Социальная работа и система социальной защиты во Франции

 

Система социальной защиты населения и социаль­ной работы принимает в XX веке новые черты. Можно отметить, что в ее становлении принимали участие как благотворительные организации взаимопомощи, так и частные предприниматели и государственные органы.

В начале века во Франции принимается ряд зако­нов, направленных на формирование системы социаль­ной помощи. Этому предшествовали решения Между­народного конгресса благотворительных сил, который состоялся в 1889 году в Париже. На этом конгрессе были заложены основополагающие принципы социаль­ной помощи: принцип обязательной помощи государ­ством коллективным обществам; принцип государствен­ной помощи на основе территориального подхода и фи­нансовой поддержки; принцип дополнительной поддержки, т. е. поддержка оказывается частному лицу с учетом помощи в любой другой форме, например, по­мощи семье.

В соответствии с этими решениями во Франции в 1904 году выходит закон о помощи детям, а в 1905 — закон о помощи престарелым, хроническим и неизле­чимым больным. На основе этих законов к 1906 году была оказана помощь 1 320 000 человек.

После окончания Первой мировой войны во Фран­ции начинает складываться система социального страхования. Однако первые тенденции данного на­правления поддержки начинают формироваться в промышленности еще в 1916 году. Так, в Гренобле промышленники начинают выплачивать пособия ра­бочим, имеющим на своем иждивении детей. Много­детные рабочие, опасаясь, что работодатели не будут брать их на работу, принимают решение о создании компенсационных касс, которые призваны были урав­нивать затраты своих членов.

В 1928 году предпринимается попытка введения за­кона о страховании по старости и болезни, но он не про­ходит. После пересмотра закона он принимается в 1930 году со следующими поправками: снижение уровня от­числений: так, наниматель и служащий вносили взнос в размере 8%, страховка по старости обеспечивала 40% средней заработной платы работника, вышедшего на промышленности еще в 1916 году. Так, в Гренобле промышленники начинают выплачивать пособия ра­бочим, имеющим на своем иждивении детей. Много­детные рабочие, опасаясь, что работодатели не будут брать их на работу, принимают решение о создании компенсационных касс, которые призваны были урав­нивать затраты своих членов.

В 1928 году предпринимается попытка введения за­кона о страховании по старости и болезни, но он не про­ходит. После пересмотра закона он принимается в 1930 году со следующими поправками: снижение уровня от­числений: так, наниматель и служащий вносили взнос в размере 8%, страховка по старости обеспечивала 40% средней заработной платы работника, вышедшего на пенсию в 60 лет после 30 лет выплаты взносов. Страху­емые могли выбирать страховщиков через общества вза­имопомощи, профсоюзы или религиозные организации, был установлен регламент выплаты пособий в случае за­болевания, материнства, старости или смерти.

С 1932 года во Франции выплата семейных посо­бий становится обязательной для всех наемных работ­ников в промышленности, торговле, сельском хозяй­стве и свободных профессиях. Разработанная система была расширена к 1938 году, и она охватывала мелких землевладельцев.

Можно отметить, что Первая мировая война акти­визировала движение благотворительных сил во Фран­ции, наблюдался рост различных направлений деятель­ности. В связи с тем, что последствия войны наиболее тяжело отразилось на детях, можно отметить, что в связи с этим проявилась определенная активизация данного направления деятельности.

В 1923 году в Париже образуется Ассоциация Оль­ги Спитзер. Она поставила перед собой задачу не толь­ко обеспечить приют бездомным детям, но и представ­лять интересы ребенка в суде, оказывать медико-пси­хологическую помощь детям и подросткам, вести воспитательную работу в общинах.

В 20-х годах активизирует деятельность Француз­ский союз защиты детей. Несмотря на то, что он был организован в 1887 году, тем не менее его расцвет деятельности приходится на эти годы. Союз прини­мал детей в свои учреждения после решения суда, проводил мероприятия по реабилитации детей и под­ростков.

В 30-е годы, с ростом мирового экономического кризиса, во Франции наблюдается роет числа безра­ботных, особенно среди молодежи. В этой связи появ­ляются центры профессиональной переподготовки безработной молодежи, активизируются центры ани­мации, организованной досуговой деятельности. В 1937 году возникает педагогическое движение обучения ак­тивным методам воспитания — СЕМЕА, которая зало­жила основы социокультурной анимации во Франции: организации досуга и каникул учащихся, воспитания культурного развития детей и подростков.

После Второй мировой войны начинается новый этап развития системы социальной защиты населения и социальной работы во Франции.

В 1945 году создается организация социального обеспечения трудящихся и их семей. Программа со­циального обеспечения, предложенная в 1945 году, по­ставила задачу гарантировать всем слоям населения такие доходы, которые позволяют обеспечить благопо­лучие семьи. Программа социального обеспечения также предполагала: обеспечение рабочими местами, ликвидацию безработицы, обеспечение компенсаций на случай болезни, инвалидности, беременности, пен­сионное обеспечение по старости.

В 1946 году в преамбуле к конституции Франции говорилось: «Любой человек, который ввиду своего возраста, физического или умственного состояния или экономического положения не имеет возможности тру­диться, имеет право на получение от общества необ­ходимых средств к существованию».

В 1945 — 1946 годах во Франции складываются основ­ные направления системы социальной защиты населе­ния: социальное страхование, семейные пособия и стра­хование на случай производственного травматизма. К концу 1946 года система социальной защиты охваты­вала 53% населения страны. Однако не были охвачены такие категории, как представители сельскохозяйствен­ных профессий, свободных, вот почему в последующие годы реформирование законодательства в области со­циальной защиты шло по направлению развития стра­хования представителей других профессий.

Важным этапом в развитии системы социального обеспечения во Франции стал Кодекс о социальной защите 1956 года, согласно которому была создана единая кодификация законодательства в области со­циальной защиты человека и его прав в государстве.

В 1966 году было сформировано Министерство социальных вопросов и общенациональной солидар­ности, цель которого — осуществлять политику в об­ласти занятости населения и социальной помощи.

В 1967 году наступает второй этап реформ в обла­сти социальной защиты населения, так как это было связано с финансовыми трудностями из-за кризисных процессов в экономике. Реформа 1967 года ставила перед собой задачи по изменению организации соци­ального обеспечения и предоставление службам стра­хования более широкого спектра возможностей.

Учреждение в 1945 году социального обеспечения не из­менило ранее существовавших принципов управления; организации сохранили свой частный характер, кото­рый они имели до войны, а ордонанс от 4 апреля 1945 года постановил, что «первичные» кассы социального обеспечения создаются и функционируют в соответ­ствии с предписаниями закона от 17 апреля 1898 года «Об обществах взаимной помощи». Но эти организации осуществляют руководство публичной службой, а ми­нистр, занимающийся вопросами социального обеспече­ния, несет за это ответственность перед парламен­том. Он готовит законодательные и нормативные до­кументы, защищающие население от опасности социального риска, следит за их толкованием, осуществляет контроль за их применением и обеспечивает стройное функционирование государственного аппара­та. По определению Конституции, закон определяет фундаментальные принципы социального обеспечения.

Социальное обеспечение включает в себя определенное число режимов, которые можно разбить на 4 группы:

— общий режим работающих по найму (промышлен­ность, торговля, обслуживание);

Режим работающих в сельском хозяйстве (земле­пользователи, работающие по найму);

режим работающих не по найму не в сельском хозяй­стве (ремесленники, промышленники и коммерсанты, работники свободных профессий);

специальные режимы (государственные чиновники, кадро­вые военные, служащие местных административно-тер­риториальных формирований, работники SNCF (Нацио­нальное общество железных дорог), работники газовой и электротехнической промышленности, горнодобывающей промышленности, моряки). К этим 4 группам следует до­бавить режим служителей культа, учрежденный законом от 2 января 1978 года.

Французская система социальной защиты пред­ставляет собой в эти годы и вплоть до реформ 90-х годов следующую систему поддержки различных про­фессиональных групп, состоящую из следующих схем: общая схема, включающая в себя поддержку рабочих промышленных предприятий, торговли, их семей от различных рисков; сельскохозяйственная схема — поддержка лиц, работающих в сельскохозяйственном секторе; специальные схемы — предназначенные для представителей различных профессий; мультисхемы — предназначенные для работающих в частном секторе. В дополнение к этому существуют различные направления поддержки: схемы дополнительных пен­сий, пособий по болезни, по безработице, помощь, которая осуществлялась на ведомственном уровне. В этот период сложились основные виды страхования и пособий: по старости, по случаю потери кормильца, пособие в случае нетрудоспособности, пособие по безработице, медицинская помощь, семейные пособия, специфическое пособие на случай нужды.

В 1996 году происходит реформирование системы социальной защиты населения. Необходимость рефор­мирования была вызвана внешними и внутренними причинами. К числу важнейших внешних причин можно отнести международные обязательства Мааст­рихтских соглашений, а среди внутренних — кризис­ные тенденции системы управления, постоянные рас­ходы на страхование на случай болезни. В соответствии с законом от 1996 года предусматривались следующие меры в области управления и здравоохранения: про­извести перераспределение полномочий внутри стра­ховых касс, организовать кооперацию между страхо­выми кассами, с целью нейтрализации негативных по­следствий, создать сеть медицинского обслуживания, позволяющую комплексно осуществлять лечение па­циентов, и другие мероприятия.

Пособия социального обеспечения подразделялись на: социальное страхование на случай болезни, беремен­ности, инвалидности, смерти, страхование от производ­ственного травматизма, старости и семейные пособия. Каждый вид пособий был строго регламентирован. На­пример, семейные пособия выплачивались только лицам, постоянно проживающим во Франции. Причем пособие выплачивалось до 18 лет, и могло быть продлено до 20 лет, если ребенок являлся студентом, инвалидом, страдал хро­ническими заболеваниями и был неспособен к трудовой деятельности. Размер семейных пособий определялся на ежемесячной основе перерасчетов и устанавливался декретом один-два раза в год в зависимости от повыше­ния цен и роста заработной платы. Так, базовое семей­ное пособие в 1996 году составляло — 2108,49 франков, однако в зависимости от типа семьи предусматривались надбавки в процентном соотношении, например семья, имеющая 4 детей получала 114% надбавки к основному пособию, дети-сироты — 30%, а надбавка за одного ре­бенка свыше 15 лет— 16% и т. д.

После Второй мировой войны начинают развивать­ся различные направления социальной работы во Франции.

Социальные работники трудятся в различных уч­реждениях социальной защиты, здравоохранения, образования, в сообществах, в судах, в службе пат­роната.

Существуют три основные группы социальных ра­ботников: социальные ассистенты, работающие с се­мьями по различным аспектам от консультирования до патроната, работающие в здравоохранении и в судах, осуществляющие надзор за условно осужденными; се­мейный работник, осуществляющий поддержку детям-инвалидам, работающий с опекунами, решающий проблемы с пособиями и выплатами; социокультурный аниматор, работающий по месту жительства, с проф­союзными организациями, ассоциациями, благотвори­тельными обществами и т. д.

Французская система защиты детства финансиру­ется Министерством юстиции и Министерством здра­воохранения и она представляет собой сеть услуг и учреждений, ориентированных на защиту ребенка. Су­ществуют приюты для детей, нуждающихся во времен­ном пристанище, в основном чьи матери не в состоя­нии обеспечить ребенка, система яслей и материнс­ких домов. Отдельно развивалась сеть учреждений сектора «Социальная помощь детям». Это учреждения временного пребывания детей, часть из них возвра­щаются в семьи, 15% детей помогают вести самосто­ятельную жизнь отдельно от родителей, треть этих де­тей направляют в другие учреждения. В 90-е годы через эти учреждения проходило до 25 000 детей в год.

Большую роль играют детские судьи, под патронатом которых находятся дети из семей группы риска. В компе­тенцию данных специалистов входит поиск места житель­ства ребенку до принятия решения суда относительно пребывания его в семье, детском приюте или интернате.

Помимо этого существует специальная Объединен­ная служба помощи детям (ОСПД), в которой действу­ют четыре сектора, где социальные работники оказы­вают помощь и поддержку нуждающимся.

В секторе «Социальной помощи детям» оказывает­ся материальная помощь, так, в 1991 году 300 000 де­тей получали материальное пособие. Однако полномо­чия сектора достаточно широки: сотрудники работают в области опеки и попечительства, представляют ин­тересы ребенка в различных инстанциях, занолномо­чия сектора достаточно широки: сотрудники работают в области опеки и попечительства, представляют ин­тересы ребенка в различных инстанциях, занимаются реабилитационной работой.

Сектор «Защиты матери и ребенка» направляет свою деятельность на первые годы жизни ребенка, основное направление — медико-социальная защита материнства и детства. В основе данной деятельности лежит патро­нат, наблюдение за развитием ребенка, изучение жиз­недеятельности семьи. Данная работа осуществляется в тесном контакте с медицинскими службами.

Центр «Школьного здоровья». Основная задача цен­тра, который состоит из социальных работников, меди­ков, психологов, — проблемы ребенка в сфере обуче­ния, успешная интеграция детей в общество, контроль за их здоровьем на этапе ранней социализации.

Служба помощи «неприспособленным детям» — ее стратегия направлена на адаптацию и реабилитацию детей, имеющих задержки в психическом развитии, с девиантным поведением, с психическими расстрой­ствами.

Система охраны детства координирует свои усилия с деятельностью судов, органов здравоохранения. Рефор­мы 1980— 1990-х годов в области защиты детства поста­вили перед социальными работниками новые задачи, среди них: повышение профессионализации работников социальных служб, улучшение системы обслуживания, координация действий на местном уровне.

Система социокультурной анимации начинает раз­виваться во Франции в 1960 — 1970-х годах, когда на­метился экономический подъем общества. Экономичес­кий подъем характеризовался, с одной стороны, ин­тенсивной урбанизацией, появлением относительно недорогих жилищных комплексов, с другой — интен­сивной миграцией. Можно было наблюдать, как вок­руг городов начинали формироваться «районы груп­пы риска», где начинала процветать торговля нарко­тиками, намечался рост преступности, особенно среди безработной молодежи. В этой связи активизируется деятельность социальных аниматоров. Их деятель­ность была направлена на социальное воспитание, предупреждение правонарушений, создание специ­альных центров для профилактической работы, откры­тие центров досуга для совместного доступного про­ведения свободного времени детей и подростков.