Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

 

Придумайте конец выступления к следующим началам:

 

1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а... 2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а... 3. Наука воздействует на наш разум, а... 4. Одним учеба достав­ляет радость, другим... 5. Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие...

 

Упражнение 2

 

Придумайте начало выступления к следующим концовкам:

 

1. Правильно говорят в народе: семь раз отмерь, один раз от­режь; людским речам вполовину верь; кто про кого за глаза гово­рит, тот того боится; у кого что болит, тот о том говорит; сперва подумай, а потом скажи; по речи узнают человека; слово не воро­бей, вылетит - не поймаешь.

 

2. Я думаю, что на примере этой истории мы все убедились еще раз в правильности русской поговорки: петь хорошо вместе, а говорить порознь; слово - серебро, молчание - золото; гово­рить, не думая, что стрелять, не целясь; не просящему не дают; кто языком штурмует, немного навоюет.

 

Упражнение 3

 

 

Что необходимо делать в следующих случаях?

 

1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время загля­дывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некото­рых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7. С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места разда­ются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу ва­шего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет
вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доносится силь­ный шум из коридора.

 

Упражнение 4

 

Выйдите перед группой и, многозначительно считая вслух до 30, ходите по аудитории по правилам передвижения оратора в аудитории.

 

Вариант: ходите, рассказывая стихотворение, считалку. Слушатели оце­нивают, правильно ли вы ходите.

 

Упражнение 5

 

Громко считайте до 30, обращаясь к группе, и используйте при этом разнообразные риторические жесты, как бы пытаясь убедить своих сокурсников в чем-то.

 

Упражнение 6

 

Посчитайте до 30 монотонно, а затем выразительно, сопровождая счет риторическими усилительными жестами. Объясните, почему оратор должен изо всех сил избегать монотонной речи.

 

Упражнение 7

 

Сосчитайте до 30 сначала своим обычным голосом, а затем напря­гая голос, как это принято при публичном выступлении. Удерживайте громкость голоса на требуемом уровне до конце счета.

 

Упражнение 8

 

Какие утверждения правильные?

 

1. Если слушатели наклоняются вперед, это свидетельство их внимания.

2. Если слушатели откидываются назад, это свидетельство того, что им нравится выступление.

3. Оратор в застегнутом пиджаке более убедителен, чем в рас­стегнутом.

4. Оптимальная длительность выступления - 10 мин.

5. Оптимальная длительность выступления - 45 мин.

6. Обращение оратора к отдельным слушателям негативно вос­принимается аудиторией.

7. Обращение оратора к отдельным слушателям активизирует аудиторию.

8. Наиболее увлекательной для слушателей надо сделать пер­вую половину выступления.

9. Наиболее увлекательной должна быть вторая половина вы­ступления.

10. Чтобы слушатели запомнили середину выступления, ее надо сделать наиболее эмоциональной.

11. Максимальное время ответа на вопрос слушателя - 5 мин.

12. Максимальное время ответа на вопрос слушателя - 1,5 мин.

13. Главную мысль выступления надо сформулировать слова­ми, чтобы окончательно уяснить ее себе.

14. Главную мысль выступления надо сформулировать слова­ми, чтобы она стала понятной аудитории.

15. Слушатели обычно не хотят, чтобы оратор формулировал для них главную мысль.

16. Слушателям обычно необходимо, чтобы главная мысль была сформулирована для них оратором.

17. Оптимальное соотношение: одно выступление - одна мысль.

18. Наиболее эффективный способ донесения главной мысли - ее неоднократное повторение в неизменном виде.

19. Наиболее эффективный способ донесения главной мысли - ее неоднократное повторение в измененном виде.

20. Повтор основной мысли оратором раздражает аудиторию.

 

Упражнение 9

 

Выделите главную мысль текста:

 

«Оратор перед выступлением на подготовленную им тему заранее за­писывает главную мысль своего выступления. Слушатели, прослушав его выступление, записывают главную мысль, как они ее поняли, а потом оратор зачитывает свою запись и обсуждает с аудиторией совпадения и несовпадения».

 

Упражнение 10

 

Вы выступаете перед студентами, рассказывая об их успеваемости. Аудитория заскучала. Заведите дискуссию. Какие дискуссионные вопро­сы могут встряхнуть аудиторию?

 

Упражнение 11

 

Используйте прием авансирования. Оформите как авансирование следующие мысли.

 

1. Я знаю, кто виноват в случившемся. 2. Уже известно, как будет реорганизована наша фирма. 3. Решение о повышении пен­сий уже принято. 4. Результаты предварительного турнира уже из­вестны. 5. Статистические данные уже опубликованы в ведомствен­ной печати.

 

Упражнение 12

 

Подумайте, как использовать прием демонстрации предмета. Что и когда можно показать, выступая на следующие темы?

 

1. ГУЛАГ - это наше позорное прошлое. 2. Наша промышлен­ность на подъеме. 3. Импортные товары пока лучше отечественных по качеству. 4. Обучение должно быть платным. 5. Нужно следить за своим весом.

 

Упражнение 13

 

Какие утверждения правильные?

 

1. Оратор должен позаботиться о свежем воздухе в аудитории.

2. Лучше выступать на ярком фоне.

3. Лучше выступать с трибуны.

4. Лучше выступать стоя рядом с трибуной.

5. Нельзя, чтобы за спиной во время выступления были дви­жущиеся предметы или люди.

6. Эффективно выступление на фоне букета с цветами.

7. Если впереди есть свободные места, всех слушателей с зад­них рядов надо пересадить вперед.

8. Если слушатели сели в задние ряды, надо подойти к ним.

9. Оратор может сидеть за столом во время выступления.

10. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть развернутым.

11. В высокообразованной аудитории вступление должно быть развернутым.

12. Зачин нужен в малоподготовленной аудитории.

13. Зачин нужен в тех случаях, когда аудитория не знает лек­тора.

14. В завязке обозначается проблема и увязывается с интереса­ми слушателей.

15. В зачине обозначается проблема и увязывается с интереса­ми слушателей.

16. Возбуждение любопытства - универсальный способ при­влечения внимания.

17. Обращение к конфликту, борьбе - универсальный способ привлечения внимания.

18. Изложение во вступлении целей и задач выступления эф­фективно в любой аудитории.

Упражнение 14

Прокомментируйте предлагаемое вам мнение:

 

«Наиболее важным элементом взаимодействия орато­ра и аудитории является зрительный контакт.

Для орато­ра взгляд в аудиторию важен, прежде всего, потому, что это - единственная возможность установить обратную связь со слушателями. «Под обратной связью, - пишет Л А. Петровская, - можно понимать информацию, ис­ходящую от объекта воздействия, воспринимаемую но­сителем воздействия и несущую в себе характеристику результатов этого воздействия». Если же оратор смотрит в окно, на потолок или просто в пространство, то лишает себя возможности иметь обратную связь. Ведь глаза, лица слушателей - это тот прибор, который по­зволяет оратору определить, насколько его материал ин­тересен, нов, насколько замысел удачно реализован, на­сколько удачно выбрана композиция. Поэтому далеко не идеальна рекомендация выбрать доброе лицо в пят­надцатом ряду и рассказать все именно ему. В реальной практике наиболее удачным ока­зывается вариант, когда оратор равномерно переводит взгляд с одного лица на другое, стараясь установить зри­тельный контакт с каждым, охватывает вниманием всю аудиторию».

 

Упражнение 15

Прокомментируйте, как решает проблему взаимодействия оратора и аудитории герой А. Крона профессор Юдин:

«Я оглядел зал. По опыту лек­тора я знал, что надо отыскать в первых рядах несколько внимательных и симпатичных лиц и время от времени по­сматривать на них. Я сразу нашел глазами своих восточно­европейских коллег, милый Блажевич смотрел на меня дру­жески и поощрительно. Но я тут же понял, что на этот раз мне следует поискать более точный контрольный при­бор. Передо мной была типичная парижская аудитория, отзывчивая и капризная, с незапамятных времен избало­ванная красноречием всех оттенков. Эта аудитория не простит мне ни скуки, ни неловкости, ее надо сразу брать за рога. Поэтому надо смотреть не на Блажевича, а на коллегу Дени, наблюдающего за мной с веселым любопыт­ством. Его ноздри слегка раздуты, полуоткрытый рот го­тов и засмеяться, и деликатно зевнуть. Или на ту кислолицую лимонноволосую даму в золотых очках с квадратны­ми стеклами и тянущимся из уха тонким проводочком слу­хового аппарата, по виду англичанку или скандинавку. Она глуховата, и французский язык для нее неродной - доста­точно, чтобы перестать слушать, если начало ее не заин­тересует».

Упражнение 16

 

Прочитайте статью «Особенности общения по радио и телевидению» (см. Приложение 23) и ответьте на следующие вопросы:

 

- Чем отличается радио- и телеаудитория выступления от обычной аудитории (например, публичной)?

- Почему возможности воздействия по радио и телевидению большие, чем возможности публичного выступления?

 

Упражнение 17

 

Какие утверждения правильные?

 

1. Обратная связь - это получение оратором информации от слушателей о том, как воспринимается его выступление.

2. Обычно большая часть аудитории настроена позитивно к оратору.

3. Обычно большая часть аудитории настроена равнодушно к оратору.

4. Негативные слушатели в среднестатистической аудитории составляют 30 %.

5. Негативные слушатели в среднестатистической аудитории составляют 10%.

 

Упражнение 18

 

Прокомментируйте следующее высказывание: «Психологические ха­рактеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, входящим в нее. Это ти­пичное порождается общими условиями существования, общими интересами и целями. Следовательно, на основе знания типичных характеристик группы можно сконст­руировать определенный тип личности, входящий в группу. Это становится особенно важным при планировании и осуществлении конкретных политических кампаний, особенно во время выборов, поскольку знание своей аудитории всегда помогает лидеру выбрать адекватный ей способ взаимодействия».

Упражнение 19

 

Прочитайте диалог отца с сыном:

Шестилетний сын ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:

- Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?

- Дело в том, - отвечает отец, - что в яблоке есть разные химические вещества. В том числе - железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом, который есть в воздухе, в химическую реакцию, то получается окисление. В результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.

Некоторое время царит тишина. Потом ребенок робко спрашивает:

- Пап, а ты сейчас с кем разговаривал?

Ответьте на следующие вопросы:

 

- Какое отношение данный диалог имеет к риторике?

- В чем заключается ошибка отца?

- Какие принципы риторики нарушил отец, отвечая на вопрос сына?

- Предложите ваши варианты ответа отца на вопрос ребенка.

 

Упражнение 20

 

Прочитайте фрагмент из рассказа И.Л. Андроникова «Первый раз на эстраде». В нем есть такой эпизод: сотруд­ник Ленинградской филармонии И.И. Соллертинский приглашает молодого Андроникова на должность помощ­ника лектора, потому что имеющийся у них работник очень плох. Вот как об этом в рассказе говорит И.И. Сол­лертинский: «Что касается нынешнего моего помощника, коего имел честь упомянуть, он пишет свое корявое сочине­ние заранее и, не имея возможности положить перед собой написанное, ибо перед ним нет кафедры, выучивает его наи­зусть и помещает между лобной костью и очень серым веще­ством своего мозга. От этого лицо его принимает выраже­ние, несколько обращенное внутрь себя, когда, закатив гла­за, он старается заглянуть под брови и в глазах его читается ужас: Ах, ах! Что будет, если я забыл! О том, что в ходе бесе­ды лектор должен уметь перестроиться, напоминать ему бесполезно. Недавно был запланирован симфонический утренник для ленинградских школ, точнее, для первых классов «А» и первых классов «Б», но по ошибке билеты попали в Ака­демию наук, и вместо самых маленьких пришли наши дорогие мафусаилы. Об этом мой помощник узнал минут за пять до концерта. И не имея вашей способности учесть требования новой аудитории, он рассказал академикам и членам-коррес­пондентам, что скрипочка - это ящичек, на котором натя­нуты кишочки, а по ним водят волосиками, и они пищат. Почтенные старцы стонали от смеха, но это не совсем та реакция, которая нам нужна».

Ответьте на следующие вопросы:

 

- Какие ошибки допустил помощник И.И. Соллертинского?

- Прокомментируйте каждую из них.

- Каким образом следует перестраиваться оратору в процессе чтения лекции, если аудитория не соответствует запланированной ранее?

- Следует ли оратору в ходе подготовки выступления учитывать возможность изменения аудитории?

 

Упражнение 21

 

Выберете из характеристик аудитории те, которые, по вашему мнению, окажутся особенно важными для данной речи и которые оратор не­пременно должен учесть при подготовке речи.

Определите, какие характеристики аудитории, известные вам, можно не учитывать в данных ситуациях, почему?

Какие характеристики аудитории следует добавить в данных ситуациях?

 

1. Преподаватель института искусств в 10 «А» клас­се собирается рассказывать о музыке С. Прокофьева. Ауди­тория по его оценке такова: молодые люди 16 лет; знания по затрагиваемой теме практически полностью отсутствуют (смутное представление); количество учащихся - 20 чело­век, однородная группа (групповое общение); субъектив­ная характеристика: отношения неравные, поскольку ста­тус лектора не только выше их собственного, но и выше ста­туса их учителей; отношение к оратору хорошее, но тема не кажется аудитории важной, так как дети не любят серьез­ную музыку, поэтому предполагается примерно равное ко­личество конфликтных и инфантильных.

 

2. Десятиклассник собирается выступать в своем классе, а учитель - перед своими коллегами. Следует учитывать возраст и культурный уро­вень, поскольку они будут такие же, как у самого оратора, естественны для него. Вместе с тем, отправляясь в третий класс или на совет школы, десятиклассник должен будет подумать о коррекции своего выступления с учетом возра­ста и культурного уровня аудитории. Очень важной характеристикой является количество слушателей (межлично­стное, групповое, публичное, массовое общение).

Если старшеклассник собирается выступать на совете школы, то для него наиболее важным окажется учет более старшего возраста и более высокого культурного уровня слушателей, официальной обстановки собрания, конст­руктивного отношения аудитории. Поэтому его речь не может быть перегружена отступлениями и излишними украшениями, должна содержать конкретное предложе­ние и рациональную аргументацию его разумности.

 

Упражнение 22

 

Как быть, если говорящего и слушателей разделяют всевозможные барьеры?

 

Прокомментируйте следующие варианты решения данной проблемы:

 

- необходимо связать предмет речи с интересами и вкусами слушателей,

- пока­зать важность предлагаемых знаний именно для них,

- сде­лать свою речь максимально яркой и образной,

- использо­вать зацепляющие внимание «крючки» и т.д.

 

Что еще вы можете добавить к предлагаемым вариантам?

 

Упражнение 23

 

Поразмышляйте над ситуацией.

 

Представьте себе, что слушателям уже известно много по затронутому вопросу?

- Можно ли известное включить в свою речь и повторить для слушателей снова?

- Если да, то может ли оратор сказать: Как вам, наверное, уже известно... Вы, конечно, знаете... Хочу напомнить вам... и т.п.

- Можно ли повторять банальности как нечто новое?

- Почему?

- Если обращаемся к неспециалистам, то можно ли употреблять сложные термины и другие слова, ко­торые будут непонятны?

- Следует ли при этом оценить круго­зор слушателей и говорить, сообразуясь с ним?

- Оценив аудиторию, следует ли выбирать тот аспект темы, который будет ин­тересно обсуждать, именно этим людям?

- Как вы будете раскрывать тему: «Секреты рационального питания» в молодежной аудитории и для людей преклонного возраста?

 

Упражнение 24

 

Поразмышляйте над следующим:

 

«Первый важный вопрос, который задает себе ора­тор, приступая к непосредственной подготовке речи: Кому она предназначается? Так ли это?»

 

Размышляя над этим, ответьте на вопросы:

 

- При характеристике аудитории достаточно ли ограничиваться исключительно внешними признаками?

- Следует ли учитывать содер­жательные черты портрета, которые помогут мне найти взаимопонимание с аудиторией?

 

Упражнение 25

 

Согласны ли вы с данными утверждениями?

 

- если преподаватель выступает перед студентами по слож­ному научному вопросу, самой главной характеристикой окажется для него невысокий профессиональный уро­вень студентов;

- если говорю о моде - прежде всего учту пол и возраст и т.д.;

- если на тему: «Вам необходимо совершенствовать свое умение выступать публично» я обращаюсь к студентам второго курса, прослушавшим курс риторики, - смысл мое­го выступления будет состоять в том, чтобы убедить их заня­ться самообразованием, развивать умения, приобретенные на занятиях. Если они не изучали риторику - объясню им, какую пользу они могли бы получить от обучения этому предмету. Если они изучали риторику, но остались недово­льны курсом, находились в конфликте с преподавателем, - постараюсь переубедить их, изменить отношение к ритори­ке.

Упражнение 26

 

О необ­ходимости учитывать личность оратора и ее влияние на аудиторию как одном из способов убеждения писал еще Аристотель: «[Доказательство достигается] с помощью нравственного характера [говорящего] в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее ве­рим людям хорошим, в тех же случаях, где нет ничего яс­ного и где есть место колебанию, - и подавно».

 

Прокомментируйте данное высказывание.

 

Упражнение 27

 

Прокомментируйте данное высказывание:

 

«Ораторская маска - образ оратора - первый слой содержания, который считывает аудитория. Увидев данного оратора, она уже предполагает общее смысловое направление его речи, тем самым образ орато­ра есть категория смысла речи для слушающего, извест­ная ему наперед и подтверждаемая по мере развития его монолога».

Упражнение 28

 

Какие утверждения правильные? Прокомментируйте их.

- Прежде чем начать речь, оратор должен помол­чать 5-10 секунд, чтобы дать возможность слушателям разглядеть себя и сосредоточиться на предстоящей речи.

- Оратору пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение.

- Оратор в начале своего выступления обводит аудиторию спокойным, доброжелатель­ным взглядом, как бы приглашая к разговору, приветливо улыбается и... Начинает говорить?

- Несо­мненно, важнейшее дело оратора во время непосредствен­ного общения - сопоставить аудиторию, сидящую в зале (конкретную), с той, которая предполагалась во время под­готовки выступления.

 

Упражнение 29

Вот как объясняет необходи­мость паузы герой романа А. Крона «Бессонни­ца» профессор Юдин, который вышел произнести речь на международном симпозиуме: «Я выдержал неболь­шую паузу. Она была нужна не только мне, но и слушате­лям. Они ведь еще и зрители, и прежде чем начать слу­шать, любят посмотреть на нового человека и даже об­меняться с соседом критическими замечаниями насчет его внешности и костюма».

Ответьте на следующие вопросы:

- Как вы можете прокомментировать слова героя романа?

- Согласны ли вы с его мнением о том, что зрители, прежде чем начать слу­шать, любят посмотреть на нового человека и даже об­меняться с соседом критическими замечаниями насчет его внешности и костюма?