Вопрос 21. Классицизм в искусстве Франции XVIII в. Творчество Николы Пуссена (1594 – 1665)
Стиль классицизма возникает параллельно со стилем барокко как стиль одной с ним эпохи, решающий с других позиций и другими изобразительными средствами задачи своего времени — прославление могущества абсолютного монарха.
Классицизм занял главенствующие позиции во Франции в эпоху Людовика XIV, ставшую апогеем абсолютизма.
Вместо драматических эффектов барочного зодчества он выдвигает принцип соединения величавой торжественности архитектурного образа с разумной ясностью. Хотя XVII в. представляет первый этап классицизма, когда особенности этого стиля не достигли наиболее строгого и чистого выражения, общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Их пространственное решение отличается ясной логикой, фасада — гармонией композиционного построения с соразмерностью частей, архитектурные формы — простотой и строгостью. Строгая упорядоченность вносится даже в природу: мастерами классицизма была создана система так называемого регулярного парка. Зодчие классицизма широко обращается к античному наследию, изучая общие принципы античной архитектуры и, прежде всего систему ордеров перерабатывая отдельные мотивы и формы. Дух классицизма не благоприятствовал выражению религиозно-мистических идей, и поэтому культовые постройки не имеют в архитектуре классицизма того огромного значения, как в барокко. Классицизм оставил такие замечательные памятники художественного синтеза, как скульптура и декоративно-прикладное искусство в архитектурном ансамбле.
В изобразительном искусстве классицизма одной из основных тем была тема долга, победы общественного над личным, тема утверждения высших этических принципов: героизма, доблести, моральной чистоты, которые находят свое художественное претворение в образах, исполненных возвышенной красоты и величия. Противоречиям и несовершенству действительности классицизм противопоставляет принцип разумности и суровой дисциплины, с помощью которых человек должен преодолевать жизненные препятствия. Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Художник в своем творчестве должен исходить из совершенных образцов, которыми считались произведения античного искусства и Высокого Возрождения. В противоположность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной выразительности: так героям французского художника Пуссена свойственны волевая собранность и спокойное самообладание, ясность и уравновешенность композиции Фигуры в его живописных работах отличаются строгостью и классической законченностью. В средствах изобразительного языка теория классицизма отдает предпочтение рисунку, а колориту отводится подчиненная роль. Признавая красоту реального бытия, красоту природы, художники классицизма отдавали предпочтение изображению природы, которая служит не только активным фоном в сюжетных композициях, но часто составляет определяющую основу в общем строе картины. В живописи классицизма (Пуссен и Клод Лоррен) пейзаж не только сложился как жанр, но и пережил определенный расцвет.
Классицизм стал стилем французской монархии преимущественно в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве (монументально-декоративная живопись), а в парадном портрете репрезентативные качества барокко больше соответствовали требованиям абсолютизма. Росписями прославился Шарль Лебрен, придворным мастером парадного портрета был Риго.
Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Создателем классицистического направления в живописи Франции XVII в. стал Никола Пуссен (1594—1665). Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма.
Лучшие вещи Пуссена лишены холодной рассудочности. В первый период творчества он много пишет на античный сюжет. Единство человека и природы, счастливое гармоническое мироощущение характерны для его картин «Царство Флоры» (1632), «Спящая Венера», «Венера и сатиры».
С конца 40-х —в 50-е годы колористическая гамма Пуссена, построенная на нескольких локальных цветах, становится все скупее. Главный упор делается на рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность. Из картин уходит лирическая непосредственность, появляется некоторая холодность и отвлеченность. Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. Художник именно в природе ищет гармонию. Человек трактуется прежде всего как часть природы.
Из его работ:
Аркадские пастухи
Пейзаж с Полифемом
Пейзаж с Орфеем и Эвридикой
Цикл «Времена года»: Лето, Осень, Зима, Весна.
Никогда не рисовал современность. . Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.
Разработал теорию модусов для живописи:
дорийский лад – нравственный подвиг, для сюжетов полных мудрости.
Лидийский лад - изображение темы идиллии, тронутых печалью
Эолийский лад – мягкость и нежность
Фригийский лад – драматический характер, удивление.
Композиция делиться на планы, используется принцип римского рельефа, Гладкая и тщательная манера живописи.
В работах философское содержание, этическая значимость, мысли о быстротечности времени.
Пейзаж идеализирован, монументален(«героические»), в композиции изображая деревья использует прием «кулис» Часто Три горизонтальные зоны (пейзажная трёхцветка) – цветовое деление золотисто – коричневые, зеленые, голубые. Французская Академия восприняла внешние стороны его искусства, превратив художественные принципы в застывшие схемы. Учеников не было, продолжатель – Жак Луи Давид.
Тема круговорота жизни, вечности и неразрушимости материи стала лейтмотивом всего его творчества. Восприятие мира в его развитии нашло отражение и в последнем пейзажном цикле Пуссена «Четыре времени года», где продолжены были темы жизни и смерти человека, человечества и природы. Причем космическая тема «Времен года» связана непосредственно, с историческими циклами, которые прошло человечество в своем развитии.
Весеннее пробуждение природы, цветение мира соответствует его юности и нашло воплощение в образах Адама и Евы - «Весна. Адам и Ева в раю».
Золотое сияние лета, пора горячего труда, воплощенного в жатве, созвучно полноте бытия - «Лето. Встреча Вооза и Руфи» (персонажи Ветхого завета, предки царя Давида-псалмопевца, а следовательно, Иисуса Христа) (см. цв. вкл.).
Спадение зноя осенью и сбор урожая соответствуют зрелости и умиротворяющему покою - «Осень. Гроздь Ханаана».
Свинцовый холод зимы, потоки воды, с неумолимой неизбежностью поглощающие все живое, леденящая оцепенелость олицетворяли старость и гибель жизни - «Зима, или Потоп».