Деятельность ИАТА в области АБ.

ИАТА является всемирной отраслевой организацией регулярных авиакомпаний (более 200 членов из 120 государств), что позволяет ИАТА авторитетно говорить о возможностях и проблемах АБ на ВТ.

Основной задачей ИАТА является обеспечение развития авиаперевозок в условиях максимальной безопасности, удобства и эффективности для пассажиров, грузоотправителей и максимальной экономии для авиакомпаний.

Основные функции и деятельность ИАТА по вопросам АБ заключаются в сборе, анализе и распространении информации по АБ с учетом ее конфиденциальности. Предоставление услуг по обеспечению АБ осуществляется путем разработки отраслевой политики и основных рекомендаций.

Функцией и деятельностью ИАТА являются также координация действий перевозчиков с целью сокращения убытков, причиняемых:

а) перевозкой нелегальных наркотиков и других веществ, запрещенных к перевозке законом;

б) украденными и не сертифицированными деталями самолетов;

в) кражами багажа, груза, почты;

г) кражами имущества компаний.

 

Восемь рекомендаций ИАТА по АБ в международных аэропортах:

Государства должны быть уверены в том, что:

1. Разработаны программа обеспечения АБ в аэропортах, учебная программа АБ. план действий в нештатных ситуациях, создана комиссия по АБ, а также силы и средства готовы к действиям против актов незаконного вмешательства (АНВ).

2. Сотрудники службы АБ соответствующим образом подготовлены и оснащены, осуществляют патрулирование и готовы к противодействию вероятным или реальным АНВ.

3. Установлена специальная зона контроля перед посадкой на все самолеты. Пассажиры и их ручная кладь досматриваются перед входом в эту зону. Все другие люди и предметы, попадающие в эту зону, подлежат идентификации и контролю службой АБ.

4. Системы прямой и дискретной связисоединяют точки досмотра пассажиров и другие пункты контроля с центральным постом АБ с тем, чтобы он мог оперативно реагировать на любые подозрительные факты.

5. Режимные зоны (зоны ограниченного доступа) надлежащим образом закрыты и четко обозначены, в целях недопущения проникновения в них посторонних лиц и транспортных средств. Перед входом в такие зоны и на выходе из них ведется постоянная идентификация лиц и предметов.

6. Имеются ограждения, отделяющие места нахождения пассажиров от грузовых, багажных, почтовых складов, диспетчерских служб и пунктов подачи бортпитания. Все эти точки должны быть приспособлены для проведения при необходимости контроля АБ.

7. Места стоянки самолетов постоянно контролируются, патрулируются и хорошо освещены. Все места, откуда посторонние лица могут наблюдать за самолетными стоянками, должны контролироваться службой АБ.

8. При строительстве новых аэропортов и реконструкции старых, в здания
закладываются необходимые с точки зрения АБ архитектурные и иные элементы.

Дополнительные требования в нормативные правовые и ведомственные документы по авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации после событий 11 сентября 2001 года.

1. Детальное знание членами экипажей гражданских воздушных судов требований по предотвращению возможности захвата воздушного судна. Взаимодействие и взаимопомощь при возникновении чрезвычайной ситуации на борту во время полета.

2. Организация 100% досмотра багажа пассажиров.

3. Оснащение аэропортов современными техническими средствами досмотра,

аппаратурой обнаружения паров взрывчатых веществ, интегрированными системами

безопасности и инженерно-техническими средствами охраны.

4. Изъятие из бортовых комплектов кухонного и столового оборудования воздушных судов металлических ножей, вилок, стеклянной и керамической посуды и других предметов, которые могут быть использованы правонарушителями в целях создания угрозы безопасности пассажиров и членов экипажа и захвата воздушного судна.

5. Исключение перевозки в пассажирских салонах гражданских воздушных судов ножей и иных колющих и режущих предметов гражданского назначения, напитков и продуктов в стеклянной и керамической упаковке, бытовых аэрозолей любого типа и других предметов и веществ, которые могут быть использованы правонарушителем в целях создания угрозы безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна.

6. Запрещение проведения регистрации пассажиров и оформление багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, вне специально оборудованных зон регистрации в зданиях аэропортов или городских аэровокзалов.

7. Строгое ограничение массы и габаритов вещей, находящихся при пассажирах в салоне воздушного судна.

8. Организация опроса пассажиров с целью исключения проникновения на борт воздушного судна лиц, имеющих опасные отклонения в психике, выявления скрытых от сотрудников авиационной безопасности предметов и веществ, запрещенных к перевозке.

9. Исключение из перечня товаров беспошлинной торговли в контролируемой зоне аэропорта и на борту воздушного судна, при комплектации бортового питания напитков и продуктов в стеклянной или иной колющейся и бьющейся упаковке, которая может быть использована правонарушителем в целях создания угрозы безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна;

10. Выборочное сопровождение рейсов повышенного риска подготовленными для этих целей сотрудниками.

11. Предотвращение несанкционированного доступа пассажиров к бортовым аварийно-спасательным средствам.

12. Оборудование воздушных судов видеосистемами для оперативного наблюдения за обстановкой в пассажирских салонах.

13. Совершенствование систем (в том числе автоматического действия) оповещения диспетчерских служб о возникновении чрезвычайной ситуации на борту воздушного судна.