Действия командира ВС и экипажа при получении сообщения о наличии на борту взрывного (зажигательного) устройства

 

2.1 В случае, когда ВС с пассажирами на боргу находится на земле (на стоянке, выполняет руление):

• уточнить место для срочной высадки пассажиров и разгрузки багажа и грузов, запросить трап и специальный автомобильный транспорт;

• сообщить членам экипажа ВС об угрозе взрыва (пожара), дать указания о подготовке к срочной высадке пассажиров, об усилении наблюдения за ними, обеспечении спокойствия и порядка на борту;

• по внутренней радиосети ВС сделать объявление типа:

«Уважаемые пассажиры, по техническим причинам вылет нашего самолета откладывается. Командир воздушного судна просит выполнять все указания бортпроводников»;

• после остановки двигателей приступить к высадке пассажиров (при отсутствии основных трапов использовать аварийные);

• осуществлять непосредственное руководство действиями бортпроводников и членов экипажа при высадке пассажиров, не допускать с их стороны нарушений установленной очередности выхода к трапам и возникновения беспорядка, исключить возможность оставления пассажирами в салонах принадлежащей им ручной клади;

• по окончании высадки пассажиров выделить одного члена экипажа в помощь прибывшей спасательной группе по устранению угрозы взрыва, с остальными членами экипажа покинуть иное судно;

Последующие действия в отношении ВС, пассажиров, багажа, груза и т.д. принимаются руководством авиапредприятия (аэропорта).

 

2.2 В случае, когда ВС произвело взлет и находится в районе аэродрома:

• получить рекомендации с земли о дальнейших действиях;

• включить сигнал «Бедствие» изапросить подход и внеочередной заход на посадку на
аэродроме вылета;

• сообщить членам экипажа ВС и бортпроводникам об угрозе взрыва (пожара), дать им указания по подготовке к посадке и срочной высадке пассажиров;

• подход к аэродрому и заход на посадку производить строго по указанию диспетчера УВД;

• по радиосети салонов сделать объявление типа:

«Уважаемые пассажиры, по техническим причинам наш самолет возвращается в аэропорт "Н". После кратковременной стоянки полет будет продолжен. Командир воздушного судна просит выполнять все указания бортпроводников»;

• усилить наблюдение за пассажирами, принять меры к предупреждению беспорядков;

• обо всех изменениях в обстановке на борту ВС немедленно докладывать диспетчеру УВД, четко выполнять полученные указания и рекомендации;

• после посадки действовать в соответствии с подпунктом «2.1» настоящей Памятки;

2.3 В случае, когда ВС выполняет полет на заданном эшелоне:

 

• получить рекомендации с земли о дальнейших действиях;

• включить сигнал «Бедствие»и выйти на связь со службой управления воздушным движением зоны ответственности, проинформировав диспетчера УВД о возникшей чрезвычайной ситуации;

• по согласованию с диспетчером УВД занять высоту полета, на которой избыточное давление в салоне ВС равно нулю, поддерживая его при этом как можно дольше (нулевое давление уменьшает воздействие взрыва), разгерметизировать ВС, запросить аварийную посадку в ближайшем аэропорту, подать команду на включение светосигнального табло «Не курить», «застегнуть ремни»;

 

• оценив запас топлива, возможности ВС и расстояние до ближайшего (согласованного) порта, по возможности уменьшить скорость подхода и подготовить ВС к заходу и посадке, свести к минимуму количество маневров. Шасси должно быть выпущено и зафиксировано, так как случае взрыва система управления выпуском и уборкой шасси может быть повреждена. При ости подхода в горизонтальном полете нагрузка на структурные элементы ВС минимальна;

• сообщить членам экипажа и бортпроводникам об угрозе взрыва (пожара) и принятом решении, дать им указания по подготовке к вынужденной посадке и срочной высадке пассажиров;

• усилить наблюдение за пассажирами, принять меры к предупреждению беспорядков на борту и по радиосети салонов сделать объявление типа:

«Уважаемые пассажиры, в связи с возникшей необходимостью наш самолет произведет посадку в промежуточном аэропорту. После кратковременной стоянки полет будет продолжен. Командир воздушного судна просит выполнять все указания бортпроводников»;

• при необходимости силами выделенных членов экипажа провести целевой осмотр воздушного судна в соответствии с контрольным перечнем мест специального осмотра, досмотр ручной клади и личный досмотр пассажиров, о результатах доложить на "землю";

• подход к аэродрому и заход на посадку производить строго по указанию диспетчера УВД с учетом возможного обхода густонаселенной местности.

После посадки действовать в соответствии с подпунктом «2.1» настоящей Памятки.

2.4 В случаях, когда сообщение об угрозе взрыва (пожара) на борт ВС поступило с
других диспетчерских пунктов управления воздушным движением (УВД) или от
пассажиров, находящихся на борту, командир ВС обязан немедленно доложить об этом диспетчеру пункта УВД зоны (района) своего местонахождения и действовать
в соответствии с подпунктом «2.3» настоящей Памятки.

• если место расположения взрывного устройства неизвестно, произвести осмотр ВС в соответствии с перечнем мест специального осмотра, при необходимости произвести досмотр ручной клади и багажа пассажиров, личный досмотр пассажиров. Результат осмотра доложить диспетчеру УВД;

• при обнаружении взрывного (зажигательного) устройства (любого подозрительного предмета, не имеющего владельца) передать диспетчеру УВД его описание, место обнаружения и действовать в соответствии с указаниями специалистов по обезвреживанию взрывного устройства (ВУ);

• не нарушая центровки ВС, пересадить пассажиров на максимально возможное удаление от местонахождения опасного предмета (не менее 4-х рядов кресел), попросив их пристегнуть привязные ремни, привести спинки кресел в вертикальное положение и устроив завал на освободившихся местах из подручных мягких предметов. Если место взрыва находится под салоном, находящиеся вверху кресла должны быть свободными;

• перенести из зоны размещения ВУ портативные кислородные баллоны, емкости со спиртным и медицинские аптечки. Подготовить к использованию средства пожаротушения;

• при возможности произвести срочную посадку, ВУ оставить на месте, предохранить от влаги, накрыв полиэтиленом, и обложить мягкими, мокрыми предметами, поглощающими взрывную волну и уменьшающими опасность возникновения пожара;

• в случае невозможности произвести срочную посадку командир ВС после получения необходимых рекомендаций с земли может принять решение о перемещении обнаруженного ВУ (подозрительного предмета), особенно если его местонахождение представляет реальную опасность для пассажиров и самолета.

Для каждого типа ВС должен быть определен перечень наименее опасных мест размещения ВУ в случае его взрыва.

• определить тип взрывного устройства с целью избежания срабатывания механизма взрыва на подъем и возможности его переноса в наименее опасное место:

• не касаясь опасного предмета, подвести под него нитку или тонкий твердый картон - если нитка или картон не проходят, предмет оборудован ВУ, срабатывающим на подъем. В этом случае подозрительный предмет переносить нельзя, его необходимо накрыть максимальным количеством поглощающих энергию взрыва увлажненных материалов (люди должны находиться как можно дальше от данного предмета, экипажу следует быть готовым к отказу систем управления ВС, находящихся вблизи возможного места взрыва);

• если нитка или картон свободно проходят под опасным предметом, его можно перенести в специальное место, где взрыв принесет минимальный ущерб;

• в случае установления возможности перемещения опасного предмета, не нарушая ориентацию предмета относительно салона ВС, осторожно положив на платформу, как можно быстрее перенести его в наименее опасное место для данного типа ВС (к дверям и люкам);

• подготовить место возможного взрыва соответствующим образом: сделать платформу из мягких материалов до высоты середины двери, поверх положить увлажненный материал толщиной не менее 25 см., на которую сверху положить покрытый полиэтиленом опасный предмет. Зафиксировать данный предмет в установленном месте (липкой лентой ПХЛ-50 -должна находиться на борту ВС) и накрыть его подручными средствами (самолетными чехлами, подушками, одеялами, предметами одежды и т.п.) слоем высотой порядка 25 см. Заполнить все отделение предварительно намоченными материалами (смоченные материалы противостоят нагреванию и уменьшают риск пожара. Заполнение всего отсека такими материалами снижает воздействие взрыва);

 

При перемещении ВУ (опасного предмета):

• нельзя его открывать;

• смотреть, не закреплен ли он, к примеру, ниткой или другим способом за детали интерьера салона;

• перемещать осторожно, не меняя ориентацию в которой ВУ было обнаружено;

• размещать ВУ в той же ориентации в подготовленное место, обложенное вокруг, как указано выше, и по возможности закрепить, исключив его смещение при эволюциях самолета в полете или торможении при посадке;

• по мере возможности, отключить все, не являющиеся важными, линии электропитания в зоне размещения взрывного устройства;

• спинки кресел и столики привести в вертикальное положение, рекомендовать пассажирам пристегнуть ремни и наклонить голову к коленям;

• в случае обнаружения зажигательного устройства действовать в той же последовательности и в соответствии с правилами обеспечения пожарной безопасности, не допуская при тушении легковоспламеняющихся жидкостей применения нештатных средств пожаротушения;

• как можно быстрее произвести посадку ВС и организовать аварийную эвакуацию пассажиров, избегая при этом пользования выходами вблизи места нахождения опасного предмета. По окончании эвакуации экипажу покинуть ВС. Обезвреживание взрывных и зажигательных устройств производится после посадки ВС и эвакуации пассажиров специалистами группы по ликвидации угрозы взрыва;

• в случае, если местонахождение взрывного (зажигательного) устройства обнаружить в полете не удалось, обеспечить экстренную посадку ВС на ближайшем приемлемом аэродроме с последующей срочной эвакуацией пассажиров.

 

Предупреждение! При обнаружении взрывного устройства не перерезать и не отключать каких-либо проводов. Любая попытка проникновения внутрь запечатанного взрывного устройства без консультации со специалистами и использования рентгеновского оборудования может привести к взрыву.