Поп-арт

Направление в искусстве 1950-х-начала 1970-х годов, возникает как возражение бессмертному абстракционизму, как переход к новому видению авангардизма. Художники этого направления используют в своем творчестве образы продуктов массового потребления. Они сочетают в работах бытовые предметы, фотографии, репродукции, отрывки печатных изданий. Вдохновителями являются глянцевые журналы, телевидение, реклама, фотография.

Новые технические приемы (фотопечать, использование диапроектора, заимствованные из промышленного дизайна и рекламы), лишали художников их неповторимой индивидуальной манеры исполнения, но в то же время раскрывали эстетическую сторону образцов массовой продукции.

-История Поп – арта

В 1952 году несколько художников, критиков и архитекторов при институте современного искусства в Лондоне создали «Независимую группу», которая изучала современные технологии и городскую культуру. На почве исследований они пытаются сформировать новое искусство. За основу они взяли американскую культуры, которая вызывала двойственные чувства иронии и восхищения. Один из членов группы, критик Лоуренс Аллоуэй для обозначения этого стиля предложил термин «поп-арт». Первой работой, которая стала иконой этого направления стал коллаж Ричарда Гамильтона «Так что же делает наши сегодняшние дома такими особенными, такими привлекательными?» 1956 год. После этого соединение различных предметов печатной продукции становится одним из основных приемов поп-арта. Дальнейшие студенты института использовали в работах городские изображения – граффити, рекламные плакаты. Немного позже в Америке публика увидела произведение, которое в дальнейшем станет узнаваемым во всем мире. Это работа Энди Уорхола, выполненная в технике шелкографии – портрет Мерилин Монро. Вскоре к этой работе прибавились другие не менее известные: комиксы Лихтенштейна в формате масляной живописи, огромные виниловые гамбургеры и другие.

Критика по-разному относилась к появившемуся направлению. Некоторые говорили, что это не искусство, а анти-искусство. Однако в Лос-Анджелесе его приняли превосходно, так как там отсутствовала строгая художественная традиция и существовали богатые жители, которые очень желали коллекционировать работы современного искусства. С помощью многочисленных выставок Поп-арт распространился по всей Европе.

-Представители Поп - арта

· Ричард Гамильтон – английский художник, член «Независимой группы». Создатель первой работы в стиле Поп – арт под названием «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?»

· Рой Лихтенштейн – английский художник, великий мастер поп-арта. Для создания своих работ он использовал кислотные цвета и различные типографские методы. Его работы с сюжетами из комиксов, выполненные в формате масляной живописи, символизировали американскую жизнь в иронической интерпретации.

· Энди Уорхол – американский художник, дизайнер, писатель. Культовая фигура в направлении Поп-арт и в целом всего современного искусства. Создал всемирно известную картину Мерилин Монро в технике шелкографии.

 

· Клас Олденбург - известный американский скульптор, классик Поп-арта. Его особенностью была манера изображать обыденные предметы в гигантском масштабе и часто причудливой окраске, которые впоследствии неожиданно располагались в окружающем пространстве города. Например в Милане, перед железнодорожным вокзалом расположена его скульптура – игла, с торчащей из нее разноцветной ниткой.

· Роберт Раушенберг – американский художник. Изначально был представителем абстрактного экспрессионизма, а в дальнейшем концептуального искусства и направления поп-арт. Создавая свои работы, он любил использовать мусор и различные отбросы.

· Тадаоми Шибуйя – дизайнер, художник, иллюстратор. Создавая изображения в стиле поп- арт, берет за основу прямые линии, пользуется эффектом размытости, изображает геометрические узоры из которых в конце получается очень гармоничное произведение с хорошо читаемыми образами.

· Джеймс Рицци – талантливейший художник, звезда направления Поп – арт. Этот человек делал мир ярче. Для него не было никаких преград, он рисовал практически на всем до чего можно дотянуться: на каких либо мелких предметах, на ткани, на машинах и домах. Он дарил всем людям счастье.

· Питер Блейк –английский художник, который был представителем первого поколениябританских мастеров живописи Поп-арта. Он интересовался современным искусством еще в юные годы. В отличие от многих художников этого направления, которые в своих работах использовали вырезки объявлений и журналов, Питер Блейк создает реальные живописные образы. Например, работа под названием «Игра в шахматы с Трейси».

Так же он разработал обложку знаменитого на весь мир альбома Битлз «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band»

 

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер,Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имиджкрупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты:

- Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

- Использование прямых линий и форм.

- Широкое применение стекла, пластика, металла.

- Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.

- Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

- Широкое использование серебристо-металлического цвета.

- Высокий прагматизм в планировании пространства.

- Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

- В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну.