Тема1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи.
- Сущность аудита и его экономическая обоснованность.
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторская деятельность обязательный аудит и сопутствующие аудиту услуги. Под сопутствующими аудиту услугами понимаются:
1. Консультирование;
2. Ведение, постановка, восстановление бухгалтерского учета, составление отчетности;
3. Анализ хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов, компьютеризация, аудиторские научные исследования, обучение.
4. Внутренний аудит, инициативный аудит, аудит по специальным аудиторским заданиям;
5. Другие, сопутствующие аудиту услуги.
- Цели, задачи и принципы аудита.
Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Можно сформулировать следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита.
1. Формулирование принципов подготовки плана и программы аудита.
2. Организация подготовки и составления плана и программы аудита.
3. Формулирование принципов документирования аудита.
4. Формулирование требований к форме и содержанию рабочей документации аудита.
5. Определение порядка составления и хранения рабочей документации.
6. Определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств.
7. По результатам проведенного аудита выразить мнение о достоверности отчетности субъекта в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
8. Другие задачи.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности (ФЗ № 307).
Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (ФЗ № 307)
Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:
1) общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации);
2) обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);
3) законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат компании);
4) оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны);
5) классификация (есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана);
6) разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены);
7) аккуратность (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге);
8) раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним).
- Связь аудита с другими формами экономического контроля.
Понятие аудита значительно шире таких понятий как ревизия и контроль. Аудитор от латинского слова означает «слушатель», т.е. это лицо, проверяющее состояние финансово- хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.
Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, подходу к проверки документации, по взаимоотношениям с клиентом , по выводам, сделанным по результатам проверки и т.д.
Аудит обеспечивает не только проверку финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как экспертизу бизнеса.
Критерии различия аудита от ревизии:
1. По цели:
Аудит- выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуги, помощи, сотрудничества с клиентом, консультации, выявление недостатков как неотъемлемого элемента хозяйственной деятельности.
Ревизия- выявление недостатков с целью их устранения, наказания виновных.
2. По характеру:
Аудит- предпринимательская деятельность.
Ревизия – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.
- По правовому регулированию:
Аудит- в своей основе это гражданское право, хозяйственные договора.
Ревизия- в своей основе административное право, инструкции, приказы вышестоящих или государственных органов.
- По объектам:
Аудит- выявляет все, что искажает финансовую отчетность, снижает платежеспособность, ухудшает финансовое положение клиента.
Ревизия- выявляет все, что нарушает действующее законодательство.
- По управленческим связям:
Аудит- горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним.
Ревизия- вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.
- По принципу оплаты труда:
Аудит – платит клиент.
Ревизия – платит вышестоящее звено или гос. орган.
- По фактическим задачам:
Аудит – улучшение финансового положения клиента, привлечение инвесторов, кредиторов, т.е. пассивов, помощи и консультирование клиента.
Ревизии – сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.
- По результатам:
Аудит – аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации.
Ревизия – акт ревизии, орг. выводы, взыскания, передача вышестоящим и другим органам, обязательное разглашение информации.
- По статусу:
Аудит – независимый эксперт.
Ревизия – работник ревизионного аппарата.
- Принцип достаточности:
Аудит – Разумной достаточности с ориентацией на отношение затрат и результатов.
Ревизия – максимально возможной точности для выявления ущерба и наказания.
Существуют сходства между аудитом и ревизией:
- по цели – проверка достаточности бухгалтерского учета и отчетности.
- этапы: подготовительный, основной и заключительный.
- источники информации: учредительные документы, решения общего собрания акционеров, приказы, учетная политика, отчетность, главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные документы и т.д.
- методы: камеральная проверка и документальная (выездная) проверка.
- масштабы: глобальные и локальные.
- периодичность: месячная, квартальная, годовая
- проверяются все виды деятельности предприятия.
- степень охвата: ретроспективная и перспективная.
- субъекты и объекты проверяются независимо от организационно – правовой формы.
Аудит отличается и от судебно – бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит это независимая проверка. А судебно – бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов.
Специфика судебно – бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально – правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.
Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно – бухгалтерская экспертиза не может существовать вне таких дел, так как представляет собой процессуально – правовую форму.
Согласно статье 78 УПК РФ судебно – бухгалтерская экспертиза назначается в случаях, когда при дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве необходимы специальные познания в области бухгалтерского учета и контроля. Она не относится к числу обязательных экспертиз и ее назначение зависит от решения следователя или суда с учетом обстоятельств конкретного дела. В ходе судебного процесса экспертиза может быть назначена как по инициативе суда или, участвующего в судебном процессе прокурора, так и по ходатайству подсудимого или его защитника.
Аудитор – эксперт самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов.
В целом систему финансового контроля можно представить в следующем виде:
1.Государственный финансовый контроль:
1) общегосударственный финансовый контроль:
- денежно – кредитный;
- валютный;
- страховой;
- налоговый;
- таможенный.
2) ведомственный финансовый контроль.
2. Общественный контроль.
3. Вневедомственный контроль.
4. Независимый контроль.
5. Внутрихозяйственный контроль.
В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический. Документальный контроль предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, состояния учетных регистров и отчетности. Фактическим является контроль при котором количественное и качественное состояние объекта устанавливается путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов.
Применяемые методы контроля и системы контрольных действий, позволяют организовать проверку, используя для этих целей аудит, ревизию, тематическую проверку, следствие или служебное расследование.
Ревизия – система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором за деятельности подведомственного предприятия, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвующих в их проведении.
Тематическая проверка – проверка определенной темы или задачи, производственной или хозяйственной деятельности предприятия.
Следствие представляет собой процессуальные действия, в ходе которых устанавливается виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Следствие регулируется особым процессуальным законодательством.
Служебное расследование предусматривает проверку соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также соблюдение должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно проводится специальной комиссией, созданной приказом руководителя предприятия в случаях выявления хищений, недостач и порчи материальных ценностей.
В зависимости от времени проведенной приказом руководителя предприятия в случаях выявления хищений, недостач и порчи материальных ценностей.
В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на : предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль производится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический и упреждающий характер (бизнес – план, проектно - сметная документация). Цель предварительного контроля – предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономические нецелесообразные операции.
Текущий контроль организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Это оперативный контроль. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственной операции. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим, исходя из различных факторов:
- задач и целей проверки;
- финансовых и трудовых затрат на его осуществление.