Задачи исследований.

ГТГИ проводятся непосредственно в процессе бурения скважины и решают комплекс геологических и технологических задач направленных на оперативное выделение в разрезе бурящейся скважины перспективных пластов-коллекторов, обеспечение безаварийной проводки скважин и оптимизацию режима бурения. Производится оперативный контроль за траекторией проводки скважины (используются телесистемы ЗТС-4МЭ, ЗТС-42ЭМ). Партия ГТГИ оснащена газокаротажной станцией «ИМС 96-03» в состав которой входят:- дегазатор поплавкового типа (функциональное назначение – непрерывное извлечение газа из бурового раствора в виде газовоздушной смеси); - суммарный газоанализатором СГА-02 (непрерывное определение суммы УВГ, содержащихся в ГВС); - раздельным газоанализатором «Геопласт – 04М», в котором происходит деление газовоздушной смеси, подаваемой на вход, на отдельные компоненты. В итоге мы получаем количественные и качественные значения первых пяти компонентов УВ-газов, находящихся в газовоздушной смеси (метан, этан, пропан, бутан, пентан); - микроскоп и люминоскоп; - системой сотовой связи (спутниковым телефоном “ Globalstar ”); - телевизионной камерой наблюдения «AVC-211»; - программным обеспечением контроля траектории проводки скважины по данным инклинометрии; - программно-методическим обеспечением интерпретации данных газового каротажа.

 

2. Газовый каротаж – исследование содержания газовых и жидких углеводородов в выбуренном объеме породы в процессе бурения скважины. Исследования газосодержания промывочной жидкости проводится по стандартной методике, которая заключается в следующем: - в непрерывной дегазации промывочной жидкости с помощью поплавкового дегазатора, устанавливаемого в желобе (или перед виброситом); - в транспортировке газовоздушной смеси, обогащенной углеводородами по вакуумной линии в блок газоанализатора;

- в регистрации показаний компонентного состава газа (РАГ) в функции глубин;

- в регистрации суммарных газопоказаний (Гcум) в функции глубин;

- в анализе газовоздушной смеси на присутствие углеводородов.

При поступлении газа из пласта – коллектора:

- начало аномалии соответствует кровле пласта, а максимум – подошве;

- при выявлении газовой аномалии, обусловленной поступлением в буровой раствор пластового газа, определяется характер насыщения пласта по изменению относительного состава газа;

- следует отметить, что в момент проходки газонасыщенных пластов извлеченный из бурового раствора газ будет состоять преимущественно из метана.

- при вскрытии пластов, содержащих нефть, в составе газа должна возрастать роль более тяжелых углеводородов.

 

 

При обобщении имеющихся данных по углеводородному составу газа многих месторождений нефти и газа, получены следующие результаты:

 

3. Геологические исследования:

Детально-механический каротаж. На сводной диаграмме геологических исследований представлены также кривые изменения механической скорости бурения или ДМК (детальный механический каротаж). Механический каротаж проводится путем измерения времени бурения заданного интервала проходки (1,0 м) или механической скорости через 0,5м с помощью датчиков, входящих в комплект станций ГТИ. Механическая скорость бурения зависит как от свойств разбуриваемых пород, так и от ряда технологических факторов (режима бурения, применяемого бурового раствора, технического состояния ствола скважины и т.д.), т.е. является обобщенным параметром, характеризующим процесс разрушения горной породы. При постоянном режиме бурения механическая скорость будет определяться критическим напряжением горных пород, которое характеризует физико-механические свойства пород, в том числе плотность и пористость.

Наибольшую прочность имеют кварцевые песчаники с кремнистым цементом, наименьшую - песчаники с глинистым цементом. Глины, аргиллиты, пески отличаются низкими значениями критического напряжения.