Тема: Основные категории этики и нравственные ценности
Занятие 1 (2 часа)
1. Формирование представлений о добре и зле в обществе и их место в системе категорий современной этики.
2. Свобода и нравственность: борьба противоположностей или органическая взаимосвязь?
3. Проблема справедливости: история постановки и современные решения. Нравственно-правовая ценность справедливости.
4. Этическое содержание и правовые аспекты понятий совести, долга, чести и достоинства.
5. Проблема нравственных ценностных приоритетов и задачи совершенствования права в современной России.
Задания для подготовки к практическому занятию:
- продумать материал лекции по основным категориям и нравственным ценностям, имея в виду их осуществление в праве;
- проанализировать рекомендованные лектором первоисточники,
касающиеся категориального и ценностного уровней этики, включая работу Э. Фромма «Духовная сущность человека, способность к добру и злу» (Философские науки. 1990. № 8).
- изучить соответствующую учебную литературу;
- продумать и прокомментировать следующие изречения философов.
1) «Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит).
2) «…Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель).
3) «…Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель).
4) «… Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие… Злом… называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание…» (Д. Локк).
5) «Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – ещё большее» (Ф. Бэкон).
6) «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро).
7) «… Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга…» (И. Кант).
8) «… Добро – это утверждение; зло – отрицание стремления к счастью» (Л. Фейербах).
9) «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н. Толстой).
10) «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного» (В.С. Соловьёв).
11) «Подлинный оптимизм … состоит в стремлении к осознанному идеалу…» (А. Швейцер).
Занятие 2 (2 часа)