VII. Управление распределением в комплексе маркетинга.
Содержание товародвижения (распределения)
Товародвижение (распределение) - один из основных элементов маркетингового комплекса. Кроме непосредственного распределения товаров или услуг он включает:
- решения по каналам распределения
- логистику сбыта
- управление каналами распределения
- розничную торговлю
- непосредственно акт продажи (покупки)
- поддержку потребителя
Каналы распределения
Канал распределения – путь движения товара от производителя до конечного потребителя - совокупность промежуточных звеньев, вовлеченных в процесс продвижения товаров с целью обеспечения их доступности для конечных потребителей.
Промежуточные звенья – простые посредники, оптовые и розничные торговцы.
Организация продажи товаров непосредственно конечному потребителю может осуществляться путем
- предложения товаров в розничном торговом предприятии (мерчендайзинг)
- лицензированная торговля (франчайзинг_
- прямые контакты с потребителем (директ-маркетинг)
Основные элементы планирования продажи
- Изучение конъюнктуры рынка (аналитический и прогностический подход)
- Прогноз товарооборота – оценка продажи товаров в стоимостных и натуральных показателях и оценку доли данного предприятия в объеме оборота предприятий, действующих на данном рынке.
- Подготовка финансовой сметы - соотнесение ожидаемых продаж с оценочной суммой торговых расходов и вероятной прибылью (норма прибыли от продажи). Составляются по общему объему продаж и по отдельным товарам.
- Установление «норм продажи» - задание торговым уполномоченным
- Торговая отчетность и контроль –сведения о фактических продажах и затратах и информация о новых тенденциях на рынке, мероприятия по стимулированию сбыта, действию конкурентов
Функции каналов распределения
- обеспечение доступности товаров в достаточном числе мест
- физическое перемещение товаров (маркетинговая логистика)
Виды каналов распределения
Длина – число звеньев.
Ширина – число участников в каждом звене канала.
Каналы могут отличаться числом посредников и горизонтальным распределением
Каналы:
- прямой (нулевого уровня)
- косвенный, в т.ч.
- короткий (одноуровневый)
- длинный (многоуровневый)