Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Упражнение 1

 

Какие утверждения правильные?

 

1. Убедить аудиторию - значит привести доказательства, ко­торые не вызовут возражения.

2. Убедить аудиторию - это заставить поверить в правоту ора­тора.

3. Доказывать и аргументировать - это одно и то же.

4. Убеждение включает внушение.

5. Убеждение не предполагает внушения.

6. Убеждение включает эмоциональное и психологическое воз­действие.

7. Убеждение осуществляется логическими методами.

8. Доказательство - это обоснование правильности выдвину­того тезиса.

9. Рассуждение - это приведение аргументов, которые под­водят слушателей к выводу (тезису).

10. Рассуждение - это совокупность объяснений оратора в ходе выступления.

11. Для воодушевляющего выступления прежде всего важна повышенная эмоциональность.

12. В агитационных выступлениях приводятся только аргумен­ты «за».

13. Агитационные выступления предлагают аудитории сделать выбор.

14. Агитационные выступления делают выбор за слушателей.

15. В агитационных выступлениях призыв не обязателен.

16. В собственно убеждающих выступлениях содержится аргу­ментация «за» и «против».

17. Продолжительность собственно убеждающего выступления должна быть не более 5 мин.

18. Собственно убеждающее выступление должно быть высо­коэмоциональным.

19. Защищаемый тезис должен быть несколько раз повторен.

20. В собственно убеждающем выступлении должен затрагиваться вопрос истины.

 

Упражнение 2

 

Прочитайте текст воодушевляющего выступления президента клуба болельщиков перед футбольной командой.

Что бы вы изменили, исправили в этом выступлении? Что можно добавить?

Внесите изменения и произнесите эту речь перед футболистами.

 

Итак, завтра мы играем со «Спартаком». Это важнейший для нас матч, от которого во многом будет зависеть турнирная судь­ба нашей команды. «Спартаку» надо стать чемпионом, нам - остаться в высшей лиге. «Спартак» - грозная команда, действу­ющий чемпион и лидер первенства. Но разве это дает нам сегод­ня повод ее бояться? «Спартак» проигрывал более слабым ко­мандам, которые поставили себе цель его обыграть. Мы тоже обыгрывали в прошлом грозный «Спартак» - что может поме­шать нам сделать это и в этот раз? У нас сегодня прекрасный боевой состав, сплав опытных ветеранов с прекрасными амби­циозными молодыми футболистами, которым пора громко за­явить о себе. Наши болельщики считают, что завтра для этого самое время!

Вам гарантирована поддержка 30 тысяч искренних болельщи­ков. Все билеты на игру давно проданы. Мы уверены, что увидим прекрасную игру, великолепный зрелищный футбол, и вы пора­дуете нас результатом!

Мы все патриоты нашего города и нашей любимой команды. Наша поддержка вам обеспечена. Порадуйте и вы нас! Дело за вами! Мы любим вас и надеемся на вас!

 

Упражнение 3

 

Произнесите воодушевляющую речь по следующим поводам (по выбору):

 

- перед трудным экзаменом;

- перед самым трудным участком вашего похода по горам;

- перед сторонниками вашего полити­ческого движения накануне выборов;

- на праздновании юбилея вашего факультета;

- на Дне города - от имени молодежи горо­да;

- на встрече одноклассников по поводу пятилетия окончания школы.

 

Упражнение 4

 

Подготовьте агитационное выступление на тему: «Записывайтесь в платную группу с углубленным изучением иностранного языка»

Упражнение 5

Градация (риторический прием, заключающийся в усилении силы выражения от слова к слову: я хотел ее видеть, я страстножелал увидеть ее, я рвалсяк ней душойежеминутно и ежесекундно) - признак публици­стической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно на­строенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории.

 

Вы завершаете свое публицистическое выступление. Постройте за­ключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкции фраз.

 

I. Это не просто... это... это... это, наконец, просто - !..

(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, не­предусмотрительность, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность.)

Надо полностью исключить возможность повторения подоб­ных ситуаций в будущем!

 

II.Я не просто... тексты современной поп-музыки, я их... я
их... я их... я их просто!..

(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не испытываю интереса.)

Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!

 

III.Такое поведение депутата Думы не просто... оно... оно...оно... оно!..

(Неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопу­стимо в его положении, преступно.)

Мы должны принять немедленные меры, чтобы отозвать этого депутата из состава Думы!

 

Упражнение 6

 

Вы выступаете как представитель студенческой молодежи на конг­рессе русской интеллигенции. Придумайте и произнесите взволнованно и выразительно заключительную фразу своей речи, построив ее по мо­дели: Не надо лучше ; Хватит … пора... (не учите меня жить, лучше помогите материально; хватит ныть, пора работать).

 

Образцы. Если наша молодая интеллигенция не поможет Рос­сии, ей никто не поможет; Русский интеллигент во все времена от­личался гуманизмом и благородством. Сейчас самое время нашей ин­теллигенции вновь проявить свои лучшие качества на благо России.

 

1. Хватит жаловаться... 2. Не надо объяснять, почему это трудно сделать... 3. Хватит быть добренькими... 4. Хватит осуждать дру­гих... 5. Не надо считать себя глупее других... 6. Хватит общих раз­говоров...

 

Упражнение 7

 

Какие утверждения правильные?

 

1. Тезис - это мысль, высказанная оратором.

2. Тезис - это мысль, которую оратор старается обосновать.

3. Аргументы - это утверждения, подтверждающие тезис.

4. Аргументы - это публичные утверждения оратора.

5. Аргументы должны приводиться в системе.

6. Порядок приведения аргументов может быть произвольным, главное, чтобы они относились к тезису.

7. Чем больше аргументов, тем выступление убедительнее.

8. Оптимальное число аргументов - три.

9. Односторонняя аргументация - это аргументация только «за» или только «против».

10.Односторонняя аргументация - это аргументация только «за».

11.Контраргументация - это односторонняя аргументация.

12. Контраргументация - это двусторонняя аргументация.

13. Индуктивная аргументация - от фактов к выводам.

14. Дедуктивная аргументация - от фактов к выводам.

15. Оптимальное число повторения основной мысли - три раза.

16. Употребление оратором иностранных терминов повышает доверие к его речи.

17. В современном выступлении логика должна преобладать над эмоцией.

18. В современном выступлении эмоция должна преобладать над логикой.

19. Если внимание аудитории слегка отвлекать, это повышает убеждающую силу выступления.

return false">ссылка скрыта

20. Умеренное употребление иностранных терминов создает впечатление интеллектуального превосходства оратора и, как след­ствие, - его правоты.

21. Более краткие выступления воспринимаются как более убе­дительные по сравнению с более пространными.

22. Наглядный материал должен быть выставлен в аудитории заранее.

23. Самый эффективный способ наглядного представления дан­ных - разноцветные прямоугольники разной высоты.

24. Если можно раздать слушателям наглядные пособия во вре­мя выступления, надо это сделать.

25. Лучший юмор в публичном выступлении - анекдот.

 

Упражнение 8

 

Прочитайте материал Г.Г. Почепцова «Аргументирующая коммуникация» (см. Приложение 24) и ответьте на следующие вопросы:

 

- Возможно ли управление коммуникативными процессами (в обществе, в публичном выступлении, личностном общении и т.д.), не используя аргументов, убеждающих людей в принятии того или иного решения.

- Кто является авторами теории аргументации?

- Какова их роль в её развитии?

- Какие положения лежат в основе определения аргументации?

- Что понимают под аргументацией гол­ландские профессора Франс ван Еемерен и Роб Гроотендорст?

- Сравните предложенное ими определение аргументации с определением, данным в параграфе «Тезис и аргументация».

- Из скольких стадий в теории аргументации состоит процесс разрешения спора?

- Прокомментируйте мнение Франса ван Еемерена и Роба Гроотендорста:

«Живая аргументированная речь часто содержит од­новременно несколько дискуссий, которые могут переп­летаться. Даже если первоначальный спор простой, лю­бое число более мелких споров может возникнуть из ар­гументации, направленной на его разрешение, а это, в свою очередь, может привести к новой дискуссии и соот­ветственно к выдвижению новых аргументов. Спор, кото­рый первоначально не был смешанным, может легко привести к смешанному спору или подспору; единичный спор может привести к множественному спору».

- Почему Франс ван Еемерен и Роб Гроотендорст связывают теорию аргументации с речевым актом?

- Что понимается под сочинительной сложной аргументацией и подчини­тельной сложной аргументацией?

 

Упражнение 9

 

Вам предлагаются пословицы для выступления и возможные тезисы убеждающего выступления:

 

Пословицы Возможные тезисы
для выступлений убеждающего выступления
В гостях хорошо, а дома лучше Приятно ходить в гости, но долго находиться в
  чужом доме надоедает
От одного слова да навек ссора Непродуманные слова могут привести к очень
  серьезной ссоре между людьми
  Надо обдуманно относиться к своим словам,
  потому что очень легко обидеть собеседника
Детки - радость, детки - горе Все дети неизбежно и радуют и огорчают
  своих родителей
Тихий голос - украшение женщины Если женщина говорит тихим голосом, это
  делает ее привлекательной и приятной
  в глазах окружающих
Речь вести - не лапти плести Чтобы хорошо говорить, надо учиться этому
  Хорошо говорить непросто
Криком изба не рубится Если во время работы люди кричат друг на
  друга, работа не получается
Петь хорошо вместе, а говорить порознь В диалоге надо соблюдать очередность
  участия в разговоре
Правду говорить - друга не нажить Если вы всегда говорите правду, то у вас
  будут враги
Слово - серебро, молчание - золото Умение промолчать ценится больше, чем
  умение говорить
У кого что болит, тот о том говорит Каждый хочет рассказать другому о том, что
  его волнует
Ласковое слово и кошке приятно Все любят приятные слова в свой адрес
Не смотри как горло дерет, смотри, Нельзя судить о человеке по его словам
как дело ведет  

Составьте убеждающую речь, в начале и в конце которой прозвучат предложенные примеры.

Приведите несколько аргументов, если можно - случай из жизни, сделайте вывод (например, Таким образом, правильно говорят, что ; Таким образом, не всегда права пословица…). Продолжи­тельность выступления - от 1 до 2 мин, выступления менее 1 мин не засчитываются.