Возможности и пределы институциональной экономики
Кратко обозначим возможности и пределы институциональной экономики как исследовательской программы.
Что может институциональная экономика и за счет чего это достигается:
1) приблизить экономические модели к действительности путем включения в анализ влияния институциональной среды. Обычно модели, используемые институционалистами, менее формализованы по сравнению с неоклассическими;
2) объяснить качественную экономическую динамику, в частности особенности институциональной трансформации экономических систем, а также эволюционные экономические и технологические процессы. Это достигается за счет включения в экономический анализ инструментов из смежных наук: биологии, истории и даже термодинамики;
3) обеспечить более полное понимание роли индивидуумов в формировании институциональных структур.
Чего институциональная экономика не может:
1) предсказывать конкретные экономические события;
2) давать нормативные суждения по поводу экономической политики, а также разрабатывать подробные планы институциональной инженерии;
3) служить прямым руководством для ведения тех или иных видов предпринимательской деятельности.
Институционализм упрекают за то, что он не дает ответов на все вопросы, возникающие перед исследователями, в противоположность неоклассике, которая такие ответы дает. И никого не волнует, что большинство ответов в стиле мэйнстрима бывают малоудовлетворительны (или значимы при очень жестких ограничениях), главное – они есть. Коуз писал: «Желание быть полезным своим ближним – мотив, конечно же, благородный, но невозможно влиять на политику, если ты не даешь ответов. Так появились государственные экономисты, т. е. люди, которые дают ответ, даже когда ответа не существует»[20]. Формирование исследовательской программы институционализма предполагает создание четких теоретических конструкций, объясняющих большинство экономических проблем, но есть ли смысл отвечать на вопросы, ответов на которые не существует, тем самым уподобляясь коузианским «государственным экономистам»?
Вопросы для контроля знаний
1 Назовите основные научные направления и школы, которые повлияли на формирование институциональной школы в экономической теории.
2 В чем заключаются основные отличия старого и нового институционализма? Проанализируйте один из институтов, например институт семьи, на основе двух подходов.
3 Назовите утверждения, образующие «жесткое ядро» неоклассики. В чем заключается их опровержение, которое предлагают представители новой институциональной экономики?
4 Какими факторами обусловлено развитие институциональной экономики как научного направления и учебной дисциплины?