Символически генерализированные медиакоммуникации в концепции Н.Лумана.

К концепции коммуникации примыкает лумановская теория медиумов коммуникации. Главная задача этой части теории – объяснить, почему коммуникация происходит, если она невероятна. Луман различает два вида коммуникационных медиа – средства распространения коммуникации и символически генерализированные средства коммуникации. Использование языка как базового медиума лежит в основе и первого, и второго.

К медиа распространения принадлежат все агрегаты трансляции языковых содержаний: письменность, книгопечатание, электронные средства коммуникации и обработки информации, СМИ. К ним в определенной степени относятся и такие формы общественной коммуникации, как религия и мораль. Медиа распространения повышают достижимость адресатов, вероятность, что адресаты получат информацию. Но они никак не гарантируют, что информация будет понята и принята, т. е. они не гарантируют успех информации. С ростом переизбытка информации эта вероятность только уменьшается. Поэтому в теории коммуникации Лумана средствам распространения не отводится центрального внимания, нет восхищения перед достижениями информационной и коммуникационной революции.
Большее внимание Луман посвящает тем коммуникативным механизмам, которые повышают вероятность примыкания коммуникационных актов, т. е. мотивируют к участию в коммуникации. Эти механизмы Луман называет символически генерализованными коммуникационными медиа. «Символически» здесь означает коммуникацию знаками, т. е. рефлексивно, на уровне наблюдения второго уровня. «Генерализированные» означает, что эти медиа трансцендируют отдельные коммуникации, придают коммуникации завершение и полноту. Благодаря этим медиа охватывается тотальность возможностей, чего не может произойти в реальности. Примеры символически генерализованных коммуникационных медиа: истина, власть, право, любовь, искусство, вера, ценности. Эти медиа позволяют охватить своим кодом – по принципу «да» и «нет» – всю реальность, относя ее к истине или лжи, к праву или бесправию. Они дают ориентацию как для Эго, так и для Альтер эго в отношении того, как коммуникация организует и редуцирует примыкания. Но они и принуждают к определенным коммуникационным актам, мотивируя подчиняться или не подчиняться, любить или не любить, говорить правду или ложь. Поэтому эти коммуникационные медиа тесно связаны с общественными функциональными системами: истина – с наукой, власть – с политикой, право – с юриспруденцией и т. д.
Теория символически генерализованных медиа вытекает из лумановских представлений о процессах бинарного кодирования. «Кодирование» означает, что коммуникационные медиа способны осуществлять бинарные дизъюнкции, которые различают между позитивной и негативной ценностью, напр. «истинно/ложно», «властно/безвластно», «право/бесправно». Позитивная ценность дает ориентацию для коммуникативного примыкания, негативная побуждает отвергнуть примыкание. Наиболее абстрактный бинарный код содержится в языке, в котором любые содержания могут быть как приняты, «да», так и отвергнуты, «нет». Предметные коды формируются благодаря программам кодирования и зависят отисторической семантики культуры. Отдельный код выступает как безусловная ценность для организации коммуникативных примыканий в данной области. Например, «истина» является безусловной ценностью, которую не может отвергнуть никто из тех, кто вступает в пределы науки. Это значительно редуцирует коммуникативные возможности примыканий и поднимает вероятность коммуникации

 

  1. Концепция коммуникации в трудах М.Маклюэна (ОТК)

Среди работ М. Маклюэна следует выделить книги «Галактика Гут- тенберга»1 (1962 г.), «Понимая медиа: продолжения человека»2 1 McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. N.Y., 1962 (рус. пер.: Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М., 2005). 2 McLuhan M. Understanding media: The Extensions of Man. N.Y., 1967 (рус. пер.: Мак- люэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003). 27 (1964 г.), «Медиум — это Послание»1 (1967 г.), «Война и мир в гло- бальной деревне»2 (1968 г.). В них представлены его философские воззрения, культурологическая концепция и соображения, которые можно отнести к предметной области, которая сейчас называется ком- муникативистика. В настоящее время М. Маклюэн считается одним из классиков в области теории массовых коммуникаций, однако его идеи прошли трудный путь признания. При жизни он был широко известен в качестве популярного персонажа североамериканской массовой культуры, в 1960-е годы буквально не сходившего с экранов телевизоров и стра- ниц периодических изданий, прославившегося своими изречениями как «пророк из Торонто»3. Рекламный ажиотаж вокруг имени М. Маклюэна в значительной степени объясняет первоначально отри- цательную реакцию на его идеи со стороны академической науки. Следует отметить, что М. Маклюэн и сам вполне сознательно проти- вопоставлял себя американской социологии масс-медиа. В ответ Мак- люэна объявили солипсистом, сваливающим в одну кучу, как хлам, все ценности человека Запада. Однако, после того, как стих ажиотаж, те же социологи стали обнаруживать, что Маклюэн, по существу, не оп- ровергает, а дополняет их собственные представления о развитии масс-медиа. Постепенно идеи М. Маклюэна обрели респектабельность и вошли в арсенал американской коммуникативистики и социологии массовых коммуникаций.

Мир как «глобальная деревня» Отличительной особенностью взглядов М. Маклюэна является то обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в качестве решающего фактора процесса формирования той или иной социально-экономической системы. Так, уже в «Галактике Гуттенбер- га» он показывает, что развитие экономической и социально- политической инфраструктуры индустриального общества было бы невозможно без того кардинального изменения коммуникативных стратегий, которое повлекло за собой изобретение печатного пресса. Лишь в условиях массового распространения печатного слова ста- новятся возможными и частнособственническое предпринимательство и демократизация общества на основе избирательного права, посколь- ку именно словом печатным, а не устным и даже не письменным фор- мируется исходный элемент и центральный агент такого общественно- го устройства — атомизированная, изолированная человеческая инди- видуальность. Еще в 1962 г. М. Маклюэн вводит, в качестве ведущего, понятие «электронное общество» отсюда его стремление изучать развитие со- временной культуры прежде всего по месту в ней электрических, или электронных, средств общения, а также процессов коммуникации. Основной тезис Маклюэна, впоследствии ставший афоризмом, — «со- общением, передаваемым средством коммуникации, является само это средство» (The Medium is the Message). Внимание М. Маклюэна было сконцентрировано, прежде всего, на телевидении, однако оно выступало как бы представителем всей гло- бальной электронной реальности - говоря о воздействии телевидения, он стремился выявлять тенденции характерные для всех СМИ. В каче- стве эстетико-психологического и социального объекта телевидение привлекает внимание, поскольку оно, по мнению М. Маклюэна, «вби- рает» в себя другие масс-медиа (радио, кино, прессу), и тем самым является определяющим элементом информационных технологий и 29 информационных сетей — т.е. «электронного общества». Маклюэн указывает на два основных аспекта телевидения: – мозаичность построения телевизионного изображения, пред- ставляющего весь мир в качестве набора несвязанных однознач- ной логической связью сообщений (когда, например, за короткий отрезок времени в программе новостей появляется разномас- штабная и разноракурсная информация из всевозможных облас- тей и эпох); – резонанс (взаимоусиление) этих сообщений в воспринимающем их сознании, который преодолевает мозаичную раздробленность, объединяет их в устанавливаемое восприятием целостное смы- словое единство. При этом, наиболее подходящим средством удержания сознанием цельности восприятия бурно обновляющейся мозаично-резонансной реальности оказывается миф. М. Маклюэн обнаруживает, что в современную эпоху не только те- левизионное восприятие, но и вся жизнедеятельность современного общества стала все больше осуществляться в соответствии с принци- пом мозаичного резонанса: посредством телекоммуникаций, масс- медиа и компьютеров электричество как бы продолжает центральную нервную систему человека до образования так называемого «глобаль- ного объятия », где все оказывается взаимосвязано, и в результате формируется так называемая «глобальная деревня » — земной шар, связанный электричеством, пишет М. Маклюэн, становится не больше деревни.

Влияние масс-медиа на общество и человека в концепции М. Маклюэна Подчеркивая относительную самостоятельность средств массовой коммуникации, М. Маклюэн обозначает тенденции все усиливающей- ся активной роли масс-медиа. По его мнению, массовая коммуникация как структурно оформившаяся сфера жизни современного общества с30 одной стороны — является его частью, а с другой — имеет над ним определенную власть. Исходя из этих позиций, М. Маклюэн делает прогнозы на будущее. Еще в 1964 г. он сформулировал тезис, что скоро с помощью масс- медиа можно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур точно так же, как сейчас поддерживается равновесие мировой рыночной экономики. Говоря о влиянии масс-медиа на общество, М. Маклюэн образно отметил выход в большую жизнь «поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу». В своей работе «Понимая медиа» он большое внимание уделил развитию рекламного бизнеса и влиянию рекламы на общественное сознание. М. Маклюэн еще тогда показал, что реклама фактически проповедует мысль о том, что «демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлека- тельной формой груди, больными деснами, лишним весом и застой- ными явлениями кровообращения». В своих последних работах М. Маклюэн показал, что в условиях новой информационной среды и воздействия электронных сетей бизнес и культура оказываются поня- тиями равнозначными и взаимозаменяемыми. При этом, предвидя си- туацию с развитием Интернета в 1990-х гг., он отмечал, что если су- ществуют телекоммуникации с их глобальным охватом, то должно же быть так, чтобы соответствующие группы и организации их использо- вали. В заключение краткого обзора идей М. Маклюэна необходимо сформулировать те позиции его концепции, которые соотносятся с постулатами постиндустриализма. Можно сделать вывод, что М. Маклюэн в истории цивилизации выделял три основные этапа: – первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации; 31 – письменно-печатная культура («Галактика Гуттенберга»), заме- нившая естественность и коллективизм — индивидуализмом; – современный этап («Глобальная деревня») возрождающий есте- ственное слуховизуальное многомерное восприятие мира и кол- лективность, но на новой электронной основе через замещение письменно-печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникаций.