Бортовые информационные системы

 

Бортовые информационные системы предоставляют экипажу самолета всю необходимую информацию – в визуальной, звуковой и тактильной форме. На пассажирском ЛА могут устанавливаться следующие БИС.

Система электронной индикации (СЭИ) предназначена для индикации пилотажной и навигационной информации. В состав системы входят индикаторы, от 1 до 3 вычислителей, которые часто называют генераторами символов, и пульты управления. Индикатор имеет экран, на котором индицируется информация, ранее представлявшаяся на шкалах отдельных приборов. Генератор символов управляет построением изображения на индикаторе. Он принимает и обрабатывает пилотажную и навигационную информацию от различных систем ЛА – систем первичной информации (СВС, ИНС), радионавигационных систем (РВ, CLS, MLS, DME, VOR, АРК), систем автоматического пилотирования (ВСС, ВСУП, ВСУТ, АСУУ), от системы сигнализации и т.д. Пульт управления служит для связи пилота с системой, он обеспечивает выбор форматов изображения и регулирование яркости индикаторов.

Типовая структура СЭИ для ЛА с двумя пилотами изображена на рис.5.3. Перед каждым пилотом находятся два индикатора. На экране одного индицируется пилотажная информация, на экране другого – навигационная. Конкретный состав информации на экране может изменяться в зависимости от этапа полета и от того, что в данный момент интересует пилота. Для управления изображением на своих индикаторах у каждого пилота есть пульт управления. Каждый из двух основных генераторов символов управляет парой индикаторов, третий генератор символов – резервный, он участвует в работе системы только при отказе одного из основных.

Основной функцией вычислительной системы внутрикабинной сигнализации – является предупреждение экипажа о возникновении опасностей в полете и на борту ЛА. В частности, выдается сигнализация:

· о неправильной конфигурации органов управления самолета (асимметрия закрылков, посадка с убранным шасси и т.п.);

· о превышении максимально-допустимой скорости;

· о достижении минимальной скорости полета;

· о слишком малой высоте полета;

· о сдвиге ветра;

· о неправильной работе бортовых систем и агрегатов (пожар двигателя, отказ генератора и т.п.).

 

Рис.5.3. Структура системы электронной индикации: ПУ – пульт управления, ГС – генератор символов, КПИ – комплексный пилотажный индикатор, КИНО – комплексный индикатор навигационной обстановки

 

Система содержит один или два вычислителя, которые собирают информацию от различных систем/датчиков самолета и производят над этой информацией логическую обработку, выясняя, не создалась ли где-нибудь опасная ситуация. Свои сообщения система выстраивает по приоритету, привлекая внимание пилотов в первую очередь к самым опасным событиям. Эти приоритеты гибкие, они зависят от этапа полета и состояния системы, на отдельных напряженных этапах (взлет, посадка) система вообще не отвлекает пилота малозначимыми сообщениями.

Для индикации своих сообщений экипажу система содержит индикатор, способный показывать цифробуквенную информацию. Система индицирует аварийные, предупреждающие и уведомляющие сообщения, а также использует другие способы сигнализации – с помощью звуковых сигналов (звонки, гонги и т.п.), тактильных воздействий (тряска штурвала). Аварийная сигнализация выдается в ситуациях, требующих немедленного действия, а на экране имеет красный цвет. Предупреждающая сигнализация выдается в ситуациях, требующих немедленного уведомления, и на экране имеет желтый цвет. Уведомляющая сигнализация имеет цвет иной, чем аварийные и предупреждающие сигналы, обычно - зеленый.

Если на ЛА установлена система электронной индикации, то система внутрикабинной сигнализации может не содержать отдельных индикаторов, сигналы из ее вычислителей поступают в генераторы символов СЭИ, которые превращают их в сообщения на экранах, своих индикаторов.

Чаще функции системы внутрикабинной сигнализации выполняет более сложная система – комплексная информационная система сигнализации (КИСС). Кроме сигнализации она обеспечивает пилотов информацией о параметрах и состоянии двигателей и общесамолетных (общевертолетных) систем. Такая система имеет собственные индикаторы, обычно два, на которых постоянно индицируется сигнализация и основные параметры двигателей и на которые пилот может дополнительно вызвать информацию по интересующей его системе. В состав КИСС также входят пульты управления (1-2 по количеству пилотов) и вычислители. Могут в ее состав входить и блоки-концентраторы данных, если они не выделены в отдельную систему преобразования информации. Эти блоки собирают аналоговые и дискретные сигналы от датчиков, измеряют их и преобразуют в цифровой последовательный код, который передается своим вычислителям, а также другим заинтересованным в этой информации системам.

На новом поколении ЛА системы СЭИ и КИСС объединяют в единую систему – комплексную систему электронной индикации и сигнализации(КСЭИС), которая выполняет функции обеих этих, систем. Такая система обладает большей гибкостью в отношении представления информации и имеет меньшие массу, габариты за счет объединения вычислителей.

Расположение основных индикаторов и пультов в кабине экипажа магистрального самолета показано на рис. 5.4.

 

Рис. 5.4. Кабина ТУ-204  

Здесь: 1 – пульт настройки радиосредств левого пилота, 2 – пульт управления и индикации ВСС левого пилота, 3 – индикаторы СЭИ левого пилота, 4 – пульт управления систем автоматического пилотирования, 5 – индикаторы КИСС, 6 – пульт управления СЭИ правого пилота, 7 – пульт управления КИСС правого пилота

Кроме двух основных систем индикации – СЭИ и КИСС – на современных ЛА под разными названиями (электронный портфель, персональный помощник пилота) появляютсяэлектронные планшеты, которые индицируют пилоту различную справочную информацию, ранее находившуюся в кабине ЛА на бумажных носителях. Такое устройство представляет собой бортовой вариант портативного компьютера laptop. Индикатор обычно имеет вид планшета с экраном (рис.5.5). Органы управления (кнопки, устройство управления курсором) располагаются вокруг экрана или же сам экран является сенсорным и тогда кнопки просто изображаются на поле экрана.

Если на ЛА нет системы самолетовождения, то в кабине может устанавливаться самостоятельный многофункциональный пульт управления. Он выполнен в виде единого блока, на лицевой панели которого расположены цифробуквенная клавиатура и экран. МФПУ служит для взаимодействия пилота со многими бортовыми системами. Для этого он имеет стандартный выход, по которому передает последовательным цифровым кодом команды и набранные пилотом значения (настройки радиочастот и т.п.) в другие системы.

 

Рис.5.5. Электронная справочная система

 

Для предупреждения пилотов об опасных ситуациях наряду с системой сигнализации используется речевой информатор. Он воспроизводит заранее записанное речевое сообщение, относящееся к возникшей ситуации, например: «Пожар! Левый двигатель пожар!». Современные речевые информаторы компактные устройства, они могут встраиваться, например, в вычислитель КСЭИС.

В кабинах больших современных самолетов может устанавливаться принтер, который также можно отнести к классу бортовых информационных систем. Принтеры имеют связь со многими системами и обеспечивает распечатку документов различного назначения, например, полетных карт из бортовой базы данных. Простой принтер распечатывает цифробуквенную информацию на узкой бумаге, полноформатный позволяет распечатывать и: цифробуквенную и графическую информацию на бумаге формата А4.

К бортовым информационным системам можно отнести и появившиеся недавно системы, предоставляющие различную информацию и услуги пассажирам самолетов. Они получили название систем развлечения пассажиров(In-flight entertainment system.). В спинки кресел или в подлокотники монтируются терминалы, имеющие экран и необходимые органы управления (или сенсорные экраны, как, например, в случае, показанном на рис. 5.6), На этих терминалах демонстрируются фильмы, можно получить информацию о маршруте и: прохождении полета, с их помощью и при посредстве спутниковых систем связи можно подключиться в полете к Интернет.