Организация и процедура досмотра воздушного судна

Предполетный досмотр воздушного судна проводится в целях обнаружения взрывного устройства (ВУ) в случае предполагаемой закладки его на борту воздушного судна (ВС). Таковыми могут быть как явное взрывное устройство, так и подозрительный предмет, выглядящий как книга, ящик, коробка, сумка или конверт.

Дополнительный досмотр воздушного суднапроводится в случае получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства, а также в случаях, когда оно не находилось под постоянной, надежной охраной или контролем за доступом к воздушному судну посторонних лиц. Дополнительный досмотр воздушного судна проводится на специально выделенной изолированной стоянке.

На всех самолетах имеется множество мест (гондолы двигателей, пустые пространства в крыле и т.п.), доступ к которым обычно возможен только техническому составу и представляет трудность для проведения досмотра сотрудниками служб безопасности. Решение о досмотре таких мест принимается в каждом конкретном случае.

Правила большинства стран требуют, чтобы каждая часть самолета, закрепленная винтами или гайками, открывалась квалифицированным авиационным техником, к помощи которого должны обращаться сотрудники службы безопасности при наличии большой степени подозрения (вероятности) о возможном нахождении взрывчатого устройства или наркотика в таком месте.

Кроме этого, могут быть разработаны правила (процедуры досмотра) для досмотра кресел пассажиров, кухонь и других подобных элементов, которые не обязательно составляют конструктивную целостность самолета.

Несмотря на подробное изложение информации по предполетному досмотру ВС, следует помнить, что никакое пособие не может заменить сотрудника службы АБ или члена летного экипажа, эффективно использующего свои знания и интуицию в данной области безопасности и четко выполняющего требования по досмотру.

Для вылетающих рейсов проверка воздушного судна должна включать его досмотр в целях безопасности до начала посадки пассажиров и загрузки на борт груза и багажа.

Во избежание несанкционированного проникновения в обслуживаемое ВС не следует оставлять без присмотра.

Если ВС не обслуживается, необходимо запереть все двери, удалить от него все лестницы и трапы и установить его в контролируемой и хорошо освещенной зоне.

Лица, обслуживающие ВС, должны иметь соответствующие удостоверения личности, удостоверяющие право на доступ, и проходить процедуры контроля на пропускном пункте. О присутствии любого лица, не имеющего такого удостоверения, следует сообщать сотрудникам САБ.

Для обеспечения квалифицированного и оперативного досмотра самолетов эксплуатантам рекомендуется, наряду со справочным материалом, подготовить «Перечень мест предполетного досмотра ВС» и «Перечень мест дополнительного досмотра ВС в целях безопасности» применительно к различным типам и модификациям эксплуатируемых ВС.

Перечни мест досмотра должны быть составлены для каждого типа эксплуатируемых самолетов и для каждой модификации самолетов, чтобы обеспечить своевременное выполнение персоналом, осуществляющим досмотр, всех необходимых процедур.

Досмотр ВС, подвергающихся повышенной опасности, должен проводиться подготовленным и квалифицированным персоналом САБ при содействии членов летного экипажа или сотрудников службы инженерно-технического обеспечения.

Досмотр ВС в пунктах транзита чрезвычайно важен и необходим в ситуациях повышенного риска (опасности), а также, в зависимости от обстоятельств, и для других рейсов.

Как правило, предполетные меры предосторожности должны включать:

- внешний и внутренний осмотр воздушных судов;

-контроль за техническим обслуживанием и прочими видами обслуживания
воздушных судов;

- предотвращение доступа посторонних лиц к ВС;

- досмотр пассажиров и ручной клади;

- контроль за принятием на борт багажа, груза, почты и бортовых запасов;

- меры по обеспечению сохранности руководств по производству полетов и багажа экипажа;

- подтверждение присутствия на борту пассажиров, которым разрешено иметь при себе оружие, а также лиц, находящихся под стражей, и их конвоиров, с информацией об отведенных для них местах;

- рассмотрение процедур связи/сигнализации и ознакомление с любой информацией об угрозе безопасности, относящейся к данному рейсу;

- уточнение командиром ВС порядка действия по руководству сотрудниками охраны я борту и их использованию,

Если подозрительный предмет обнаружен в непосредственной близости от самолета. который может быть поврежден в результате возможного взрыва, необходимо отбуксирован самолет от предмета или переместить предмет от самолета. Выбор одного из этих дач вариантов должен быть сделан старшим должностным лицом (сотрудником) САБ после консультации с экспертом по пиротехнике и после согласования с руководством аэропорта с представителем авиакомпании, которой принадлежит данное ВС.

Если подозрительный предмет (вещество) обнаружен на борту самолета, их не следует трогать. Следует немедленно уведомить начальника (сотрудника) САБ аэропорта, с целью оперативного привлечения специалистов по обезвреживанию взрывных устройств.

С учетом мнения представителя группы обезвреживания ВУ, следует изучить (рассмотреть) возможность буксировки ВС в безопасную зону в целях сведения к минимуму опасности для людей, других ВС, средств и служб аэровокзала.

Одновременно из ВС следует немедленно эвакуировать с помощью персонала, производящего досмотр, всех пассажиров и экипаж и разместить (отвести) их за пределами зоны радиусом не менее 100м от ВС.