Вопрос №18 Творчество Диего Веласкеса ( 1599 – 1660 г.)

Он родился в Севилье в семье обедневшего дворянина. Еще мальчиком Веласкес поступил в мастерскую севильского художника.
Веласкес проявляет себя последовательным реалистом уже в своих первых работах. Это прежде всего многочисленные жанровые сцены из испанской народной жизни — («Завтрак», ок. 1617г., Эрмитаж, «Продавец воды», Лондон, собрание Веллингтон и др.). Композиции этих ранних работ Веласкеса монументальны. Фигуры играют в них доминирующую роль. Месту действия уделяется значительно меньше внимания, пространство мало разработано.
В 1623 году Веласкес едет в Мадрид, где ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV, имевший большой успех, и вскоре становится придворным живописцем испанского короля. С этого времени жизнь и творческая деятельность Веласкеса оказываются тесно связанными с испанским двором. Около 40 лет он живёт при дворе, до конца своих дней пользуется почётом.

Классическим образцом ранних портретов мастера может служить портрет инфанта Карлоса с перчаткой (1625—1627, Прадо).
На протяжении 1620-х годов живопись Веласкеса развивается в направлении большей свободы и уверенности; растет мастерство в передаче пространства и света. Но живописная манера остается довольно жесткой, а переходи светотени сохраняют резкость и контрастность ( влияние Кароваджо)
Эти черты свойственны знаменитой картине «Вакх», или «Пьяницы» (Прадо), выполненной в конце 1620-х годов и очень показательной для реализма Веласкеса. Мифологический сюжет трактуется в ней как живая народная сцена, действующие лица ее — испанские простолюдины с некрасивыми, но выразительными лицами, собравшиеся вокруг молодого бога и пьющие вино.
В 1029 году Веласкес едет в Италию, где остается до 1631 года. Он посещает многие города, живет в Венеции, в Риме, в Неаполе, внимательно изучает итальянское искусство, делает копии

В Италии, или сразу после возвращения на родину, Веласкес создает картину «Кузница Вулкана» (Прадо) которой открывается средний период творчества великого художника. мифологическая сцена имеет жанровый характер. изменения в живописной манере Веласкеса: она становится все более широкой сободной; художник пишет все более жидко, краски прозрачно и легко ложатся на холст; колорит светлеет, становится утонченным, богатым оттенками. Растет мастерство в передаче воздуха и света. Исчезают четкость и жесткость контуров, резкость переходов светотени. Цвет постепенно становится ведущим средством передачи формы при безупречной точности рисунка. Эти изменения, наметившиеся еще в «Кузнице Вулкана», возрастают на протяжении всего последующего творческого пути мастера.
Центральной работой 1630-х годов является знаменитая картина «Сдача Бреды» (ок. 1635 г., Прадо). Сюжетом для нее послужило современное историческое событие — взятие испанцами голландской крепости Бреда в 1625 году. В картине изображен момент передачи ключей Бреды голландским военачальником испанскому полководцу маркизу Спиноле. Их фигуры занимают центральное место; выделенные композиционно, цветом и светом, они сразу привлекают внимание. Испанцы, стоящие за своим полководцем, образуют монолитную группу, замкнутую спереди фигурой могучего коня. Стройный лес копий над их головами подчеркивает сплоченность их рядов. (Отсюда второе название картины — «Копья».) В сдержанном колорите картины доминирующие черные, коричневатые и зеленоватые тона оживлены немногими светлыми пятнами.
Совершенно особое место в творчестве Веласкеса занимает серия портретов шутов . Именно в этих портретах с особенной определенностью сказались глубоко гуманистическое мировоззрение художника, его интерес и сочувствие к людям, стоящим на самых низких ступенях общественной лестницы. В портрете (карлика Эль-Примо – образ интеллектуральный, портрет Себастьяна Мора- трагичный и сильный духом , Нино из Валекаса – беспомощьный и слабоумный.

В 1649 году Веласкес вторично едет в Италию уже не безвестным художником, а прославленным мастером.

Среди работ, выполненных в Риме, исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия X (Рим, Палаццо Дориа). Веласкес изобразил его сидящим в кресле в спокойной, но собранной позе. Острота характеристики, глубокий психологизм, Сам папа нашел его «слишком правдивым», однако щедро наградил за него художника.

В 1651 году Веласкес возвращается в Испанию. Именно в этот поздний период своего творчества Веласкес добивается особенно больших успехов в передаче воздуха и света. В парадных портретах королевы и инфант, выполненных в 1650-е годы, Веласкес соединяет исключительную живописную свободу, тонкость красочных сочетаний, блестящее мастерство в передаче одежды со строгой правдивостью характеристик.

В 1656 году была написана знаменитая картина «Менины» (Прадо). Являясь одновременно и групповым портретом и жанровой сценой из интимной жизни королевского двора, она соединяет в себе все лучшие качества искусства Веласкеса. Изображена инфанта Маргарита в сопровождении своей свиты — фрейлин, карликов и придворных. Здесь же Веласкес перед большим холстом с палитрой и кистью в руках. В зеркале, висящем на задней стене, отражены фигуры короля и королевы, как бы присутствующих в том же помещении на месте зрителя . Выразителен автопортрет Веласкеса, смотрящего за пределы картины внимательным спокойным взглядом.
Выполненная в те же годы «Венера с зеркалом» (1657, Лондон, Национальная галерея) занимает исключительное место в испанском искусстве 17 века, как очень редкое в Испании изображение обнаженного тела. Подобный тип картин имел многолетнюю традицию в итальянском искусстве. Тициан, Джорджоне и другие мастера выработали в изображениях обнаженных Венер совершенный тип женской красоты. В этой картине, написанной на мифологический сюжет, остался строгим реалистом, создав образ девушки, отмеченный яркими национальными чертами.

1657 годом датируется и картина «Пряхи» (Прадо) В истории западноевропейской живописи это одна из первых картин, изображающих труд рабочих. Композиция объединяет две самостоятельные сцены. На переднем плане — полная непосредственной жизни и движения группа женщин-работниц. Их фигуры мягко освещаются светом, пробивающимся через окно с красным занавесом. Но основной источник света находится в глубине картины, где в просвете арки виднеется второе, помещение, с несколькими женскими фигурами.. Сцена, помещенная в глубине картины, прежде толковалась как изображение придворных дам, рассматривающих готовый ковер. В настоящее время она получает другое объяснение и считается иллюстрацией античного мифа об Афине и Арахне. Вместе с тем это и одно из самых совершенных его произведений, в котором проблема передачи человека в органической связи с окружающим пространством, световой и воздушной средой получает свое блестящее разрешение.
«Пряхи» — последняя крупная работа художника. В 1660 году во время устройства придворного праздника на острове Фазанов Веласкес заболел малярией. Больным и утомленным вернулся он в Мадрид, где я умер 6 августа 1660 года.

Значение Веласкеса в развитии испанского и всего западноевропейского искусства огромно. Влияние Веласкеса проявляется в это время главным образом в области портрета, а также жанровой живописи. В дальнейшем, на протяжении большей части 18 века, Веласкес оказывается в значительной степени забытым. Лишь в конце 18 века в творчестве Гойи находят развитие традиции его искусства. И только в 19 веке наследие Веласкеса получает полное признание и оказывает влияние на многих художников в разных странах, особенно во Франции (Делакруа, Курбе, Э. Мане)