Расчет емкости рынка
Расчет емкости рынка товара производственного потребления.
Базируется на потребительском принципе: определение численности потребителей и прогнозе среднего уровня потребления, нормативах производственного потребления, поправки на технологические преобразования.
Епр. = (Ni х Qi x Wi x Kнтп х Пj) – Зj - C
Епр – емкость рынка i-го товара производственного назначения
Ni – число производственных или иных предприятий, потребляющих (использующих) i-й товар производственного назначения
Qi – количество изготавливаемых i-х изделий (объем производства),для которого необходим j-й товар
Wi – норматив удельного расхода j-го товара на изготовление i-й единицы изделия
Кнтп – коэффициент поправки на технологические изменения
Зj – средний размер изменения товарных запасов j-го товара
Пj – потери j-го товара в пределах норматива
С – часть рынка,приходящаяся на долю конкурента,в том числе импортера
Расчет емкости потребительского рынка.
Дифференцируется по каждой социальной или возрастной группе населения или в их сочетании.
Развернутая формула:
Eпотреб. =Сумма Ni ( (Si х Пi х (Tпр.цен х Эip) х (Тпр.дохода х Эiд)) + Dстим. – (Н – Иф – Им)/ - А – С), где
Епотреб. – емкость потребительского рынка
Si - численность потребителей i-й социальной или возрастной группы
Пi – потребление на душу в i-й группе потребителей в базисном периоде
Тпр.цен и Тпр.дохода – темпы прироста цен и дохода
Эip – эластичность спроса i-й группы населения от изменения цен
Эiд – эластичность спроса i-й группы населения от изменения дохода
Dстим. – искусственно стимулированный прирост спроса, в частности, за счет продажи товаров в рассрочку
Н – насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей)
Иф и Им – износ товара, соответственно физический и моральный
А – альтернативные нерыночные формы потребления (например, потребление продуктов собственного производства),а также потребление товаров-заменителей
С – часть рынка, захваченная конкурентами, в том числе импортерами
N – число i – х групп потребителей.
Необходимость выделения групп потребителей связана с дифференциацией спроса по социальному и половозрастному признакам. Эти различия определяются с помощью специальных исследований.
Показатель насыщенности рынка – степень обеспечения населения товарами потребительского назначения.. Насыщенность рынка ограничивает его емкость.
Моральный износ – прекращение использования годного еще к употреблению изделия по причине выхода его из моды, появления нового, более совершенного и более привлекательного для потребителя товара.
Стимуляция морального износа - например, предоставление кредитов.
Определение степени насыщения рынка товарами – на основе специальных исследований.
Расчет наличия товаров длительного пользования :
Нк = Нн + П – В
Нк и Нн - наличие товаров на конец и начало периода
П – поступление товаров за период
В – выбытие товаров
Выбытие рассчитывается по нормативам среднего срока службы изделия, физический износ – по технологическим нормативам.
Упрощенная формула расчета емкости рынка:
Е = Si x ni – (Н – Иф – Им) – А
Si – общая численность потребителей (семей, населения)
ni – средний размер потребления на душу населения (на одну семью),экстраполированный на текущий период.
10.2. Методы измерения спроса на целевых рынках:
Потенциального:
- метод поиска – промежуточные оценки исчисления конечных потребителей, исходя из общего количества людей
- метод построения – определение сначала всех возможных групп потенциальных потребителей и последующее их суммирование.
Реального:
- способы оценок (т.к. это размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях)
- расчет, исходя из объемов производства, экспорта, импорта и товарных запасов
- замеры поступлений, продаж и запасов товаров в ассортименте по выборочной совокупности магазинов в течение определенного периода времени
- оценки расходов потребителей по бюджетной статистике
- методы прогнозирования спроса:
- методы экстраполяции – наиболее простые методы, основанные на статистическом анализе временных рядов, позволяют прогнозировать темпы роста продажи товаров в ближайшей перспективе, исходя их тенденций, сложившихся в прошедшем периоде времени
- методы экспертных оценок – строятся на получении объективных оценок как результата субъективных мнений экспертов и специалистов. Предполагается знание определенных процедур (мозговой штурм, метод Дельфи, адвокат дьявола)
- нормативные методы – при прогнозировании спроса на товары производственного назначения, размеры покупок определяются требованиями технологических, строительных и т.п. норм и нормативов. Потребительские товары, исходя, например из физиологических норм (пределов) потребления продуктов питания.
- методы экономико-математического моделирования – наиболее сложные методы, требующие специальной подготовки, основаны на учете корреляции спроса и факторов, определяющих его развитие.
- специальные методы – учитывают особенности спроса на различные товары, исходят из раздельного прогнозирования основных составляющих спроса с последующим их суммированием.
Методы прогнозирования спроса на товары длительного пользования
- первоначальный спрос определяется путем тестирования рынка с целью определения покупок для первоначальной обеспеченности(накопления парка) тем или иным предметом длительного пользования. Для расчетов используется также логистическая функция, имеющая предел насыщения, по данным фактической продажи товаров за определенный период.
- спрос на замену прогнозируется, исходя из коэффициентов износа накопленного парка, исчисленных с учетом срока службы предметов, а также их морального старения.
- дополнительный спрос прогнозируется на основе данных рыночного тестирования.