Борьба с терроризмом на воздушном транспорте
Начиная с 1967 - 1968 годов, когда по Северной и Южной Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, возникла острая проблема - необходимость борьбы с воздушным терроризмом.
В эти годы многие авиационные компании США и других стран, обеспокоенные разгулом воздушного терроризма, стали спешно разрабатывать конкретные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА.
К числу таких мероприятий относится:
· принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;
· заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников;
· введение национальных законов, предусматривающих самые строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности полётов в гражданской авиации;
· введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях:
· создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском и грузовом потоках и предназначенных для охраны аэропортов и других мероприятий. Мировое сообщество своевременно осознало надвигающуюся на воздушный транспорт опасность и адекватно отреагировало на тенденцию роста случаев воздушного терроризма.
- Создано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом.
- Заключены международные конвенции о преступлениях на воздушном транспорте:
1. Токийская конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других действиях, совершенные на борту ВС;
2. Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом ВС:
3. Монреальская конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и дополняющий эту конвенцию протокол 1988г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.
В 2001 году ИКАО приняло Декларацию о ненадлежащем использовании гражданской авиации в качестве оружия уничтожения.
Активное осуществление превентивной программы безопасности, на которую только авиакомпании США ежегодно тратят около 150 млн. долларов, дало весьма ощутимые результаты. Если за период с 1968 по 1972 год (5 лет) в США было зарегистрировано свыше 130 случаев попыток захвата и угонов ВС, то в последующие 6 лет (с 1973 по 1978 г.) - 37 таких случая, что составляет примерно 20 % от АНВ предыдущего периода. Таким образом, был сбит накал воздушного терроризма в США.
К середине 80-х годов многие международные аэропорты оснащаются новейшими техническими средствами контроля и досмотра. Государства выделяют значительные средства на обеспечение отечественной авиационной безопасности.
Так, Израиль на безопасность своего аэропорта «Бен-Гурион», который находится в одной из самых взрывоопасных зон мира, тратит 25 % от общего бюджета, выделяемого на безопасность страны. В настоящее время система авиационной безопасности в аэропорту «Бен-Гурион» считается самой эффективной и надежной.
В последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в России, резко возросло количество террористических актов с применением взрывчатых веществ. Гражданская авиация столкнулась с новой проблемой, от решения которой во многом зависит ее судьба.
Слабая защищенность воздушных судов от террористических актов с применением ВВ стала очевидна после того, как в декабре 1988 года был взорван над Локкерби самолет Боинг-747 авиакомпании «РАН АМ». Самодельное взрывное устройство, содержащее пластическое ВВ, было размещено в кассетном магнитофоне и в багаже доставлено на борт. В результате взрыва погибли все пассажиры и экипаж самолета.
Именно это событие послужило толчком для принятия мировым сообществом экстренных мер по разработке и внедрению в гражданскую авиацию более эффективных методов и средств обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ.
Меры обеспечения авиационной безопасности:
- составление Программ безопасности аэропорта (авиапредприятия,
эксплуатанта);
- планирование, отработка и координация ответных действий на акты
незаконного вмешательства в деятельность ГА;
- подготовка специалистов САБ в области авиационной безопасности;
обучение авиаспециалистов мерам авиационной безопасности;
- ограждение аэродромов и объектов авиапредприятий;
- оснащение техническими средствами обеспечения безопасности (технические
средства досмотра и охраны);
- охрана аэропорта и жизненно важных объектов;
- организация и поддержание пропускного и внутриобъектового режима
аэропортов;
- предполетный осмотр ВС на безопасность;
- досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, совершенствование
технологии досмотра;
- производство специальной досмотровой техники, проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию
принципиально новых типов такой техники;
- создание и совершенствование национального законодательства в области АБ тсраны.
Мировой опыт показывает, что основные меры безопасности должны выполняться на земле, до посадки пассажиров в ВС.