, получения раз­личных видов образования. Однако можно было наблю­дать, как постепенно замедлились федеральные расходы на различные федеральные программы. Это привело к тому, что социальные работники стали меньше принимать участие в таких программах, как развитие общин, граж­данские права, уход за детьми и престарелыми. Умень­шился объем федеральных программ в области подготов­ки социальных работников, так как снизился объем их фи­нансирования по всем штатам. А это привело к снижению уровня занятости социальных работников.

Данный период практики социальной работы с группой характеризуется расширением практики де­ятельности и развитием методов работы, она направ­лена на расширение индивидуальных возможностей человека, его самоактуализацию, развитие гуманисти­ческих ценностей.

Несмотря на то, что проблемы идентичности груп­повой работы с социальной работой потеряли свою на­учную актуальность, дискуссии относительно целей и функций социальной работы с группой оставались.

Секции групповой работы Национальной ассоциа­ции социальной работы в 70-х годах в конечном итоге все же удалось сформулировать основные цели соци­альной работы с группой:

 

· корректирующие — обеспечить получение пози­тивного опыта в ситуациях социальных и индиви­дуальных дисфункций;

· профилактические — предотвратить социальные и индивидуальные кризисы в ситуациях, где име­ется опасность ухудшения процесса жизнедея­тельности;

· позитивного роста и развития — чтобы облегчить развитие индивидуумов в период кризисных жиз­ненных циклов;

· повышения индивидуальной самооценки — что­бы достигнуть большей степени самореализа­ции через значимые межличностные отноше­ния;

· гражданской ответственности и участия — чтобы сформировать демократические ценности среди членов группы, как активных участников обще­ственной жизни.

 

В период правления Р. Рейгана произошло умень­шение государственного внимания к социальным про­блемам. По оценке специалистов, это привело к тому, что количество бездомных увеличилось от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов. Такая ситуация привела к необходимости администрации Р. Рейгана издать в 1987 году закон помощи бездомным, однако это не способствовало разрешению проблемы.

Администрация Р.Рейгана предприняла попытки сокращения государственных программ в области здравоохранения. Это привело к тому, что по медицин­ской программе «Медикэр» не покрывалась стоимость получаемого обслуживания. А сложные операции по трансплантации органов становились недоступными для рядового американца.

Не имели особого успеха меры в период правле­ния Рональда Рейгана по приватизации учреждений социального обслуживания. Хотя частный сектор ус­луг стал более гибким, оперативным в управлении, тем не менее, сузился круг лиц, имеющих возможность по­лучать помощь и поддержку.

В период правления администрации президента Буша в 1991 году выходит акт гражданских прав, рас­ширяющий права человека. Дискриминация человека на основании его вероисповедания, расы, убеждений, сексуальных ориентацией запрещена. Однако декла­рации на фоне снижения уровня экономики, этничес­ких бунтов в Лос-Анджелесе в 1992 году показали, что проблемы дискриминации и бедности — реальность современной Америки.

Президент Б. Клинтон в своей предвыборной кам­пании декларировал необходимость наличия всей си­стемы здравоохранения, социального обеспечения. Были предприняты попытки реформирования систе­мы занятости населения.

К началу XXI века в США решены многие соци­альные проблемы, однако проблемы дискриминации, расово-этнических групп, женской безработицы, эко­номической безопасности не решены. Безработица среди населения в эпоху постиндустриального обще­ства является насущной проблемой дня. Требуют ре­организации система здравоохранения, система соци­ального обеспечения.

 

Основные понятия темы:

безработица, Великая депрессия, государственное страхование, Гражданский корпус сохранения, диагностическая школа, индивидуальная работа со случаем, миграция, образование в области со­циальной работы, общественные работы, пособие по безработице, социальная работа с группой.

 

Темы рефератов

1. Становление диагностической школы социальной работы.

2. Общественные работы в период Великой депрес­сии.

3. Развитие социальной работы с группой в 50 — 80-е годы.

4. Инфраструктура социальной поддержки населе­ния США в конце 90-х годов.

 

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Какие социально-историческиме тенденции по­служили основанием для оформления индивиду­альной работы со случаем?

2. Дайте характеристику тенденций социальной ра­боты в период Великой депрессии.

3. Раскройте основные этапы развития индивидуальной социальной работы и работы с группой в 30 – 70-ые годы.

4. Каковы особенности социальной работы в общине в 60-е годы в США.

5. Покажите на примере США как тенденции сокращения инвестиций в социальную сферу изменяют социально-политическую ситуацию в стране.

6. Раскройте основные проблемы состояния социальной работы в США на рубеже XX и XXI веков.

 

Литература

1. Леннеер-Аксельсон, Тюлефсон И. Психосоциальная помощь населению. М., 1995.

2. Саппс М., Уэлс К. Опыт социальной работы. М., 1994.

3. Социальная работа. Вып. 1-10/ Под ред. Зимней И.А.

4. Социальное обеспечение в зарубежных странах. М. 1989.

5. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. Т.1. М., 1994