Вопрос 26. Творчество Эжена Делакруа (1798 – 1863)

Впечатлительный и эмоциональный он всю жизнь ведет дневник где фиксирует встречи с интересными людьми, впечатления и важные события. Видно что вся жизнь художника посвящена искусству. Сорок с лишним лет, до последнего часа Делакруа ведет беседу с самим собою

Делакруа под впечатлением от «Плота медузы» пишет картину «Ладья Данте»(1822), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала. Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь объясняется нетрадиционным использованием цвета. В отличие от классицистов, отводящих ему второстепенное по сравнению с рисунком место, Э.Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. Цветовое звучание "Данте и Вергилия" усиливается использованием контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне.

Содержательно эти произведения весьма различаются – Жерико интерпретирует реальное трагическое событие, а Делакруа создает «литературную» реплику, отсылающую зрителя к Восьмой песни Ада из «Божественной комедии» Данте.

Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «РезнюHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F" на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Тема человеческого бедствия, человеческого страдания проходит через все творчество Делакруа, является как бы основным его лейтмотивом.

Романтизм —это явление отражало мироощущение нового века. В начале 1820-х годов Европа была потрясена кровавым событиями, разыгравшимися в Греции, которая в 1821 году объявила себя независимой от Турции.

На фоне вооруженных всадников, перед зрителем предстают обреченные на смерть жители острова. Они смирились с предстоящей гибелью, их взгляды отрешены. Хиосцы осознают неизбежность и лишь крепче прижимают к себе плачущих детей. А на втором плане – аккуратные здания расположились в долине, освещаемой благодатным солнцем Средиземноморья. Там тоже поселилась смерть, турецкие войска убивают всех подряд.

Делакруа возвращается к образному языку и символизму древнегреческой трагедии. Ни крови, ни криков, ни ложнопатетических движений; и только разыгрывающаяся справа сцена похищения овеяна каким-то романтическим отблеском в силуэте всадника, в прекрасном теле запрокинутой назад обнаженной гречанки.

Главным средством художественного языка у Делакруа становится цвет, а не рисунок; его свободный, ясно различимый мазок, наложенный широкой кистью, злые языки назвали «резней живописи». Власти картину не одобрили, зато молодежь приветствовала Делакруа за мужество и смелость гражданской позиции.

Художника в это время консерваторы подвергают нападкам,

В 1825 году Делакруа выезжает к родственникам в Англию. После возвращения из Лондона палитра художника стала заметно светлее, вероятно, под влиянием живописи Д. Констебля.

. «Смерть Сарданапала» (1827, Париж, Лувр В поисках героев, ярких характеров романтики часто обращались к литературе — Данте, Шекспиру, Вальтер Скотту; подлинным властителем дум молодого поколения Европы был Байрон. (Поэт участвовал в Греческой революции и погиб в 1824 году в Миссолунги.)

Делакруа выбирает сюжет из трагедии Байрона, посвященной гибели Сарданапала — царя Ниневии, столицы древней Ассириино с некоторыми изменениями]. На художника также повлияло длительное пребывание в Испании и Марокко

История: Узнав, что его город взят врагами, после неудачной попытки подавить мятеж, царь приказал сжечь себя на костре вместе с женами, всеми сокровищами, конями и т. д. «Смерть Сарданапала» (1827, Париж, Лувр) он был известным распутником, своим равнодушием к делам страны доведшим её до восстания.

Сам Делакруа писал, что образ Сарданапала — суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели.

—Здесь проявилась характерная для романтизма страсть к гиперболе, к изображению бурных чувств и переживаний.

- Здесь нет литературности, Девушка на первом плане признавалась лучшим изображением в живописи женского тела.

- фигура царя подчеркнуто выделена из окружения, по контрасту с остальными персонажами,

Целью Делакруа было потрясти и взволновать зрителя.

1830 год – свершилась французская революция

- Вершиной героического периода в истории романтизма стала картина «Свобода, ведущая народ» (Свобода на баррикадах, 1830—1831, Париж, Лувр). Картина Делакруа получила крылатое название — «Марсельеза французской живописи». Иногда ее называют «Свобода, ведущая народ» или просто «28 июля 1830 года». В пластических образах она воплотила этот триумф освобождения. Оказавшись перед задачей изображения абстрактного понятия «свобода», художник использовал аллегорию.

В его воображении восставшая Франция возникла в образе сильной молодой женщины с обнаженной грудью, ведущей людей на баррикаду. В руках у нее, словно парус, реет трехцветное знамя. На сочетании трех его цветов — красного, белого, синего построено цветовое решение всего произведения.

Фигура Франции по масштабу много больше остальных. Художник смело вводит аллегориюв реальную толпу парижан. Героине отведено центральное место на полотне, хотя первоначально Делакруа не собирался изображать ее как аллегорию. Фигуры вокруг Свободы — рабочий, буржуа, подросток — символизируют единство французского народа во время июльской революции.

Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя.

Образ мальчика часто ассоциируют с Гаврошем из «Отверженных» В. Гюго, героем романа, написанного намного позже, чем картина Делакруа.
Первый план – Чересчур реалистично изображенные жертвы – это цитата фриза смерти ( «Плот Медузы» Жерико)

 

В 32 году Делакруа едет в Марокко.

Путешествуя по Востоку, Африке, интересуясь культурой других стран, романтики привнесли в искусство новые, неизбитые сюжеты

Новые темы и бытовые сюжеты появляются в его творчестве:

«Еврейская свадьба в Марокко» 105 x 140,5 см масло
Во время путешествия Делакруа частенько делал акварельные наброски в карманных альбомах. На основе одного из таких неполных эскизов в 1839 году было создано масштабное полотно «Еврейская свадьба в Марокко», теперь уже написанное на холсте масляными красками

Все это проявляет внимание художника к экзотике, и вниманию к национальным формам культуры

В Марокко палитра художника становится более яркой и сочной, появляется эскизность.

Сцены с животными привлекали ДелакруаЛошадь испуганная молнией.. Это схватка челоека с природой, зверя со зверем, противостояние. "Охота на львов" (1854, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), « Сцена охоты» Природа, служащая фоном происходящему, не бесстрастна, она выступает одним из героев произведения. «Тигр и лев» Темперамент и мощь львов особенно импонировали создателю романтических картин. «Когда Делакруа пишет - это лев, терзающий добычу», - говорили о нем. «Пантера нападающая на лошадь со всадником» Схватка человека с диким животным - один из любимейших мотивов самого яркого представителя французского романтизма Эжена Делакруа

"Алжирские женщины" (1833—1834, Париж, Лувр Картина «Алжирские женщины» (часто «Алжирские женщины в своих покоях») была написана Эженом Делакруа в 1834 году и позднее послужила источником вдохновения для Пикассо, Матисса и Ренуара. Находясь в гостях у одного султана, Делакруа очень посчастливилось попасть в святую святых мусульманского мирка, где ему предстали в своей красе наложницы, которые и стали героинями картины Четыре женщины разных рас и национальностей сидят на коврах с подушками и курят кальян.

В этой картине художник, по мнению множества экспертов, начинает свои эксперименты с цветом и добавляет дополнительные цвета (красный, зеленый), которыми написаны контрастирующие во всей композиции детали.Импрессионисты увлекались идеями Делакруа об одновременном контрасте.

 

 

Он же один из последних великих мастеров настенной живописи. Так, Делакруа создал три монументальных ансамбля: центральный плафон в галерее Аполлона в Лувре (1850), зал Мира в Парижской ратуше, две грандиозные композиции в церкви Сен-Сюльпис (1861) – «Изгнание Илиодора из храма» и «Битва Иакова с ангелом». Двенадцать лет он посвятил созданию этих фресок для церкви . Художник работал над этим заказом с подлинным пылом. Его захватила тема единоборства человека с Богом.

С возрастом продуктивность Делакруа снижалась.

Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными. Он ожидал успеха. Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез.

Художественное наследие Делакруа огромно. Прекрасны его литературные труды по вопросам истории, искусства, «Дневник», который художник вел с 1822 по 1863 год.