Смотрим на экран и проверим –

демонстрируются слайды гиперссылки 3:

1→. Попов Александр Степанович – замечательный рус­ский физик. Ему человечество обязано изобретением радио.

2. 7 мая 1895 г. прочно вошло в историю мировой культуры как дата одного из величайших изобретений — радио, широко про­никшего в народное хозяйство, быт людей и в военное дело.

3. Телеграф.

4. Шиллинг Петр Львович (1786 – 1837)

- создал электромагнитный телеграфный аппарат,

- проложил телеграфную линию между Кронштадтом и Петербургом по дну Финского залива.

5. Петров Василий Владимирович (1761-1834) - профессор Петербургской медико-хирургической академии, физик, один из первых электротехников.

Как только угли сблизились, их концы разгорелись так сильно, что начали светиться. Ученый стал отодвигать угли друг от друга. Внезапно в воздухе между ними возникло ослепительно яркое изогнутое белое пламя — электричес­кая дуга, от которой, как писал сам Петров, «темный покой довольно ясно освещен быть может».

??? Каково применение электрической дуги?

У1: В ка­честве источника света электрическая дуга применяется в проек­ционных аппаратах, при киносъёмках, в прожекторах, маяках и других устройствах.

Благодаря высокой температуре в дуге происходят разнооб­разные химические реакции. Например, азот окисляется, обра­зуя окислы, из которых получается азотная кислота. Подобный дуговой способ получения окислов азота прямо из воздуха широко применяется в технике.

При помощи электрической дуги можно плавить металлы и получать различные сплавы, что впервые показал В. В. Петров.

- 1802 году впервые в мире получил электрическую дугу и указал на возможность ее применения

- известны его труды по электрохимии, оптике, люминесценции, метеорологии.

6. Лампа.

???Какие основные части лампы накаливания?

(ответы учащихся, названия частей лампы появляются по щелчку)

7↓. Якоби Борис Семенович (1801 - 1874)

- буквопечатающий телеграфный аппарат,

- способ изоляции подземного провода,

- усовершенствовал мины с электрическим взрывателем,

- создал реостаты и эталоны сопротивлений,

- гальванопластика (1836 год),

- дуговая лампа (1849 год).

8.Якоби Б.С. сконструировал первый пригодный для использования электродвигатель(лето, 1837 год).

???Каков принцип работы электродвигателя? Какие физические явления лежат в основе изобретения?

(ответы учащихся)

7→.Яблочков Павел Николаевич (1847— 1894)

- 1876 г. электрическая свеча, названная «свечой Яблочкова»,

- разработал схему, которая стала прообразом современных энергосистем с центральной электростанцией, трансформаторами и потребителями энергии.

???Что вам известно про историю изобретения «свечи Яблочкова»?

У2: Несовершенство дуговых ламп с регуляторами ясно видел начальник телеграфа одной из русских железных дорог Павел Николаевич Яблочков (1847-1894). Ему было поручено следить за работой дуговой лампы прожектора, установленного на паровозе поезда важного назначения. Этот светильник требовал много хлопот и так заинтересо­вал Яблочкова, что стал делом его жизни. Яблочков задумал сделать дуговую лампу простой и доступной для всех. Он бросил работу на железной дороге и начал трудиться в мастерской своего друга. Опыты с электрической дугой, а также сопровождавшие их вспышки и взрывы, по-видимо­му, возбудили у полиции подозрения. И Яблочков должен был уехать в Одессу, а оттуда во Францию. В Париже изобретатель работал в электротехнической мастерской, продолжая совершенствовать дуговую лампу.

В 1876 году в Лондоне на выставке точных физических приборов русский изобретатель Яблочков демонстрировал посетителям необыкновенную электрическую свечу. Похо­жая по своей форме на обычную стеариновую, его свеча горела ослепительно ярким светом.

В том же году «свечи Яблочкова» появились на улицах Парижа. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. В короткое время чудесная «свеча» русского изобретателя завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы. Новый свет называли «русским светом», «русским солнцем». Простая и дешевая электрическая «свеча Яблочкова» горела ярким ровным светом больше часа.

Конечно же, это маленький срок. Поэтому изобрета­тель соединил несколько «свечей» так, что, когда гасла одна, автоматически загоралась другая. Он разработал схему включения дуговых ламп, при которой один источ­ник тока мог обслуживать уже не одну, а много ламп. Яблочков стал знаменит и богат, но счастливым вне роди­ны себя не чувствовал. Он возвратился в Россию, в Петер­бург, отдав все свои средства, чтобы выкупить у иностран­ных компаний право использовать собственную электрическую «свечу».

Свеча Яблочкова совершила подлин­ный переворот в технике электрического освещения. К 1880 году «русский свет» освещал Москву, Петер­бург, Полтаву и ряд других городов.

9. Лодыгин Александр Николаевич (1847-1923)

- 1869 год: проект летательной машины (вертолета) с электрическим двигателем,

- 14 октября 1872 года: патент на лампу накаливания.

???Что вам известно про историю изобретения лампы накаливания Лодыгиным А.Н.?

Примерные ответы учащихся:

У3: Автор лампы накаливания — русский изобретатель, электротехник Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923). Еще на школьной скамье у Лодыгина зародилась мечта о летательной машине, которая увлекла его на долгие годы. В 1869 году он представил в Главное инженерное управление проект летательной машины (вертолета) с электрическим двигателем. Это было необыкновенно сме­лое решение. Однако чиновники его не приняли, но раз­решили А.Н.Лодыгину передать этот проект воюющей тогда Франции, куда изобретатель и уехал. Но Франция потерпела поражение раньше, чем машина Лодыгина была готова. Вернувшись в Петербург в 1872 году, Лодыгин нанялся на работу в Общество газового освещения.

Словно сказочная жар-птица ускользнул от молодого изобретателя его «электролет», и лишь маленькая деталь, верней ее идея, осталась в руках. Это была мысль о первой в мире электрической лампочке накаливания, предназначав­шейся для освещения машины.

Лодыгин сумел изготовить герметичную лам­почку со сферической колбой, из которой предварительно откачивался воздух. Угольный стержень этой лампы све­тился несколько часов.

А.Н.Лодыгин потратил двадцать семь лет жизни на поиски лучшего материала для нити накаливания!

В 1890 году он получил патент в Америке на лампу с нитью из тугоплавких металлов (вольфрама, молибдена и тантала) и в том же году с большим успехом демонстрировал усовер­шенствованную лампочку на всемирной выставке в Пари­же.

С тех пор нити для электрических ламп во всем мире делают из вольфрама, температура плавления которого очень высока (tпл=3380°С). Это позволило повысить темпе­ратуру волоска лампы, чей свет стал значительно белее. А сама лампа стала в 2-3 раза экономичней.

1↓. Паровоз.

10.Черепановы Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович.

11. Эмилий Христианович Ленц (1804 – 1865)

12. Лебедев Петр Николаевич – знаменитый русский физик. Его эксперименты утвердили ЭМ теорию света и содействовали раскрытию природы света, он сумел обнаружить и измерить давление света сначала на твёрдые тела (в 1899 г.), а затем на газы (в 1909г.). Лебедев был замечательным организатором коллективной научной работы. Он создал первую большую школу русских физиков, из которой вышли многие крупнейшие советские физики.

Хочется вспомнитьвыдающегося физика А. Г. Столетова, который изучал вопросы электричества, магнетизма, физической природы света. Им был открыт первый закон фотоэффекта. Сделан существенный вклад в теорию газового разряда.

У4: А Вы знаете, что А. Ф. Можайский изобрел первый в мире самолет. Спроектированная им конструкция была построена в натуральную величину, но так и не поднялась в небо из-за отсутствия в то время достаточно мощного и в то же время легкого двигателя. Бум самолетостроения в России пришелся на второе десятилетие ХХ в., когда необходимость строительства авиации подогревалась помимо прочего еще и военными нуждами. Теоретические основы авиастроения, позволившие воплотить замысел Можайского в жизнь, были заложены исследовательской работой Н. Е. Жуковского, талантливого инженера и изобретателя, члена-корреспондента Петербургской АН, основоположника современной аэродинамики. Поистине фантастическими могли казаться современникам идеи скромного преподавателя калужской гимназии К. Э. Циолковского впервые предложившего проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями, и по праву считающегося отцом современной космонавтики.

??? Сможете ли Вы подвести итог, после разгаданного кроссворда?

Ученики: Мы живем в мире техники. Могучие машины добывают из недр земли миллионы тонн угля, руды, нефти. Мощные электростанции вырабатывают миллиарды киловатт-часов электро­энергии. Тысячи фабрик и заводов изготов­ляют одежду и обувь, радиоприемники и те­левизоры, велосипеды и автомобили, часы и электроприборы, иголки и железнодорожные вагоны, фарфоровую и стеклянную посуду, ре­зиновые шины и галоши, карандаши и тет­ради, мебель и даже целые дома. Типографии печатают книги, газеты, журналы.

Телеграф, телефон и радио соединяют нас со всем миром. Поезда, теплоходы, автомобили, самолеты и вертолеты с большой быстротой переносят нас через материки и океаны. А высоко над на­ми, за пределами земной атмосферы, проклады­вают первые тропки в космосе советские и российские ра­кеты и искусственные спутники Земли.

Все эти чудеса созданы человеком, его пытли­вым творческим разумом, его терпеливым и вдох­новенным трудом.

 

УФ: Т.О. «Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет ещё больше, увеличивая тем самым свою власть над ней»

В.И. Ленин

Физические открытия нередко служили толчком к ко­ренным изменениям в технике и даже к возникновению новых отраслей её. В свою очередь, и техника выдвигает перед физикой новые задачи и даёт физике необходимые технические средства для но­вых всё более сложных экспериментов. Открытия в физике XIX - XX в. привели к таким глубоким измене­ниям в науке и технике, что ныне говорят о научно-техниче­ской революции.

СЛАЙД 23 – гиперссылка 4:

УФ: «Это интересно!» предлагаем вам расшифровать записи. Для этого вам необходимо исследовать физико-исторический текст о передаче электрического тока на расстоянии и заполнить соответствующую таблицу: