Вопрос 22. Творчество Ван Дейка (1599 – 1641)

Антонис Ван Дейк (1599—1641). родился 22 марта 1599 в Антверпене Сын богатого антверпенского коммерсанта, он уже с первых шагов своей карьеры стремится приобщиться к родовой аристократии, прельщенный внешней стороной ее культуры.

В 1618 Ван Дейк сотрудничает с Рубенсом. Он часто называется учеником Рубенса, но формально им не был, поступив к нему в мастерскую. Молодой художник заимствует у Рубенса черты стиля. Так, динамичность образов Рубенса в ранних картинах Ван Дейка воплощается в изображении очень бурных эмоциональных переживаний. Что позже будет не свойственно Ван Дейку.

В ранних портретах Ван Дейк далек от банальной и условной идеализации типов. Жанровые работы на религиозные темы:

· св. Мартина, отрезающий часть своего плаща,

Портрет:

Религиозные сюжеты играют у Ван Дейка видную роль. Во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства(фиксация черт простота, ограниченная палитра, темный фон)

За время до 1621 года в так называемый «первый антверпенский период» творчества мастера, его портретные работы отличаются строгим реализмом. Он пишет в это время главным образом зажиточных антверпенских бюргеров, их жен и детей, а также своих товарищей художников

Ранние работы:

· «Автопортрет" Антониса ван Дейка принадлежит к числу шедевров коллекции Эрмитажа. На своих ранних автопортретах Ван Дейк производит впечатление баловня счастья, одаренного обаятельной, несколько женственной наружностью. В нем художник воплотил свой идеал творческой личности, артистичной, независимой, утонченной. Дух непринужденности характеризует общее впечатление. Весь облик художника, с изящной небрежностью позы и костюма, со взглядом мечтательным и чуть загадочным, полон артистизма и поэтической прелести. В самой технике, в движениях руки художника по холсту есть ощущение артистизма, свободы. Ван Дейку сохраняет свежесть непосредственного наброска, эскиза, В этом портрете воплотилось характерное для эпохи представление о художнике как артисте.

Тема изображения семейств и супружеских пар, столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., была подхвачена Ван Дейком:

 

· Семейный портрет (1621, Санкт-Петербург, Эрмитаж) (Возможно, здесь изображена семья пейзажиста Яна Вильденса). Супруги не демонстрируют свои чувства, но компактная монолитная композиция создает впечатление доверительной близости и согласия между ними. Отсутствует идеализация моделей, есть простота и лаконизм композиционного решения и виртуозная передаче фактуры. Вдумчивый, слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный — его молодой миловидной жены устремлены на зрителя. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Иногда, как в данном случае, под влиянием Рубенса изображались архитектурные мотивы, драпировки, элементы пейзажа

Стилистика ранних портретов:

- Ранние портреты ван Дейка демонстрируют прочную связь с национальными традициями портретной живописи, которые проявились в отсутствии идеализации моделей, простоте и лаконизме композиционного решения и виртуозной передаче фактуры.

- Простые по композиции, великолепно нарисованные, эти портреты по краскам неярки