Международная организация гражданской авиации (ИКАО)
ИКАО (1САО)- одно из специализированных учреждений ООН со штаб-квартирой в Монреале. ИКАО создана 07.12.44 в Чикаго 52-мя государствами подписавшими конвенцию о международной гражданской авиации. Позднее, 06.06.45 принято Временное соглашение о международной организации гражданской авиации (ПИКАО). Затем, 04.04.47 ПИКАО преобразовано в ИКАО. В настоящее время членами ИКАО являются более 180-ти суверенных государств. Генеральный секретарь ИКАО назначается Советом ИКАО на 3-х летний срок.
ИКАО обеспечивает всемирный форум по вопросам международной гражданской авиации.
Цели организации- разработка принципов и методов международной аэронавигации; содействие в развитии международного воздушного транспорта. Региональные отделения: Бангкок, Каир, Дакар, Лима, Мехико, Найроби, Париж.
Цели региональных отделений- содействие в создании и внедрении региональных инициативных планов аэронавигации; оказание помощи местным правительствам в области развития гражданской авиации. Региональные группы планирования собираются один раз в год. Они представляют свои рекомендации Совету ИКАО.
Уставом ИКАОявляется Чикагская конвенция о международной гражданской авиации.
Присоединение государств к Чикагской конвенции 1944 г. влечет за собой автоматическое вступление в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), поскольку уставные положения ИКАО, как специализированного учреждения ООН, являются неотъемлемой составной частью Чикагской конвенции. Не существует другой процедуры вступления в ИКАО, кроме присоединения к Чикагской конвенции.
Структура ИКАО:
- Высший орган - Ассамблея ИКАО. Собирается один раз в три года.
- В работе Ассамблеи могут принимать участие все страны-члены ИКАО.
Руководящий орган- Совет ИКАО, избираемый Ассамблеей на 3-х летний срок и состоит из представителей 33-х государств.
Совет ИКАО:
- Проводит совещания в течение всего года.
- Выполняет рабочую программу, принятую Ассамблеей.
- Принимает международные Стандарты и Рекомендуемую практику ИКАО для последующего включения в качестве приложений к Конвенции.
- Действует в качестве арбитра между странами.
- Расследует проблемы, возникающие в деятельности международной гражданской авиации.
Членство в Советебазируется на одном их 3-х принципов:
- Страны наибольшего значения для ГА;
- Страны, вносящие наибольший вклад своими объектами аэронавигации;
- Страны, членство которых обеспечивает глобальное географическое представительство.
Постоянная работа ИКАО обеспечивается Советом через его Комитетыи Комиссии:
- Комиссия аэронавигации (Комитет по перспективным аэронавигационным
системам, образован в 1983 г.)
- Комиссия воздушного транспорта.
- Юридический комитет.
- Комитет по кадрам.
- Финансовый комитет.
- Объединенный комитет поддержки аэронавигационных служб.
- Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации (САЕР).
- Комитет по незаконному вмешательству в деятельность международной ГА и её служб. Отдел авиационной безопасности ИКАО.
Комиссии и Комитеты формируют специализированные группы и рабочие группы из приглашенных экспертов для изучения специальных вопросов и выработки рекомендаций.
Стратегические (первоочередные) задачи ИКАО в области авиационной безопасности:
- Стратегическая задача N 1. - Всеобъемлющий досмотр зарегистрированного багажа;
- Стратегическая задача N 2. - Разработка мер безопасности для обеспечения того, чтобы только разрешенный багаж проносился на борт ВС.
- Стратегическая задача N 3. - Улучшение досмотра пассажиров и ручной клади. Усиление контроля, за перевозкой электронных устройств с батарейным питанием -основной элемент применяемых в аэропортах мер по обеспечению авиационной безопасности и нуждается в постоянном рассмотрении и улучшении.
- Стратегическая задача N 4. - Разработка мер безопасности в отношении груза, почты, бортового питания, курьерских и срочных отправлений.
- Стратегическая задача N 5. - Улучшение контроля, за доступом в аэропорты
(жесткий, постоянный контроль).