Вопрос 45. Товарищество передвижных художественных выставок.

Во второй половине XIX века произошёл расцвет реалистической живописи. Было основано творческое объединение российских художников «Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники)», в которое входили такие великие художники, как Васнецов, Крамской, Шишкин, Куинджи, Суриков, Репин, Саврасов.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.

Товарищество передвижных художественных выставок(Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Художественные принципы: Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа.

«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа.

Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха.

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Передвижники. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей. Вождем, теоретиком передвижничества был Иван Николаевич Крамской. Темы собственного творчества Крамского, однако, не были типичны для передвижников. Он редко писал жанровые картины, обращался к евангельским сюжетам.

В жанре портрета его также занимает личность возвышенная, высокодуховная. Портреты Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Л. Толстого. Крамской был художником-мыслителем.

Помимо Крамского среди тех, кто подписал Устав Товарищества, был еще один художник, которого занимали христианские сюжеты – Николай Николаевич Ге («Тайная вечеря» ) Образ Христа был создан Ге с Герцена (по фотографии), а апостола Петра он писал с себя. го портреты отличаются от работ Крамского своей эмоциональностью, иногда драматизмом, как, например, портрет Герцена.

Василий Максимович Максимов уже в первой композиции «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» – приходит к основной своей теме – изображению крестьянской жизни, которую он сам, выходец из крестьян, знал прекрасно. Последующие картины лишены праздничного чувства. В них во всей обнаженности встает образ нищей пореформенной России.

Искренность веры русских крестьян показал Константин Аполлонович Савицкий в большой картине «Встреча иконы».

Характерный для бытового и батальонного жанров демократизм проникает и в жанр пейзажа. Не величественная природа с античными руинами Ф. Матвеева, не итальянские виды Сильвестра Щедрина, не романтическая марина И. Айвазовского, а внешне мало эффектный среднерусский пейзаж или суровая северная природа становятся теперь главной темой живописцев. Саврасова «Грачи прилетели». Пейзаж Саврасова – пейзаж лирический, камерный, интимный.

Пейзажи Шишкина – это природа богатырского народа. Он стремился к созданию общего впечатления могущества, силы, величия русской природы.

Иную концепцию пейзажа воплощает Васильев.Картина «После дождя» лиризмом близка Саврасову. Знаменитые «Оттепель» и «Мокрый луг» передают мельчайшие изменения в природе.

Особое место в пейзаже второй половины XIX в. занимает Архип Иванович Куинджи с его поразительными эффектами освещения «Украинская ночь», «Березовая роща» и тд.

Продолжателем традиций Саврасова и Васильева в русском пейзаже конца XIX в. был Исаак Ильич Левитан. «Березовая роща», «Вечерний звон», «У омута» , «Март» и тд. Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму.

Илья Ефимович Репин. Первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге». Репин обладал замечательным даром портретиста. Мастерство Репина-портретиста в полной мере выразилось в одном из последних его значительных произведений – «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Репину были подвластны почти все жанры (не писал он только батальных сцен), все виды – живопись, графика, скульптура, он создал замечательную школу живописцев, заявил о себе как теоретик искусства и незаурядный писатель.

В творчестве Василия Ивановича Сурикова историческая живопись обрела свое современное понимание. Это художественно воссозданная национальная история, главным героем которой является народ.

Репин и Суриков справедливо считаются двумя вершинами передвижничества