Консольные насосы типа К и КМ

Насос называется консольным, так как рабочее колесо расположено на свешивающейся части вала - консоли. Консольные насосы типа К (ГОСТ 22247-96) предназначены для перекачивания воды (кроме мор­ской и агрессивной) с рН = 6,5 - 8, с температурой 0 - 85°С и содержа­нием твердых включений размерами до 0,2 мм, не превышающим 0,1% по массе, а также других жидкостей, подобных воде по плотности и хими­ческой активности. Насосы изготов­ляются с подачей 5 - 360 м3/ч (1,4 - 100 л/с), напором 10 - 90 м (давлением 0,1 - 0,9 МПа), КПД 50 - 84% и с допустимым кавитационным запасом 4 - 5,5 м. Коэффициент быстроходности ns = 60 - 250. Напор на входе не более 20 м.

Насосы - горизонтальные одно­ступенчатые консольные, с односто­ронним горизонтальным подводом воды к рабочему колесу, изготов­ляются двух типов: К - с горизон­тальным валом на отдельной опор­ной стойке; КМ - с горизонтальным валом моноблочные с электродви­гателем.

Условное обозначение насоса (например, К20/30а-У2 или КМ20/30а-У2): буквы - тип насоса (К - консольный на отдельной стойке, КМ -консольный моноблочный с электродвигателем); первая цифра после букв - подача, м3/ч; вторая - напор, м; буква после цифр («а» или «б») - индекс варианта обточки рабочего колеса; по­следние буква и цифра - климатическое исполнение и категория размещения.

Корпус горизонтального односту­пенчатого консольного насоса с осевым входом жидкости (рис. 4) представляет собой чугун­ную фигурную отливку, внутренняя полость которой выполнена в виде спирали с диффузорным каналом, переходящим в напорный патрубок. Корпус насоса крепится к фланцу опорной станины четырьмя болтами. В нормальном исполнении напорный патрубок направлен вертикально вверх; в зависимости от условий эксплуатации он может быть по­вернут вокруг оси насоса на 90, 180 и 270°. Передняя крышка кор­пуса насоса (отлитая за одно целое с входным патрубком) съем­ная, что позволяет осматривать рабочие органы насоса без его демонтажа. В корпусе выполнены отверстия, закрытые пробками: в нижней части - для сливания воды из полости корпуса насоса перед длительной его остановкой или раз­боркой; в верхней части спирального отвода - для удаления воздуха из корпуса насоса перед его заливкой и присоединения трубопровода от вакуум-насоса. Крышка корпуса для увеличения ресурса работы на­соса защищена сменным уплотнительным кольцом.

Рабочее колесо (закрытого ти­па - лопасти колеса закрыты пе­редним и задним дисками) закрепле­но на валу насоса шпонкой и гай­кой. У насосов мощностью до 10 кВт устанавливают рабочие колеса, не­разгруженные от осевых усилий, а у насосов мощностью более 10 кВт - разгруженные. Разгрузка осевого давления на задний ведущий диск и снижение давления перед узлом саль­никового уплотнения вала насоса до­стигаются с помощью разгрузочных отверстий в заднем диске рабочего колеса и уплотнительного пояска на рабочем колесе со стороны узла уплотнения. У неразгруженного рабо­чего колеса осевое усилие воспри­нимается подшипниками.

Для разделения в корпусе насоса полостей низкого и высокого давле­ния

предусмотрен узел уплотнения лопастного колеса, который образован кольцевыми выступами на дис­ках колеса и защитными уплотняю­щими кольцами, установленными в передней крышке корпуса и закреп­ленными винтами. Рабочие колеса, разгруженные от осевых сил, имеют двустороннее уплотнение, осталь­ные - одностороннее (со стороны входного патрубка). Зазор в узле уплотнения не должен быть более 0,3 - 0,5 мм. Превышение этой вели­чины приводит к увеличению объем­ных потерь и снижению КПД насоса.

Вал насоса изготовляется из вы­сококачественной стали. Опорами ва­ла служат два подшипника, находя­щиеся в масляной ванне, которая размещена в опорном кронштейне. Насосы К-8/18 и К-90/20 имеют внешнюю шарикоподшипниковую опору и внутреннюю в виде бронзо­вой втулки, запрессованной в корпусе насоса. К внешней опоре подается из масленки густая смазка, внутрен­няя опора смазывается и охлажда­ется перекачиваемой жидкостью.

Для повышения ресурса насоса и предотвращения износа ва­ла в зоне узла сальникового уплот­нения на вал надета сменная защит­ная втулка (рис. 5). Все насосы типов К и КМ имеют сальник с мягкой набивкой (из промасленного хлопчатобумажного шну­ра), которая уплотняется подтягиванием гаек крышки сальника.

У насо­сов мощностью 10 кВт и выше между кольцами набивки устанавливают фонарное кольцо, соединенное ка­налом с полостью высокого давления. Тем самым обеспечивается гидро­затвор в зоне узла сальникового уплотнения вала, препятствующий прониканию воздуха в полость низко­го давления (при вакууме на входе воды в рабочее колесо насоса). У насосов мощностью до 10 кВт гид­равлическое уплотнение сальникане предусматривается. Насосы типа К поставляются комплектно с электродвигателем, муфтой и фундаментной рамой. По заявке заказчика насос может быть изготовлен со шкивом для ременной передачи. Вал насосов типов К и КМ вращается против часовой стрелки, если смотреть со стороны

 

а б


 

Рисунок 4 - Общий вид консольного насоса (а - типа К; б - типа КМ)

1 и 2 - всасывающий и нагнетательный патрубки

 
 

Рисунок 5 - Насос 2К-6

1 - спиральный канал; 2 - крышка корпуса; 3 - колесо ра­бочее; 4 - защитно-уплотняющее кольцо; 5 - вал; 6 - верхняя пробка; 7 - выходной патрубок; 8 - канал; 9 - кольцо гидроуплотнения; 10 - набивка сальника; 11 - крышка сальника; 12 - подшипник;

13 - опорный кронштейн; 14 - муфта вала; 15 - опорная станина; 16 - втулка вала;

17 - корпус; 18 - нижняя пробка.

 

привода.

Консольные насосы всех трех ти­пов широко применяют в городском и промышленном водоснабжении, на транспорте, в сельском хозяйстве, в водоснабжении микрорайонов и жи­лых домов, школ, больниц, а также в качестве циркуляционных насосов для подачи воды в системах горяче­го

водоснабжения и центрального отопления.