Методы обучения русскому языку. Различные классификации методов обучения.

Понятие «метод» трактуется в методике по-разному. Метод – от греч. methodos – путь исследования, теория – способ осуществления какой-либо деятельности. Метод обучения в учебнике А.В.Текучёва – это способ работы учителя и определяемый им способ работы учащихся, при помощи которого достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков (с.73). В учебнике Л.А.Муриной предлагается определение метода обучения как способа экспериментального исследования, познания учителем процесса обучения. Такое определение метода обучения верно, если учитывать, что в деятельности учителя должен присутствовать этап исследования, познания процесса обучения в целях его совершенствования.

Итак, метод обучения рассматривается как способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников. В результате применения методов обучения достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков.

Все методы обучения делятся на общие, которые можно применять к любой дисциплине, и частные, применяемые в одной области знаний, в том числе в области русского языка.

Методы обучения русскому языку классифицируются по-разному:

1)по источнику получения знаний (М.А.Данилов, А.В..Текучёв);

2)дидактическим задачам (метод приобретения знаний и метод формирования умений и навыков) (И.Р.Палей, И.Т.Огородников);

3)по уровню познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эвристический) (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин);

4)теоретические методы обучения, теоретико-практические, практические Л.П.Федоренко).

Самой общепринятой является первая классификация по источнику получения знаний. По источнику получения знаний выделяются следующие методы обучения русскому языку: слово учителя, беседа, работа с учебником, анализ языкового материала, технические и наглядные пособия, упражнения.

Слово учителя – общее название всех высказываний учителя на уроке: сообщения темы и задач урока, мотивации учебной деятельности учащихся, объяснения нового материала (в узком смысле именно это и является словом учителя), разъяснение задания для самостоятельной работы. Используется на всех этапах обучения и больше всего при объяснении нового материала (от 5 до 15 минут). Также широко может быть использовано при закреплении и обобщении пройденного. Слово учителя должно быть последовательно, логично, содержательно и правильно с точки зрения норм русского литературного языка.

Беседа предполагает участие в ней не только учителя, но и учащегося. Эффективна на этапе актуализации новых знаний в контексте знаний ранее усвоенных. Беседа строится на основе вопросов/ответов и проводится по определённому плану. Каждый вопрос для беседы должен быть заранее продуман учителем, правильно сформулирован, должен быть полным и точным, логическая последовательность вопросов должна вызывать ответную логику мыслительных действий учащихся.

Работа с учебником – учащиеся самостоятельно усваивают теорию, осмысляют её и закрепляют в процессе выполнения упражнений. Конечно, учитель при этом должен руководить деятельностью учащихся: выделять в теоретической части параграфа главное и обращать на это внимание учащихся. Никогда, правда, не следует ограничиваться этим методом, т.к. может произойти утрата учащимися познавательной активности, интереса к учению.

Использование технических и наглядных пособий – использование магнитофона, видео, кодоскопа, экранных пособий. Наглядные пособия делятся на графические, символические, изобразительные, натуральные (объёмные).

Графические – таблицы, схемы;

Символические – карты;

Изобразительные – фотографии и картины;

Натуральные – макеты.

Чаще всего сопровождают метод «слово учителя». Это всё, что воспринимается учеником зрительно, визуально.

Наблюдение над языковым материалом заключается в выделении по определённому правилу языковых явлений, их характеристике. Выражается в грамматическом разборе, в анализе языка художественного произведения. Используется в целях закрепления теоретических знаний или в целях опережения подступа к новой теме.

Наблюдение проводится под руководством учителя по определённому плану, по определённым вопросам. Оно подготавливает учащегося к осознанию языкового явления.

М.Т.Баранов выделяет методы обучения в зависимости от двух этапов обучения: 1) овладение учащимися знаниями и умениями; 2) отчёт учащихся об овладении знаниями и умениями.

Л.А.Мурина выделяет также этап ознакомления учащихся с учебным материалом и определяет для каждого этапа следующие методы:

Этап ознакомления учащихся с учебным материалом – познавательные методы обучения;

Этап овладения учащимися знаниями, умениями и навыками – практические методы обучения;

Этап отчёта учащихся об овладении знаниями, умениями и навыками – методы контроля.

Познавательные методы делятся в свою очередь на объяснительные (лекция, слово учителя) и эвристические (беседа, наблюдение над языковым материалом, лингвистический анализ текста, самостоятельный анализ учебного материала и др.).

Лекция – это развёрнутое выступление учителя продолжительностью до 20 минут в 5-7 классах, и до 20-35 минут в 8-11 классах на определённую тему. Тема лекции должна носить обобщающий, универсальный характер («Почему мы говорим? Почему понимаем друг друга?» - первое занятие).

Лингвистический анализ текста даёт возможность, в частности, показать роль грамматических средств в выражении автором своего отношения к описываемому.

Самостоятельный анализ учебного материала , когда на специально подобранном дидактическом материале или упражнениях ученики ведут наблюдения над языком, производят анализ, делают посильные выводы и обобщения. Данный метод должен использоваться учителем постоянно, не только как самостоятельный метод, но и в сочетании с другими методами. Особенно важно добиться в конце самостоятельного анализа вывода на лингвистическую тему, потому что самостоятельно сформулированное логическое рассуждение – это свидетельство осознания сущности приобретаемых знаний.

Практические методы обучения делятся на две группы: 1) методы закрепления знаний (вопросы для закрепления знаний, конспектирование, тезирование, составление плана, языковых таблиц, алгоритмы, доклад на лингвистическую тему); 2) методы формирования умений и навыков (нахождение изучаемого языкового явления, метод подбора примеров, письмо по памяти, комментированное письмо, орфографический и пунктационный разбор, списывание, различные виды диктантов).

Вопросы для осмысления, усвоения и закрепления знаний используются учителем с целью: а) помочь ученикам правильно понять правило, содержание параграфа, задание упражнения, сопоставить отдельные факты и т.д.; б) проверки знаний, их совершенствования; в) повторения пройденного материала; г) обобщения и систематизации материала и т.д. При условии правильного и умелого использования метод вопросов является важным компонентом методики практически каждого урока, в том числе и лекции.

return false">ссылка скрыта

При формулировке вопросов учитель должен правильно выражать свои мысли, понятно для учащихся; задавать вопросы в последовательности, предполагающей ответную логику в высказываниях детей.

Ещё один метод, который, на мой взгляд, заслуживает внимания и о котором не сказано в учебниках, это метод укрупнения дидактических единицУДЕ. Этот метод широко использовался в 20 – 30 годы. Метод создаёт условия для реализации целей развития системного мышления и творческого воображения; актуализации и расширения словарного запаса; воспитания познавательного интереса.

Объектом исследования является любое словарное слово, что дано в учебнике в рамочке. Это слово рассматривается с разных сторон науки о языке (с позиции фонетики, лексики, орфографии, морфологии, словообразования, синтаксиса). УДЕ даёт возможность многократно повторять одни и те же «манипуляции», но с новым словом, что способствует развитию более устойчивых умений и навыков. Грамматические упражнения соединяются с лексико-семантическим и смысловым разбором. Вдумываясь в лексическое значение слов, учащиеся легче переходят к пониманию их грамматического значения. Проникновение в сущность изучаемого, в богатство его связей со всеми родственными словами позволяет развить системное мышление и творческое воображение. Метод УДЕ даёт возможность использовать на уроках индивидуальную, групповую и коллективную работу, дифференцировать задания, отрабатывать навыки работы со словарями. Уроки языка можно интегрировать с уроками литературы, математики, музыки, биологии и т.д. в зависимости от исследуемого слова (например: исследуя слова виртуоз, вокал – с музыкой).На уроке может звучать музыка, демонстрироваться репродукции картин художников (например: к уроку со словом дождь можно подготовить репродукции картин Ф.А.Васильева «Перед дождём, В.В.Богаткина «Дождь уходит»). О методе УДЕ и разработки уроков с использованием этого метода см. в журнале «Русский язык и литература», № 6 2002 год, с. 66-72.

Среди методов формирования умений и навыков остановимся на методе списывания. Списывание может быть дословным, осмысленным и осложнённым всякого рода задачами.

Текстуальное, дословное списывание с правильных образцов в качестве наиболее эффективного метода овладения грамотным письмом рекомендовали многие русские педагоги (В.П Шереметевский, А.И. Томсон, Н.Бунаков и др.). Есть у этого метода и противники (К.Д.Ушинский, А.В.Текучёв и др.), которые придерживаются мнения, что списывание с готового текста является одним из самых малоэффективных приёмов обучения орфографии. В последнее время, как показала практика, дословное списывание рассматривается как один из эффективных методов работы в среднем звене (5-7). В этом возрасте имеются наиболее благоприятные условия для усвоения орфографии не на базе механического запоминания и не на основе мышления, что имело бы место в юношеском возрасте, а на базе непроизвольной памяти, которая есть память в присутствии мышления (Срагодич А. В. Списывание в системе обучения орфографии//РЯШ, № 4, 1984. С. 31).

Орфографический разбор предполагает совокупность действий ученика: 1) назвать (выделить) орфограмму в слове); 2) определить в какой морфеме находится орфограмма; 3) обозначить условие выбора правильного написания; 4) определить орфографическое правило:

Изложить – в корне есть орфограмма, выбор а/о в корнях лож/лаг. Нужно писать о перед ж. Корни с чередующимися гласными.

Письмо по памяти как метод формирования правописных умений и навыков рассчитано на развитие орфографической и пунктационной зоркости. Текст, записанный на доске или данный в учебнике, после разбора закрывается, ученики пишут его по памяти. По окончании работы текст открывается, и ученики сверяют с ним написанное. Текст может быть дан домой для разучивания наизусть. Дома учащиеся разбирают его с орфографической точки зрения, выделив все слова на проходимое или повторяемое правило. Это задание может быть осложнено записью текста в тетрадь с подчёркивание орфограмм, повторением соответствующих параграфов, справками по орфографическому словарю. На другой день в классе текст пишется по памяти.

В этой записи не должно быть ни одной ошибки. Оценивается такое письмо очень строго. Упражнение рассчитано не только на усвоение определённого количества орфограмм, но и на тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.

Комментированное письмо. В процессе записи текста под диктовку учителя один из учеников, не вставая с места, проговаривает слова по слогам и при встрече со словом, нуждающемся в разборе, комментирует его, объясняя его написание. Комментарии должны быть краткими. Метод развивает способность самоконтроля.

К методам контроля относятся: метод устной проверки (опрос), метод текущего контроля, метод программированного контроля (перфокарты, алгоритмы), метод графической проверки, метод контроля с помощью ТСО, метод письменной проверки (диктанты, сочинения, изложения).

Для проведения эффективного опроса (фронтального и индивидуального) нужна хорошо продуманная система вопросов, которые бы ориентировали учеников не только на воспроизведение знаний (назови, перечисли), но и на обоснование, доказательство высказанных положений.

К методам программированного контроля относятся перфокарты и алгоритмы. Они позволяют регулярно, с небольшой затратой времени контролировать усвоение знаний всеми учащимися, обнаружить пробелы и вовремя оказать необходимую помощь.

Тест – совокупность заданий, на которые необходимо дать краткие, однозначные ответы, выбор правильного ответа из ряда предлагаемых.

О нестандартных методах, используемых на уроках русского языка, см. РяиЛ (укр.), № 1, 1990 год, с. 14-19. Например, проверка знаний с помощью шахматных часов проводится в конце урока, когда необходимо снять напряжение и усталость. Класс делится на команды. У часов работают по одному представителю от команды, которые нажимают кнопку часов при правильном ответе. Главный судья – учитель. Для ответов каждой команде отводится 2 – 3 минуты. Через 4 – 6 минут успевает ответить весь класс (вопросы конкретные, как пent="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="2853903535">