Пример 2 – Определение тесноты связи (исследование корреляции).

Двум группам испытуемых: работникам социальных служб и студентам социально-психологического факультета было предложено проранжировать категории клиентов, обращающихся в социальные службы, по степени важности оказания им материальной поддержки. После обработки групповые иерархии приняли вид, представленный в таблице 2.1. Можно ли говорить о том, что приоритеты социальных работников и студентов в оказании материальной помощи различным категориям населения совпадают?

Таблица 2.1

№ п/п Категория Приоритет социальных работников Приоритет студентов Разность рангов Квадрат разности рангов
1. Пожилые люди - 4
2. Одинокие матери - 1
3. Малообеспеченные семьи - 3
4. Выпускники школ - 2
5. Инвалиды
6. Беженцы - 3
7. Военнослужащие
8. Наркозависимые
9. Туберкулёзники
10. Суецидиенты
Сумма:

 

Положительный ответ на вопрос исследования о совпадении приоритетов социальных работников и студентов в оказании материальной помощи различным категориям населения подразумевает статистически значимое подтверждение существования согласованности (прямой корреляции) в двух полученных последовательностях иерархий.

Гипотезы:

- согласованность (корреляция) в групповых иерархиях отсутствует;

- согласованность (корреляция) в групповых иерархиях статистически значима, не случайна.

Для определения факта существования согласованности (связи) и оценки ее тесноты между групповыми иерархиями (рангами) можно использовать коэффициент ранговой корреляции Спирмена [1]:

.

Критические значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена в зависимости от объема выборки и уровня значимости равны [1, 3]:

Так как , то гипотеза (связи нет) не отвергается, или иными словами, нет оснований говорить о существовании согласованности в приоритетах оказания материальной помощи различным категориям населения у работников социальных служб и студентов социально-психологического факультета.

Таким образом, данные исследования показывают, что взгляды студентов и социальных работников по вопросу приоритета оказания материальной помощи различным группам клиентов расходятся.