Психологические приемы влияния на партнера
Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Известно, что эмоциональное в человеке многократно перевешивает рациональное в нем. Это знание способно приносить весомую дань тому, кто будет разумно воздействовать на это "слабое" место человека.
Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других индивидов, практически сразу завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии, т.е. формировать аттракцию(от лат. attrahere — привлечение, притяжение) Анализ поступков таких людей показывает, что в процессе общения они используют психологические приемы формирования аттракции, приемы, которые, как правило, скрыты от собеседника.
Расположив к себе человека, т.е. сформировав аттракцию, вы с большей вероятностью добьетесь принятия им вашей позиции, его внутреннего согласия с ней.
С помощью этих приемов нельзя никого и ни в чем убедить и ничего никому доказать, а можно лишь расположить к себе собеседника.
Прием "имя собственное".Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Каков же психологический прием возникновения приятного ощущения, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя?
Вот его составляющие.
1. Имя, присвоенное данной личности, сопровождает его от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.
2. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, — это "обезличенное" обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом произносят его имя (а имя — символ личности), таким образом, вольно или невольно, показывают внимание к его личности.
3. Каждый человек претендует на то, что он личность. Когда же эти претензии не удовлетворены, когда кто-то ущемляет нас как личность, мы это чувствуем.
4. Если человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.
5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые необязательно осознаются человеком.
6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительное эмоции.
7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию.
Прием "зеркало отношения".Кому вы чаще по-доброму и приятно улыбаетесь — своему другу или недоброжелателю? Конечно, другу. А кто вам чаще по-доброму приветливо улыбается? Естественно, друг. Ваш личный опыт говорит о том, что доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают к вам людей.
Каков психологический механизм этого притяжения?
1. Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не врагам.
2. Если при общении с нами у человека доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то скорее всего это сигнал: "Я — ваш друг".
3. Друг в прямом смысле этого слова — это единомышленник в каких-то значимых для нас вопросах.
4. Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Именно друг повышает эту защищенность, т.е. удовлетворяет одну из наших важнейших потребностей.
5. Положительные эмоции вызывают у человека чувство удовлетворения.
6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.
7. Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.
Следует заметить, что эффект указанного механизма не зависит от того, желает или не желает ваш партнер иметь эти положительные эмоции. Важно то, кто будет использовать этот прием.
Психологическая подстройка
Психологическая подстройка (присоединение) – максимальное приспособление своего поведения к способу поведения другого. Она включает большинство способов формирования благосклонности и может осуществляться с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. В основе подстройки лежит умение отзеркаливать манеру и стиль поведения партнера по общению.
Начиная взаимодействовать с деловым партнером, соблюдайте определенную последовательность:
· примите осанку своего партнера;
· повторяйте его основную жестикуляцию;
· отражайте эмоциональное настроение партнера; как только вы окажетесь с ним на одной эмоциональной «волне», он неосознанно последует за вами;
· приспособьтесь к темпу и громкости речи партнера;
· старайтесь занимать такие же позы, в которых находится ваш партнер;
· используйте в своих высказываниях языковые средства партнера (отдельные характерные слова, предложения, словосочетания, терминологию, возможно, и интонации); при этом нельзя перенимать изъяны речи, например, диалект, заикание, назализацию;
· постарайтесь воспроизвести ритм дыхания партнера.
Вместе с тем не следует переусердствовать в имитации поз и жестов партнера. Лучше всего отзеркаливать мелкие движения рук, ног, мимику, чтобы ваша имитация не бросалась в глаза. Легкие и произвольные, но похожие движения будут вполне достаточны.
Подстройка второго порядка включает следующие шаги:
• определение основной и ведущей репрезентативных систем партнера;
• использование языковых средств, прежде всего глаголов, характерных для его основной репрезентации;
• повторение за ним движений глаз;
• синхронное дыхание.
Присоединение можно считать эффективным, если:
• вы меняете позу, и ваш партнер, невольно подстраиваясь к вам, занимает такую же;
• ваш партнер начинает имитировать ваши жесты и речь.
Если вы заметили, что два этих приема сработали, вы можете рассматривать это как удачу: вы интересны собеседнику, к вам испытывают внутреннюю симпатию, расположение, и у вас есть все основания рассчитывать на конструктивное решение проблемы или эффективное завершение сделки.
Приемы психологического присоединения
· Ведение — это описание реакции, которая возникает у партнера тогда, когда он начинает копировать ваши позы, жесты и речь; такой способ делового взаимодействия, при котором ваш партнер, не осознавая того, склонен принимать вашу сторону без какой-либо критики или сопротивления. Важное правило: если ваш партнер неосознанно имитирует («отзеркаливает») ваши позы, жесты, особенности речи, то этим самым он бессознательно подчеркивает свое согласие с вашим поведением. А соглашаясь с вашим поведением, он всегда согласится с вашими мыслями, словами, предложениями и установками.
· «Якорь» — это способность человека на основе одного элемента переживания (поступка, фразы, чувства) вызвать (мысленно воспроизвести, запустить) все переживание в целом. Психологи утверждают, что «якорь» для партнера должен быть обязательно связан с его репрезентативной системой, т. е. для визуалистов нужно использовать визуальный «якорь». Например, во время собеседования или переговоров положите на стол несколько приятных картинок или фотографий и, когда ваш партнер проявит те или иные положительные эмоции, сделайте так (ненасильственно), чтобы он обратил внимание на приготовленные вами картинки. Для программирования у партнера желательного вам настроения в следующий раз вновь незаметно «подсуньте» ему эти же картинки. Позитивное переживание сформируется, как только он их увидит снова. Для аудиалиста целесообразно использовать акустический «якорь». Кинестетику нужно предложить кинестетический «якорь», например, прикосновение.
· «Переход» — это система речевых средств, представляющая собой способ переведения человека из его данного состояния в состояние легкого транса. Этот процесс осуществляется с помощью слов, имеющих значение какого-либо условия: «если», «когда», «если... то», «и» и пр. Этот факт объясняется тем, что, когда в вашем тексте нет внезапных пауз между предложениями, внимание собеседника рассеивается и снижаются критические функции сознания.
· «Трюизм» представляет собой общее утверждение, иными словами — типичную банальность. Например, заявления типа: «Летом, как правило, бывает жарко, а зимой — холодно» или «Все люди способны испытывать страх». В деловом взаимодействии трюизмы используются как средство перехода от конкретного явления к обобщению. Сила трюизма в том, что с ним нельзя не согласиться. Например, у вас на сегодня запланировано совещание, а вы не подготовили доклад или отчет. В этой ситуации вас может выручить такой трюизм: «Жизнь меняется с каждой секундой (трюизм). Отчет, который я приготовил к сегодняшнему дню, завтра безнадежно устареет, а потому, мне кажется, нет смысла тратить на него время, которое, как известно, — деньги. Поэтому я хотел бы выслушать от вас те или иные соображения по поводу прибыли, если, разумеется, они окажутся конкретными. После чего мы соберемся через три дня, за которые я успею внести актуальные поправки в свой отчет».
· «Переформирование» — важный аспект продуктивной коммуникации, так как позволяет в считанные секунды изменить оценку ситуации на прямо противоположную Например, фраза «День — это лишь светлый промежуток между двумя темными ночами» может быть «перевернута» и прочитываться уже совсем иначе. «Ночь — это лишь темный промежуток между двумя светлыми днями», или если «полумертвый» заменить на «полуживой» — смысл меняется.
· «Выбор без выбора» — используется в деловом общении как один из вариантов жесткого или мягкого стиля — в зависимости от контекста. «Мы проведем переговоры в вашем или моем офисе?» Отрицательный ответ дать в такой ситуации невозможно, можно только выбрать вариант.
· «Право выбора» — этот прием, как и предыдущий, лишь создает иллюзию выбора, но на самом деле никакого выбора нет. «Вы можете выполнять это задание или самостоятельно, или взять помощников, но я знаю, что вы выполните его безупречно». По сути, это маскировка распоряжения или принятого решения.
· «Вопросы-ярлыки» — вопросы типа «Не правда ли?», «Не так ли?» делают вашу речь более убедительной и, по сути, своей мягкой и деликатной формой прикрывают утверждения, не допускающие возражений. Они оказывают на сознание делового партнера воздействие, снижающее его бдительность, способность к критическому восприятию. Чтобы эффект был более сильным, перед вопросом-ярлыком целесообразно ставить трюизм. «Ведь вам хочется, чтобы вас хорошо обслужили, не так ли?» Неоднократное использование этого приема позволит вашему партнеру постепенно принять вашу позицию.
Комплименты
Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, — это сказать ему комплимент.
Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе. Слабость к комплиментам объясняется тем, что он удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека — потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворяющий эту потребность, становится желанным собеседником.
Комплимент отличается от лести именно тем, что основывается лишь на небольшом преувеличении.
Комплимент и похвала не одно и то же. При похвале осуществляется так называемая пристройка сверху (использование позиции «босса», «руководителя», «профессора»), когда дается положительная оценка действиям и поведению нижестоящего. При комплименте же в отличие от похвалы происходит пристройка снизу, когда вы «поднимаете» партнера по общению над собой. Отсюда следует, что самый эффективный комплимент тот, который реализуется на фоне антикомплимента себе, ибо пристройка снизу делается более ощутимой, если, возвышая другого, мы дополнительно обращаем внимание на свой неуспех.
Пример. Один начальник отдела говорит другому: «Как тебе удалось убедить шефа? Я вчера час его уговаривал, и все без толку, а ты за пять минут тот же вопрос решил». Хороший комплимент коллеге на фоне антикомплимента себе.
Только проявив эмпатию, можно понять, что собеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), добиваться успеха во всем, пользоваться уважением, признанием, любовью, иметь хорошую семью, умных здоровых детей и т. д.
Как сделать комплимент комплиментом
В книге «Управленческое общение: Практические советы» А. Ю. Панасюк сформулировал правила, в которых раскрывает психологический механизм влияния приема «золотые слова» на человека. Эффективность улучшения деловых отношений впрямую зависит от следования этим правилам.
Правило 1. «Один смысл»-. Комплимент должен отражать исключительно положительные качества человека. В комплименте следует избегать двойного смысла.
Правило 2. «Без гипербол». Отражаемое в комплименте положительное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение.
Правило 3. «Высокое мнение». Важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человека об уровне развития отраженных в комплименте качеств. Если комплимент по значимости ниже уровня самооценки партнера, то для него такой комплимент является банальностью и последствия могут быть самыми неожиданными, в том числе отрицательными.
Правило 4. «Без претензий». Партнер вовсе не стремится к совершенствованию данного своего качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы оно — это положительное качество — было выражено у него сильнее, чем есть, поэтому комплимент в адрес сильно проявляющегося такого рода качества может вызвать у него обиду.
Правило 5. «Без дидактики». Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендаций или практических советов по ее улучшению.
Правило 6. «Без приправ». Это правило касается не столько самого комплимента, сколько тех добавок, которые могут следовать за ним. Например: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой!».
Примеры комплиментов при деловом взаимодействии
• Когда партнер сумел во время переговоров добиться большего, чем было намечено: «Как вам удается так расположить к себе людей?»
• Когда партнер подметил что-то характерное и важное для фирмы у претендента на сотрудничество: «Я раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях, вы потрясающий аналитик!»
• В ответ на добрую улыбку, явно адресованную вам: «Коллега! Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает людей!»
• После длительных переговоров, завершившихся для вас удачно: «Всегда приятно иметь дело с таким партнером».
• Когда беседа закончилась с успехом: «До чего же приятно взаимодействовать с таким интересным партнером».
• Партнеру, который неожиданно открыл вам на что-то глаза: «Общаясь с вами, можно многому научиться».
• Партнеру, который неожиданно для участников дискуссии блеснул эрудицией: «Меня всегда поражает широта вашего кругозора».
• Партнеру, который был участником конфликта, возникшего по ходу дискуссии, но удержался от ответного выпада: «Как вы смогли воспитать в себе такую сдержанность?»
И т.д.