Интегрированный урок

«История в лицах и открытиях»

Класс:8

Предметы: физика, химия, история.

Учителя:

Шалаева Марина Николаевна (физика) – МОУ – СОШ № 15 Октябрьского района

Ахмадиева Римма Рамзиевна (химия) – МОУ СОШ № 7 Октябрьского района

Методическая цель: формирование представлений о целостности окружающего мира у учащихся через интегрированный подход в изучении предметов физики, химии и истории.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

o Расширение знаний учащихся по теме «Открытия и изобретения в России XIX века».

o Формирование целостного представления о прогрессивном развитии культуры России в XIX веке.

o Интегрирование знаний учащихся, полученных в разных учебных дисциплинах, по теме «Наука России XIX века».

2. Воспитательные задачи:

o Воспитание самостоятельности.

o Воспитание чувств гражданственности и патриотизма.

o Воспитание любви к Родине, интереса к учебе в целом, а также к химии, физике и истории в частности.

3. Развивающие задачи:

o Развитие умения слушать.

o Развитие навыков владения монологической и диалогической речью; разговорным, научно-публицистическим стилями представления информации.

o Развитие навыков обобщения, синтеза и анализа полученной информации.

Рекомендации:

1. Время проведения 2 урока.

2. Урок ведут два учителя: учитель физики (УФ) и химии (УХ).

3. Кабинет с мультимедийной установкой.

4. Оформление кабинета и доски: тема, эпиграф, газеты учащихся и иллюстрации по теме «Исторические очерки о России в XIX веке»

5. Опережающие задания для учащихся (У1, У2 и т.д.):

Темы мини-сообщений:

- «Зинин Н.Н. и его ученики»,

- «Известные химики XIX века».

Подготовительный этап:

1. Разделение класса на группы: одна группа работает над газетами, вторая группа работает над опережающими заданиями.

2. Домашнее задание: физика – повторить тему «Электромагнитные явления»; история – повторить тему «Культура России в XIX веке».

3. Изготовление раздаточных пособий, рабочей карточки урока.

4. Подготовка каждого рабочего места учащегося: раздаточные пособия, рабочая карточка.

Форма: сдвоенный урок повторения, систематизации и интеграции знаний.

Ход урока:

СЛАЙД 1:

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, приветствие участников, инструктаж по организации мероприятия. Краткая инструкция о раздаточных пособиях.

СЛАЙД 2:

2. Активизация внимания учащихся:

Эпиграф:

«Возьмите теперь любую книгу иностранного научного журнала, и вы почти, наверное, встретите русское имя»

К.А. Тимирязев, 1894 г.

УФ: XIX век – золотой век русской науки. Русская научная мысль неуклонно развивалась. Растущее хозяйство страны и ее администрация нужда­лись в притоке образованных людей. Сбылось — вполне и со всей очевидностью — предсказание М.В. Ломоносова, утверждавшего в 1747 г.,

Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!

??? Какие основные события XIX века повлияли на культуру России? Каковы основные причины культурного подъема и научно – технической революции?

(ответы учащихся: отечественная война, отмена крепостного права…)

УФ: Да, действительно, начало XIX века – время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему также содействовала политика «просвещенного абсолютизма», которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Вторая половина XIX века – эпоха Освобождения, она дала сильный толчок культурному развитию России. Процесс этот подспудно развивался еще до отмены крепостного права. Реформа 1861 г. освободила и ускорила его. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании.

УФ:

??? Как вы думаете, о чем на сегодняшнем уроке пойдет речь? Какова цель нашей встречи?

(ответы учащихся:

…о русских ученых, живших и работавших в России, об их открытиях и изобретениях… Мы вспомним всех известных и не очень известных ученых и оценим их вклад в культуру России и мировую культуру)

3. Постановка цели урока:

Наша основная задача сегодня на уроке восстановить историческую цепочку открытий и изобретений, сделанных русскими учеными в XIX веке, ведь XIX век – это золотой век русской науки. Мы должны осознать, что открытия в физике и химии XIX в. привели к таким глубоким измене­ниям в науке и технике, т.е. к научно-техниче­ской революции во всем мире.

СЛАЙД 3 – 4:

4. Ход урока:

УХ: В XVIII веке был открыт только один университет – Московский. Согласно указу 1803 года, страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет.

Возникают новые универ­ситеты в Тарту (Дерпте) (1802), Вильно (1803), Казани (1804), Харькове (1805), Петербурге (1819), Киеве (1834), несколько дворянских лицеев, технических институтов, военные академии.

Важным новшеством было появление высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения принимали только мужчин). Открываются высшие женские курсы. Наибольшей известностью пользовались курсы профессора В. И. Герье, основанные в 1872 г. в Москве и знаменитые «Бестужевские курсы» (названные так по имени их официального руководителя историка профессора К. Н. Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878 г.).

Число студентов достигает 4,5 тыс. учащихся средних и низших школ — 120 тыс., учителей было коло 20 тыс.

СЛАЙД 5:

Родоначальником научной педагогики в России стал Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Сторонник демократизации народного образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической системы идею воспитывающего обучения.

УФ: Казалось бы, здесь налицо забота о просвещении со стороны царизма. Но достаточно вспомнить школьный устав 1828 г. или циркуляр 1887 г. «о кухаркиных детях», охранительный университетский устав 1884 г., чтобы понять истинный смысл этой заботы. Вот характерный факт: в Казанском университете годами единственный профессор по медицине читал лекции только двум слушателям, а некоторое время даже одному — Николаю Ивановичу Лобачевскому. Такое могло быть только в России. Допуская рост просвещения, царизм управлял им так, чтобы оно было уделом только господствующих классов, а простонародье держал в темноте и религиозном смирении.

Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале 60-х годов уровень грамотности составлял всего 5%, то к концу века (1897 г.) благодаря усилиям земских учителей и просветителей из духовенства грамотные составляли уже 21% всего населения России. Правительство не проявляло должного внимания к сфере образования. Жалование учителей продолжало оставаться очень маленьким. Ассигнования на народное образование были чрезвычайно скудны. В сравнении со странами запада Россия продолжала оставаться страной с очень низким уровнем грамотности.

УХ: Чертой своеобразия русской культуры II половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов.

Созда­ются и плодотворно работают научные общества по истории, сло­весности, географии, археографии, математике, земледелию.

???Можете ли вы вспомнить имена русских ученых и их заслуги в области биологии, географии, математики, истории?

Примерные ответы учащихся:

СЛАЙД 6 – 8:

У1: Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания. Основоположником отечественной школы физиологии стал И. М. Сеченов. Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургской АН Иваном Петровичем Павловым (1849–1936), установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Нобелевским лауреатом был и Илья Ильич Мечников (1845–1916) – автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии и другим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины.

СЛАЙД 9:

С Дерптским университетом была связана деятельность основоположника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова. Пирогов участвовал во многих военных кампаниях: оборона Севастополя, Русско-турецкая война 1877–78 гг. и др. Он впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях. На его счету, помимо научных открытий тысячи спасенных солдатских жизней.

У2: Русские ученые совершают выдаю­щиеся географические открытия во время кругосветного плава­ния (1803-1806) на кораблях "Надежда" и "Нева" Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна. На шлюпах "Восток" и "Мирный" М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгау­зен впервые подошли к берегам Антарктиды и обогнули ее (1820). Карты Ледовитого и Тихого океанов приобрели новый вид по­сле изысканий Г. И. Невельско­го, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангеля, В. М. Головина и др.

СЛАЙД 10 – 12:

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее не вся земная поверхность была изучена равномерно. Много тайн хранили малодоступные районы Средней и Центральной Азии. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П. П. Семеновым-Тянь-Шанским. Он исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию и главой Русского географического общества. Изучению просторов Центральной Азии посвятил жизнь Н. М. Пржевальский. Им были открыты ряд горных хребтов и озер, неизвестные породы животных: дикий верблюд и дикая лошадь (названная в честь него лошадью Пржевальского). Много лет прожил среди папуасов Новой Гвинеи русский этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай. Собранные им материалы являют собой бесценный источник знаний о быте, верованиях и обычаях жителей Океании.

СЛАЙД 13 – 15:

У3: Русские ученые подарили челове­честву неэвклидову геометрию (Н.И. Лобачевский), принцип наименьшего действия (М. В. Ост­роградский). Создание получившей мировую известность петербуржской математической школы связано с именем академика Пафнутия Львовича Чебышева (1821–1894). Труды Чебышева посвящены самым разным областям математики. Многие фундаментальные открытия ученого обусловлены прикладными исследованиями. В сфере его внимания находились вопросы теории механизмов, теория чисел, теория вероятностей и пр. Среди учеников П. Л. Чебышева наибольшую известность получила Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской АН. Работы С. В. Ковалевской были удостоены премий Парижской и Шведской академий.

СЛАЙД 16 – 19:

У4: Историческая наука сильно продвинулась благодаря написанной Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского» до XVII века (1818) и созданной С.М. Соловьевым «История России с древнейших времен» до конца XVIII века (1851 – 1879). Правда, в этих трудах история трудящихся, крестьян, рабочих, ещё не изучалась, не было в них истории других народов страны, главное место отводилось царям, боярам, дворянам, церкви, но все же это были первые опыты научно – систематического изложения истории России. Крупным историком, талантливым ученым и блестящим лектором был академик Василий Осипович Ключевский (1841–1911).Главный его труд — это «Курс русской истории» в 5 томах (1904-1911 гг.), т.е. научно обработанный курс лекций для студентов Московского университета. Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка»В. И. Даля. Даль собирал слова по всей России на протяжении многих лет. В словаре содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка XIX в. в нем представлены областные слова, специальная терминология, кроме того около 30 тыс. пословиц и поговорок.

СЛАЙД 20 – 21:

УФ: Начала работу созданная Василий Яковлевич Струве (1839) Пулковская обсерватория.

Большими достижениями передо­вого инженерного дела стали строительство Военно-Грузинской дороги, сооружение Д. И. Журавским железнодорожных мостов.

В металлургии были открыты новые сорта стали (П. П. Аносов), найден способ ее проката (В. С. Пятов).

СЛАЙД 22:

У5: Аносов Павел Петрович (1797 – 1851) создал новый метод получения высококачественных сталей, который проходил путём объединения науглероживания и плавления металла, разработка на основании этого метода технологии производства булата. Он получил булатный узор — литую булатную сталь, из которой были созданы клинки, нисколько не уступающие по своим свойствам классическому оружию Древней Индии.

Аносов ввёл и другие новшества: впервые применил для исследования строения стали микроскоп (1831), заменил на фабрике вредное для здоровья ртутное золочение клинков гальваническим, предложил и испытал способ получения золота из золотосодержащих песков путем плавления в печах, усовершенствовал золотопромывальную машину и другие заводские устройства. Исследуя окрестности Златоуста, Аносов сделал детальное описание геологического строения этой части Южного Урала, составил геологический разрез по линии Златоуст-Миасс, описал месторождения многих полезных ископаемых Златоустовского Урала (термин введен Аносовым).

Пятов Василий Степанович, русский изобретатель-металлург. Был учеником часового мастера, затем работал в лаборатории Б. С. Якоби в Петербурге. С 1855 механик, с 1857 управитель Холуницких железоделательных и чугунолитейных заводов в Вятской губернии (ныне Кировская область). В 1864—74 работал на различных горно-металлургических предприятиях и золотых приисках. По проектам П. построены печи для выделки чугуна и стали, нагревательные печи, выгранки, прокатные станы. Основное изобретение Пятова (1859) — высокопроизводительный способ изготовления броневых плит прокаткой с последующим химико-термическим упрочнением их поверхности.

СЛАЙД 23:

СЛАЙД 23 – гиперссылка 1:

УХ: Пришло время вспомнить известных, талантливых русских ученых, внесших огромный вклад в развитие химии. Найдите четыре фамилии известных ученых – химиков XIX века и заполните таблицу. Вам предлагается вспомогательный материал.

Л Е Д Н Д Е С
Е Е Г Е С С У
О В Е М А Р А
К И Н В О К Л

Вспомогательный материал:

1.Великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Родился в Тобольске. Современники говорили, что этот великий ученый "создал свою жизнь как произведение искусства".

2. Русский химик – органик, один из основателей Русского физико-химического общества (1868 г.). Научные исследования посвящены теоретической органической химии, органическому синтезу и нефтехимии.

3. Русский химик, академик Петербургской АН (с 1830 г.), доктор медицины, 1825 г. Один из основоположников термохимии.
4. Русский химик-неорганик и фармацевт, позднее он вспоминал: "Я был самым молодым экзаменационным аптекарем в России, мне не было еще полных 21 года".

Проверим, что у вас получилось - гиперссылка 1 слайд 2.

УХ: Что вам известно об ученых химиках, об их открытиях?

Примерные ответы учащихся, сопровождаются слайдами по гиперссылке 1:

У1. Менделеев Дмитрий Иванович

- создал современную гидратную теорию растворов, уравнение состояния идеального газа,

- разработал технологию получения бездымного пороха,

- открыл Периодический закон и предложил Периодическую систему химических элементов.

У2. Марковников Владимир Васильевич

- создал учение о взаимном влиянии атомов как главном содержании теории химического строения,

- правила Марковникова,

- исследовал (с 1880 г.) состав нефти, заложив основы нефтехимии как самостоятельной науки,

- открыл (1883 г.) новый класс органических веществ - нафтены.

У3. Гесс Герман Иванович

- закон Гесса,

- правило термонейтральности,

- открыл и определил (1830-1834 гг.) состав четырех новых минералов - вертита, уваровита, гидроборацита и фольбортита,

- предложил (1833 г.) способ получения теллура из теллурида серебра - минерала, который был им впервые изучен. В его честь теллурид серебра назван гесситом,

- изучал (1832 г.) оксиды кобальта,

- установил катализирующее и адсорбционное свойства мелкораздробленной платины. одним из первых изучал состав кавказских нефтей,

- открыл сахарную кислоту.

- написал учебник "Основания чистой химии" (1831 г.), выдержавший семь изданий.

У4. Клаус Карл Карлович

- избран профессором Казанского университета по кафедре химии в 1835 г,

- открыл новый химический элемент рутений.

Т.О. Вы убедились, что именно нашими химиками сделано очень много важных и нужных открытий.

СЛАЙД 23 – гиперссылка 2:

УХ: Следующие четыре известные химика имеют связь между собой: один учитель, другие его ученики.Расшифруй четыре фамилии известных ученых – химиков XIX века и заполните таблицу.

Вы можете воспользоваться алфавитом и вспомогательным материалом.

   
К→  

Вспомогательный материал об ученых:

К→Один из организаторов Русского физико-химического общества и первый его президент (1868-1877 гг.).

На его могиле был возложен серебряный венок с надписью: "Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся - от женщин врачей десяти курсов 1872 - 1887".

Менделеев впоследствии писал: "Он русский и по ученому образованию, и по оригинальности своих трудов. Ученик знаменитого академика Зинина, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани…".

← Он говорил: "быстрое развитие науки и ее практических применений требует того, чтобы преподавание в университете и изучение химии шли рука об руку с самостоятельными исследованиями".

Проверим, что у вас получилось - гиперссылка 2 слайд 2.

УХ: Что вам известно об ученых химиках, об их открытиях?

Примерные ответы учащихся, сопровождаются слайдами по гиперссылке 2:

К→Зинин Николай Николаевич– русский химик - органик, академик Петербургской АН (с 1865 г.)

- открыл (1842 г.) реакцию восстановления ароматических нитросоединений, послужившую основой новой отрасли химической промышленности - анилокрасочной. Таким же путем получил анилин и aльфа-нафтиламин (1842 г.),

- получил (1852 г.) аллиловый эфир изотиоциановой кислоты - "летучее горчичное масло". - изучал (1854 г.) реакции образования и превращения производных мочевины; открыл уреиды,

- исследовал производные радикала аллила, синтезировал аллиловый спирт.

У1: → Александр Михайлович Бутлеров - один из замечательнейших русских ученых. К занятиям химией Бутлерова привлек Николай Николаевич Зинин.

- получил уротропин C6H12N4,

- впервые выделил "метиленитан" - сахаристое вещество состава C6H12O6. По словам немецкого химика Эмиля Фишера "Среди всех искусственных сахарообразных продуктов, о которых литература сообщала до 1887 года, только один выдержал проверку временем. Это сахарный сироп, полученный А. М. Бутлеровым",

- колоссальное значение имеет бутлеровская теория химического строения,

- написал книгу "Введение к полному изучению органической химии".

У2: ↓ Александр Порфирьевич Бородин - профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор,общественно – педагогический деятель. Ученик знаменитого российского химика-органика Н.Н. Зинина.

- напечатал 21 химическое исследование.

- изучал действие натрия на валерьяновый альдегид, ему удалось получить вещество альдол.

- работа "Исследование о действии брома на серебряные соли уксусной, масляной и валериановой кислот", удается получить бромокислоту.

У3: ←Николай Николаевич Бекетов – ученик знаменитого российского химика-органика Н.Н. Зинина

- добился открытия в Харьковском университете первого в России физико-химического отделения,

- читал студентам курс физической химии, но и руководил практическими занятиями по определению плотности паров и молекулярной массы веществ, изучению спектров и т.д.,

- в 1886 г. Бекетов издал свой учебник по физической химии,

- по его инициативе при Харьковском университете было создано Общество опытных наук с физико-химической секцией.

Подведем итог: у талантливого учителя, всегда талантливые и замечательные ученики.

СЛАЙД 23 – гиперссылка 3:

УФ: Физика играет огромную роль в развитии техники. В технике используют законы при­роды, открытые физикой. История науки и техники раскрывает глубокую связь физики и техники. Физические открытия нередко служили толчком к ко­ренным изменениям в технике и даже к возникновению новых её отраслей.

«Каждый школьник знаком теперь с истинами, за которые Архимед отдал бы жизнь»

Жозеф Эрнест Ренан (фр. писатель 1823 – 1892)

Повторим пройденное и узнаем новое. Разгадаем кроссворд, в котором скрываются фамилии известных ученых и их изобретения.