Фирма как экономическая организация: альтернативные подходы
В экономической теории существует несколько альтернативных подходов к исследованию фирмы.
Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как «черный ящик» (рис. 4), в основном в технологических терминах как набор выполнимых производственных планов. Руководит работой фирмы менеджер, который покупает ресурсы и продает готовую продукцию, произведенную фирмой. Благосостояние собственника фирмы измеряется прибылью или приведенной рыночной ценностью фирмы.
Преимущества неоклассической теории заключаются в том, что, во-первых, она поддается математической формализации. Во-вторых, она полезна для анализа того, как фирма меняет свое производство в ответ на изменения внешних факторов. В-третьих, эта теория может быть использована для анализа поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции.
Но у этой теории есть существенные недостатки. Во-первых, она не объясняет, как организовано производство внутри фирмы, ничего не говорит о внутренней организации фирмы, об ее иерархической структуре, о том, как делегируется принятие решений, кто обладает властными полномочиями и т.д. Во-вторых, неоклассическая теория фирмы полностью игнорирует проблемы, связанные со стимулами, действующими внутри фирмы. Предполагается, что внутри фирмы все функционирует гладко и все исполнители поступают в соответствии с полученными указаниями. В-третьих, неоклассическая теория не объясняет, почему возникает фирма. Фирма в данной теории представлена «данностью». В-четвертых, неоклассическая теория не в состоянии четко определить границы фирмы. Она не объясняет, что происходит, когда две фирмы сливаются в одну или когда одна фирма разделяется на две более мелкие фирмы. В-пятых, фирма в неоклассической теории - это абстракция, в которой стерты все различия между реальными фирмами.
f (L, K,…..)
производственная функция
|
ресурсы готовая
продукция
Рис. 5. Механизм неоклассического анализа фирмы.
Современная микроэкономическая теория предлагает модель «путь развития» для объяснения поведения фирмы. Исходными ограничениями данной модели являются: неизменность цен на ресурсы, постоянный рост бюджета производителя, использование двух факторов производства.
Тогда как изучение общей экономической теории начинается с постулата о том, что ресурсы ограничены, в теории совершенной конкуренции предполагается, что для каждой отдельной фирмы ресурсы не ограничены. И. Кирцнер акцентирует внимание на том, что в ортодоксальной теории фирмы «предприниматель-производитель уже приобрел определенные ресурсы, которые теперь могут обречь его на производство определенного продукта»[75].
В институциональной экономике фирма в большинстве случаев рассматривается как экономическая организация, которая является альтернативным рынку способом хозяйственной координации, сопряженным с организационными издержками (соответственно рыночная координация с трансакционными).
Категория «фирма» в современной экономической науке имеет неоднозначную трактовку.
Е. Прескотт и М. Висшер определяют фирму как организационный капитал, понимая под этим информационные активы, воплощенные в знаниях и квалификации наемных работников[76]. То есть фирма – это организационная форма приобретения и использования информации, во многих случаях более дешёвая, чем заключение рыночных контрактов.
Й. Шумпетер использует термин «предприятие», понимая под ним «осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются»[77]. И. Кирцнер фирму определяет тем, что получается после того, как предприниматель завершил определенный процесс принятия предпринимательского решения, а именно – покупку ресурсов[78]. Данное определение ставит во главу угла именно предпринимателя и его решения, не придавая существенного значения остальным факторам.
Г. Клейнер, как и Й. Шумпетер, использует термин «предприятие», но понимает под ним «организацию, самостоятельно систематически производящую товары и услуги для реализации за рамками организации, а также осуществляющую воспроизводство ресурсов»[79].
С. Мастен считает фирму своеобразным институтом, так как в ней существуют и реализуются специфические правила и процедуры, регулирующие внутреннее допустимое поведение[80]. Но такая трактовка запутывает и усложняет определение.
Г. Демсец критикует теорию фирмы с позиции трансакционных издержек, он предлагает определение фирмы как «пучка технологических, личностных, методических особенностей и установок, все это окружено и ограждено от внешнего мира изоляционным слоем фирменно-специфической информации, и невозможно с легкостью изменить или имитировать этот пучок»[81].
Б. Клейн подвергает критике определение фирмы как сплетения контрактов и пучка правомочий на ресурсы, доказывая, что фирма – нечто большее, нежели частные группы формальных и неформальных контрактов, он включает в их состав ценные «бригадные» активы и развитые механизмы контроля и управления информацией[82].
Д. Крепс считает, что «фирма есть не что иное, как ее репутация в части умения справляться с непредвиденными (или, по крайней мере, не предусмотренными контрактами) обстоятельствами»[83]. При этом репутация рассматривается как субститут материальных активов. Но такая трактовка крайне односторонняя, так как не учитывает финансовые, человеческие и другие ресурсы, а это чрезмерно упрощает фирму, даже как теоретическую модель.
Ф. Махлуп уделяет внимание трем теориям фирмы:
- маржиналистским;
- бихевиористским;
- управленческим.
В управленческие теории им отнесены направления, исследующие взаимоотношения внутри фирмы между собственниками и управляющими –проблему «принципал – агент» и конфликт интересов. Бихевиористский подход концентрирует внимание на наблюдении за внешним поведением экономического субъекта и жестко им критикуется. Ф. Махлуп защищает маржиналистскую теорию, отвечая на критику бихевиористов, в частности, тем, что смешивать фирму как теоретический конструкт и как эмпирическую реальность, то есть эвристическую фикцию с настоящей организацией, означает впадать в заблуждение[84].
Н. Розанова также выделяет три группы теорий фирмы[85]:
- технологическая концепция фирмы, которая является основой классической и неоклассической теорий;
- институциональная теория фирмы;
- теоретические исследования поведения фирмы на базе теории игр, принимающие наличие фирм как некую данность, а их поведение стратегическим.
Критериями выделения данных групп теорий фирмы у Н. Розановой послужили следующие факторы:
- метод исследования поведения фирмы;
- факторы, объясняющие наличие в экономической системе фирм разного размера;
- факторы, объясняющие уровень концентрации в экономике в целом и в отдельных отраслях;
- оценка цели деятельности фирмы;
- объяснение разнообразия организационных форм фирмы;
- выбор ведущих поведенческих характеристик фирмы;
- общий механизм функционирования фирмы[86].
Одна из важнейших функций, которую выполняют хозяйственные организации, – это обработка и производство информации.
В рыночной экономике обычно под основным информационным институтом понимается механизм цен, так как вся экономическая информация получает свое отражение в ценах.
Современные экономические исследования подтверждают тот факт, что информация, отраженная в ценах, является недостаточной, иногда возникает в качестве побочного продукта информации другого типа, например о качестве, что наблюдается на рынках с несовершенной конкуренцией.
Важнейшая функция экономической организации – анализ и переработка сложного комплекса информации о своей среде. Этот анализ включает отбор и интерпретацию объективных данных, которые расширят пространство возможных решений.
Вопросы для контроля знаний
1 Понятие экономической организации. Институты и организации: проблема дихотомии.
2 Как рассматривает фирму стандартная экономическая теория? В чем преимущества и недостатки этого подхода?
3 На какие основные вопросы должна дать ответ институциональная теория фирмы?
4 Контроль и экономическая власть в хозяйственной организации. Конфликт интересов. Эффективность организационной структуры.
5 Типы экономических организаций. Основные организационные формы.
6 Фирма как «черный ящик».
7 Виды фирм в экономической теории.