Национальное направление в русской архитектуре второй трети 19 века. Творчество К. Тона.

Предпосылки: В 1830 г сформулирована правительственная доктрина официальной народности Постройки Тона в русско-византийском стиле соответствовали идейно-эстетической концепции новой доктрины и высоко оценены Николаем 1. Ведущая роль в национальном направлении - церкви и соборы.

Первый этап – дореформенный период 1830 – 1850 г. (Дореформенный период национального направления именуется еще «русско-византийским» )

Архитектор Константин Андреевич Тон. Сделал много памятников и в Москве ( Храм Христа Спасителя) и Спб, и Красноярске, Воронеже, Ельце, Саратове, Томске и др. Он изучает средневековые памятники, делает сбор обмеров древних церквей. Тон строит и кубические здания и «кораблем» с притвором и колокольней, четыроехстолпные и бесстолпные. Шатровые колокольни, арки с висячими гирьками, арочно- колончатые пояса, килевидные закомары ( отзвуки ранней московской и владимиро -суздальской школы) Включает и ордерные элементы, которые известны с 15 века. Архаизмы Тон преобразовывает. Так стены более тонкие, окна более большие, устраивает в церквях новейшее калориферное отопление, иногда изменяет объемно-планировочную структуру (Храм Христа Спасителя).

Язык архитектуры по сравнению с древними церквями стал правильнее и суше. Есть четкость, аккуратность, сделанность. Технически стало возможным делать идеальные линии, ровные поверхности.

(Исследование национального направления показывает, что в 1820 – 40 гг. наметилось 2 пути решения – национальной самобытности и идеи народности: 1)руссковизантийсий стиль; 2) «фольклоризирующее направление», которое проявляется в арх-ре изб «образцовых» деревень, трактиров, павильонах и дачных домиков. Русская изба становится важным типом русского зодчества, но Тон ни разу не вводит в церковную архитектуру черты простонародности, т.к. она носит все же частный характер. Этот принцип функционального назначения постройки станет важным для нового творческого метода – эклектики. Русско-византийский стиль и фольклоризирующее направление, наряду с неоготикой и разными стилизациями на тему Востока, являли переход от единообразия классицизма к «многостилью» эклектики.)

 

Храмы Санкт Петербурга (арх.Тон):

(Выпускник Академии художеств Тон в ранних произведениях отдает дань позднему классицизму - пристань со сфинксами и новые интерьеры Академии.)

В 1830 г. К . А Тон сделал проект церкви Св. Екатерины (у Обводного канала) она стала началом «национального» направления. («русско-византийский стиль»). Церковь Тона напоминала памятники раннемосковской архитектуры (в плане почти квадрат, с закомарами, венчающими трехчастный фасад, пять луковичных глав, основание барабанов окружены венцом кокошников). В советское время храм разобрали, на его месте построен кинотеатр Москва

Введенский собор Санкт-Петербурга. Самая крупная работа Константина Тона в СПб. По композиции близка к храму Христа Спасителя в Москве. Начало в 1836 г. Первоначально была церковь деревянная, но маловата и мешала строительству Царскосельской ж/д. На противоположной стороне Загородного проспекта решили поставить новую. В постройке элементы арх. 15 -16 веков рус. зодчества- пятиглавие, луковичные главки, кокошники, тонкие колонки, членящиеся фасады и классицизм – нерасчлененность гладко оштукатуренных стен, колонны подкупольных барабанов, горизонтальное аттиковое завершения основного куба храма. На литографии с несохранившейся акварели Шарлеманя можно увидеть старый Царскосельский вокзал – арх Тон (1849 – 1852 г), до Тоновской постройки стоял деревянный вокзал. (А теперь стоит Витебский вокзал в стиле модерн.) 8 марта1932 года по решению Леноблисполкома собор был закрыт. В 1933 году разрушен. 1 июня 2003 года на месте церкви был установлен памятный знак.

Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы ( 18431849г)— снесённая в 1929 году на площади Труда. Полковой храм Конногвардейского полка. Трёхпрестольный пятишатровый храм. В плане храм вид продолговатого креста с полуциркульным алтарем. Как и в некоторых русских церквях, каждый угол здания был обработан тремя колоннами, собранными в пучок. В то же время стилизованные шатры и кокошники, украшавшие здание, соединились с ренессансными мотивами в оформлении фронтонов. Церковь была закрыта и снесена в 1929 году, так как якобы «стесняла трамвайное движение». Ныне её место пустует

Церковь во имя Святого Мученика Мирония 1849 - 1855— пятишатровый полковой храмЕгерского лейб-гвардии полка, стоявший до 1934 года на набережной Обводного канала в Петербурге. ( там где царскосельская железная дорога пересекает Обводный канал) . Храм напоминал Благовещенскую церковь конного полка, главным отличием от которого являлась колокольня высотой 70 метров. Здание было решено в стиле московских церквей XVII в: пятикупольный храм был соединен через трапезную с высокой трехъярусной колокольней. Завершался храм шатрами, которые венчались луковками и крестами Храм был способен разместить до 3000 человек.

Царскосельский Екатерининский собор в Пушкине был заложен в 1835 году . Храм пятикупольный, квадратный в плане, четырехстолпный. Главным акцентом композиции служат килевидные закомары с рельефами. 1939 года собор святой Екатерины был взорван. С 2007 года началась реконструкция памятника.

Со́бор Свя́тых Петра́ и Па́вла — ныне не существующий православный храм в Петергофе. В 1930 года снесен. Проект храма послужил основой проекта Царскосельского Екатерининского HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD)"собора. Колокольня не была построена; колокола же помещались в арке над входом. В закомарах находились барельефы. 1890 году, после реконструкции собора, был устроен придел Вознесения Господня

Храм Спаса Преображения Господня Гренадерского полка ( на Аптекарском острове)в 1841 построена.Бесстолпный (бесстолпные пятиглавые храмы характерны для русского зодчества 17 в) , со сводом, украшенным лепной отделкой. С древней композицией Тон соединяет классически детали фасада – коринфские колонны, сгруппированные по две и собранные на углах пучками. Церковь искажена переделками. Она обезглавлена; появились фигурные аттики; изменено оформление западного входа, а северный и южный входы исчезли; нет больше барельефов. Внутри храм разделен на три этажа. В то же время внутри сохранилась лепная отделка свода

Храмы Москвы:

В 1830 годах ( почти одновременно со строительством церкви св. Екатерины) сторительство Кафедра́льного собо́ра храма Христа́ Спаси́теля в Москве Посвящен воинам, погибшим во время войны с Наполеоном. Построен на Волхонке. Начат 1839 году, освящён — 26 мая 1883 года. Здесь сходство с могучими кремлевскими образами. Пятиглавый собор, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Входы - открытые лоджии-галереи, позже «заложенные» массивными дверьми и остеклением, это исказило изначальный замысел автора, соединившего в архитектуре русские и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Храм взорван и снова восстановлен. Кроме того с 139 года по 1851 год Тоном ведется возведение Кремлевского комплекса и оружейной палаты. Очень короткий срок, учитывая масштаб залов и более 700 помещений

 

Второй этап. В последней трети 19 в в архитектуре начинают сосуществовать 2 стиля – русский и византийский .Византийский стиль развивает ученик Тона Д.И. Гримм.

Николаевский вокзал жд Петербург – Москва 1844- 1851 Вокзал в Спб проектировал Тон и Желязевич. Первоначально станцию назвали Николаевским вокзалом, равно как и саму железную дорогу Николаевской, теперь - Московский. Фасад здания выполнен в стиле ренессанс. В его облике архитектор использовал мотивы ратушей западноевропейских городов. Башня с часами -Тон не ставит здесь задачи сделать здание в русском стиле, так как понимает, что вокзал оказался в центре классического Спб.

Кроме того работают другие архитекторы: Выстроено небольшое количество частных домов, в большей или меньшей степени воспроизводивших структуру и декор крестьянской избы (Никольский домик в Петергофе 1835 г, построенный для Николая I А. Штакеншнейдером, жилой домик историка М.П. Погодина в Москве 1856 год ( «погодинская изба» арх.Н. Никитин и др.) Композиция памятника на Куликовском поле в честь победы русского воинства над Татарским ханом Мамаем в 1380 арх. А. Брюллов))