Объект и предмет истории

История – наука гуманитарная, общественная.

История изучает человеческое общество. Но общество изучают и другие науки, например социология, политология, экономические науки. Поэтому необходимо ввести понятия «объект» и «предмет» исторической науки.

Объектом изучения всех общественных наук, в том числе и истории, является общество.

Предметом изучения гуманитарной науки является та часть, та сторона общества, которая изучается непосредственно данной наукой.

Что же является предметом истории, какова сфера основных интересов исторической науки?

Нередко отвечают так: ее сферапрошлое. Это, конечно, правильно, но не точно. Все прошлое не может входить в сферу ее знаний, ибо оно слишком обширно.

Большинство историков сходятся на том, что предметом исторической науки является жизнь человеческого обществаво всех ее проявлениях. Историческая наука непрерывно расширяет сферу своих интересов. С полной ответственностью можно заявить, что нет такого вопроса, события или процесса в жизни общества, который бы ее не интересовал.

Кроме того, общество состоит из отдельных личностей, и история общества должна быть и историей составляющих ее личностей. Общество нельзя понять в отрыве от жизни составляющих ее индивидов: и то и другое связано, образует единое целое. Поэтому, изучая общество, история изучает и жизнь отдельных людей.

Но, сказав, что предметом исторической науки является прошлая жизнь общества и общественного человека в их тесной связи, это еще не значит, что мы охватили все содержание исторической науки. В отличие от других наук об обществе история изучает человека и общество в их развитии и свое главное внимание направляет на исследование тех изменений, которые происходят в различных разрезах жизни общества. Ее интересует:

· какие этапы прошло общество и общественные человек;

· какие сдвиги происходили в условиях существования общества и человека;

· как изменялись человек и общество.

Конкретная история этого процесса изменения и является предметом исторической науки.

Сделаем вывод из всего выше сказанного:

Предметисторической науки - особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер жизни конкретного общества в прошлом, совокупность отношений в обществе в их развитии.

Таким образом, история отличается от других наук очень сложным предметом исследования. Признавая сложность технических, естественных и других наук, нельзя не согласиться, что самым сложным в этом мире является человек и отношения между людьми, а ведь именно это, применительно к прошлому, изучает история.

Как и все науки об обществе история не только изучает общество, но и сама зависит от общества. Здесь можно выделить, по крайней мере, два типа отношений общества и науки об обществе. Если общество демократическое, исповедующее либеральную политическую культуру, то оно позволяет существовать различным точкам зрения, в том числе и в исторической науке. Отсутствует государственная идеология, под которую должны подгоняться все данные научных исследований, отсутствует монополия на истину. Собственно говоря, только в таких условиях предполагающих широкий спектр мнений и научный, а не идеологический спор между различными точками зрения, и можно говорить о существовании истории как науки. Что же касается тоталитарного общества, предполагающего контроль правящей элиты над всемисферами жизни общества, включая духовную, то история будет чувствовать себя в нем совсем по-другому.

Если демократическое общество позволяет существовать различным точкам зрения в исторической науке, не навязывает ей заранее подготовленные ответы, считающиеся единственно правильными, и предоставляет возможность решать научные проблемы научным путем, то в тоталитарном обществе история выполняет скорее пропагандистские функции, становится служанкой идеологии, всем чем угодно только не наукой.

Нельзя говорить об истории как науке, о развитии исторической науки:

· когда история постоянно переписывается в связи с изменением политической конъюнктуры,

· когда подгоняется фактический материал под заранее приготовленные концепции,

· когда существование множества точек зрения (нормальное условие функционирования любой науки) объявляется вредным,

· когда считающаяся правильной единственная точка зрения становится таковой не в результате споров в ученом сообществе и весомой аргументации, а по решению «сверху».