Природоохранное законодательство

Экологическое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды [7].

Источниками экологического права являются следующие нормативно-правовые акты:

1. Конституция РК;

2. Законы и кодексы в области охраны природы;

3. Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования;

4. Правительственные природоохранные акты;

5. Нормативные акты министерств и ведомств;

6. Нормативные решения органов местного самоуправления.

Конституция РК, провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области охраны ОС составляют природно-ресурсную правовую основу. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, об отходах производства и потребления и др..

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда – объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны образует природоохранное (экологическое) законодательство.

 

8.2 Нормативно-правовая база управления промышленным природопользованием

 

Управление охраной природных ресурсов и среды обитания реализуется на основе использования административных и экономических мер государственного природоохранного регулирования (см. табл. 7.1).

Решение проблемы охраны ОС и рационального использования природных ресурсов, взаимоотношения человека и природы может быть осуществлено на основе реальной системы законоположений, инструкций и правил. Развитие эколого-правовых норм – процесс непрерывный и неизбежный, так как прогресс в развитии общества остановить невозможно. В систему правовой охраны природы входят четыре группы юридических мероприятий.

1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранительных действий.

3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.

4. Юридическая ответственность правонарушителя.

Мониторинг ОПС, то есть контроль качества объектов окружающей среды, выявление основных источников загрязнения, динамики его развития, прогнозирование ситуации, согласно закону РФ «О гидрометеорологической службе» является основным методом регулирования и управления природопользованием.

Таблица 8.1