PR как социальный институт: определение, общие признаки, элементы, функции. (ОИК)

Связи с общественностью – «паблик рилейшнз» (PR) – область человеческой деятельности, признанная во всем мире как важнейший элемент деловых отношений. На сегодняшний день можно смело утверждать, что PR сформировались как особый социальный институт, играющий важную роль в расширении границ управления благотворительных, образовательных и некоммерческих организаций, коммерческих и финансовых структур, правительств и государственных служб. PR – это неотъемлемая часть управления эффективной жизнедеятельностью любой организованной формы. Об этом свидетельствует более чем 200-летняя история создания и развития института связей с общественностью во многих западных странах.

Определение PR Международной Ассоциацией по связям с общественностью: «PR – это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организации и осуществление программ действий в интересах и организаций, и общественности»

По мнению экспертов Английского института PR, связи с общественностью – это «… планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью»

Алешина И.В. («Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М., 1997) приводит определение ПР с точки зрения теории управления: «Паблик рилейшнз – это функция менеджмента, которая оценивает отношения общественности, идентифицирует политику и действия индивидуума или организации с общественными интересами и реализует программу действий для обретения общественного понимания и принятия».

Рекс Харлоу (Rex Harlow)Связи с общественностью – есть функция управления через понятие коммуникации с общественным окружением и через понятие той обратной связи, которую оказывает общественное окружение на деятельность организации, а также через обращение к тем вопросам, которые волнуют общественность».

М.А.Шишкина, российский теоретик и практик паблик рилейшнз(в свое время Президент РАСО), предложила собственную трактовку ПР: «Паблик рилейшнз – управленческая коммуникативная рыночная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных коммуникаций социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействий с его общественностью».

Французская Ассоциация PR определяет связи с общественностью как «… выработку, осуществление и контроль постоянной политики информации и коммуникаций с целью установления, сохранения и развития как внутри какой-либо группы, так и вне ее, отношений доверия со всеми членами общества, которые определяют сами ее существование» (15).

Многообразие определений PR говорит о том, что, во-первых, в настоящее время идет интенсивный процесс самоидентификации этой отрасли научно-социологического знания; во-вторых, в основном уже сложилось ее ядро, которое находит отражение в повторении многих базовых характеристик связей с общественностью в различных определениях.

В современном понимании исследователи PR как социального института исходят из того, что, во-первых, это профессиональная деятельность в сфере управления социальными коммуникациями, формирующая двусторонний информационный обмен между структурой и общественностью.

Во-вторых, под управлением в PR понимается не только изменение состояния общественного мнения по отношению к какой-либо проблеме или ситуации, но и адаптация к изменениям внешней среды, требованиям самой организации или общественности. Преобразование самой структуры осуществляется путем представления руководству рекомендаций в соответствии с максимально глубоким пониманием целей и потребностей общественности и приемлемых для нее форм взаимоотношений со структурой.

В-третьих, специалисты в области связей с общественностью, действуя одновременно в качестве и консультанта и посредника между организацией и общественностью, являются, по сути, одновременно и агентами и менеджерами изменений.

В-четвертых, многие западные исследователи признают, что связи с общественностью – это социальная наука, исследующая проблематику, лежащую в области социологии .

В-пятых, если институт связей с общественностью – это не только сфера науки, но и искусства, то он не может не отражать и особенностей национальной культуры. Французские исследователи особенно настаивают на этой точке зрения. По их мнению, в настоящее время сложились американская и европейская модели связей с общественностью, где для последней наиболее характерна большая представленность в ней гуманистических начал.

Исторический анализ связей с общественностью как социального института показывает, что многие его черты зародились еще в древности. К примеру, в современной литературе в виде демонстрации использования некоторых элементов PR в государственной деятельности нередко приводят царя Хаммурапи, который приказал высечь на двухметровом каменном столбе и сделать общеизвестным свод законов.

Многие древние документы можно отнести, выражаясь современным языком, к PR в коммерческой сфере. Так, в Британском музее в Лондоне хранится уникальный папирус с надписями, а в Шанхайском музее выставлена деревянная пластинка, датированная Х в., с выгравированным изображением товаров. Подобные образцы древнего искусства вполне можно интерпретировать как попытку создания благоприятного имиджа организации. Исходя из современных понятий, можно сказать, что одними из лучших специалистов в области связей с общественностью были египетские жрецы, профессионально проводившие в жизнь различные информационные кампании. Особого расцвета своеобразные формы связи с общественностью достигли в античные времена. Так, в Древнем Риме возводили специальные стены – «амбусы». Их белили известкой и делили на равные прямоугольники. Амбусы заполняли всевозможные объявления о гладиаторских боях, достоинствах политических лидеров и т.д. Примером такого амбуса, как элемента связей с общественностью древности, является сохранившаяся настенная роспись времен Помпеи, где расхваливали политического деятеля и призывали граждан отдать за него голоса.

 

Д. Гавра Соц. институт – комплекс, охватывающий с одной стороны совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, а с др. стороны социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции (взаимодействия) для удовлетворения этой потребности

Общие признаки социальных институтов:

1. Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер

2. Определенная организация

3. Наличие социальных норм, регулирующих поведение людей в рамках данного института

4. Наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему