Пример 3 – Проверка статистических гипотез и исследование корреляции.
На математическом факультете (МФ) КемГУ среди студентов 3 и 4 курсов отделения “Прикладная математика” ( человека 19–20 лет, в том числе 13 девушек и 11 юношей) в 2005 году проведены выборочные замеры следующих показателей:
- средний балл (оценка) по результатам двух лет обучения в университете;
- знание основ программирования (тест: 21 вопроса на 30 минут);
- уровень интеллекта (краткий ориентировочный тест (КОТ) из категории тестов общих умственных способностей (IQ)*: 50 вопросов на 15 минут).
Полученные данные приведены в таблице 3.1.
Исследователя интересуют вопросы:
1) Соответствуют ли студенты МФ КемГУ известной норме теста КОТ (IQ) для студентов университетов, равной 28 баллов?
2) Каково соотношение в уровнях измеренных показателей у девушек и юношей?
3) Существует ли какая-либо связь между измеренными показателями?
1) Для ответа на первый вопрос исследования – Соответствуют ли студенты МФ КемГУ норме теста КОТ (IQ) для студентов университетов, равной 28 баллов? - необходимо рассчитать выборочное значение среднего уровня IQ студентов МФ КемГУ и выбрать подходящий статистический критерий.
Средний уровень IQ студентов МФ КемГУ равен (см. табл. 3.2).
Таблица 3.1