Вопросы к семинарским занятиям

1. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Экспериментальные исследования.

2. Теории перцептивного научения: обогащение и дифференциация

3. Роль двигательной активности в развитии ощущения и восприятия. Понятие о перцептивных действиях и этапах их формирования.

(для самостоятельной работы).

 

Литература

Основная:

Общая психология. Тексты: Том 3. Субъект познания. Кн. 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 2005, с. 168-204 (Рок; Фанц; Бауэр; Зенден), 218-233 (Грегори; Хок). (1), 205-217 (Гибсон, Гибсон) (2), 249-267 (Леонтьев; Ярбус; Запорожец) (3).

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003. С. 445-472 (1).

Любимов В.В. Психология восприятия М. 2007, с. 350- 363(1),381-387 (3),

Гусев А.Н. Общая психология. Т.2 «Ощущение и восприятие» / Под ред. Б.С. Братуся М., 2007, с. 314-324 (1-3).

Дополнительная:

1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979. С. 101, 103, 105-107, 108-109, 112, 112, 111, 112, 117-119, 122-125, 127, 130-131 (1).

2. Грегори Р. Глаз и мозг. М., 1970. С. 206-218, 221-222, 230-231 (1).

3. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. Кн. 1. С.82-89, 144-149 (1), Кн. 2. С.70-75 (1).

4. Фанц Р. Восприятие формы / Восприятие: механизмы и модели. М., 1974. С. 338-342, 346-350 (1).

5. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб., М., 2003. С. 55, 59-62 (1).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Вопросы к коллоквиуму по теме 3

1. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон.

2. Метод границ.

3. Метод установки.

4. Метод констант.

5. Закон Фехнера.

6. Типы шкал.

7. Метод ранжирования.

8. Метод парных сравнений.

9. Метод равных сенсорных расстояний.

10. Метод оценки величины.

11. Метод оценки отношений.

12. Метод установления величины.

13. Метод установления отношений.

14. Психофизическая шкала сонов.

15. Закон Стивенса.

16. Критика Стивенсом постулата Фехнера.

17. Метод кроссмодальных сравнений.

18. Основные положения теории обнаружения сигналов.

Приложение 3. Вопросы к зачету по курсу «Ощущение и восприятие»

Первые вопросы билетов:

1. Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия.

2. Понятие об ощущении и основных его свойствах. Классификации ощущений и рецепторов.

3. Виды образов. Специфика перцептивного образа в сравнении с другими видами образов.

4. Структуралистская теория восприятия.

5. Гештальттеория восприятия.

6. Экологическая теория восприятия (Гибсон).

7. Теория восприятия как процесса бессознательных умозаключений (Гельмгольц).

8. Восприятие как процесс категоризации (Брунер).

9. Восприятие как перцептивный цикл (Найссер).

10. Нейрофизиологический подход к исследованию восприятия. Когнитивная нейрология.

11. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Экспериментальные исследования.

12. Основные процессы развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущения и восприятия.

Вторые вопросы билетов:

1. Закон Фехнера.

2. Закон Стивенса.

3. Основные положения теории обнаружения сигналов. Кривые РХП.

4. Окуломоторные, изобразительные и трансформационные признаки восприятия удаленности и глубины.

5. Механизмы стереозрения: диспаратность, гороптер, зона Панума. Стереограммы Юлеша.

6. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Иллюзии восприятия движения.

7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, коэффициент константности.

8. Ядерно-контекстная теория константности. Эксперименты Холуэя и Боринга.

9. Теория перцептивных уравнений. Экспериментальные доказательства инвариантных отношений в восприятии.

10. Исследования восприятия пространства в рамках экологической теории Гибсона.

11. Исследования восприятия движения в рамках экологической теории Гибсона.

12. Исследования восприятия константности в рамках экологической теории Гибсона.

13. Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.

14. Исследования псевдоскопического восприятия. Правило правдоподобия.

15. Проблема создания искусственных органов чувств.Исследование формирования «кожного зрения» у слепых.

16. Кросскультурные исследования восприятия.

17. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Эксперименты Брунера и Гудмен с восприятием монет.

Третьи вопросы билетов:

1. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон.

2. Метод границ.

3. Метод установки.

4. Метод констант.

5. Типы шкал.

6. Метод ранжирования. Метод равных сенсорных расстояний.

7. Метод парных сравнений.

8. Метод оценки величины. Метод оценки отношений.

9. Метод установления величины. Метод установления отношений.

10. Метод кроссмодальных сравнений.

11. Психофизическая шкала сонов.

12. Критика Стивенсом постулата Фехнера.

 

Желаем успехов в освоении курса «Ощущение и восприятие»!