Пример 2 – Определение тесноты связи (исследование корреляции).
Двум группам испытуемых: работникам социальных служб и студентам социально-психологического факультета было предложено проранжировать категории клиентов, обращающихся в социальные службы, по степени важности оказания им материальной поддержки. После обработки групповые иерархии приняли вид, представленный в таблице 2.1. Можно ли говорить о том, что приоритеты социальных работников и студентов в оказании материальной помощи различным категориям населения совпадают?
Таблица 2.1
№ п/п | Категория | Приоритет социальных работников | Приоритет студентов | Разность рангов | Квадрат разности рангов |
1. | Пожилые люди | - 4 | |||
2. | Одинокие матери | - 1 | |||
3. | Малообеспеченные семьи | - 3 | |||
4. | Выпускники школ | - 2 | |||
5. | Инвалиды | ||||
6. | Беженцы | - 3 | |||
7. | Военнослужащие | ||||
8. | Наркозависимые | ||||
9. | Туберкулёзники | ||||
10. | Суецидиенты | ||||
Сумма: |
Положительный ответ на вопрос исследования о совпадении приоритетов социальных работников и студентов в оказании материальной помощи различным категориям населения подразумевает статистически значимое подтверждение существования согласованности (прямой корреляции) в двух полученных последовательностях иерархий.
Гипотезы:
- согласованность (корреляция) в групповых иерархиях отсутствует;
- согласованность (корреляция) в групповых иерархиях статистически значима, не случайна.
Для определения факта существования согласованности (связи) и оценки ее тесноты между групповыми иерархиями (рангами) можно использовать коэффициент ранговой корреляции Спирмена [1]:
.
Критические значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена в зависимости от объема выборки и уровня значимости равны [1, 3]:
Так как , то гипотеза (связи нет) не отвергается, или иными словами, нет оснований говорить о существовании согласованности в приоритетах оказания материальной помощи различным категориям населения у работников социальных служб и студентов социально-психологического факультета.
Таким образом, данные исследования показывают, что взгляды студентов и социальных работников по вопросу приоритета оказания материальной помощи различным группам клиентов расходятся.