Вопрос № 9 Характеристика Крито-Микенского искусства .

Культурный период третьего-второго тысячелетия до нашей эры принято называть Эгейской культурой по территориям островов, которые лежат в Эгейском море и той части Греции, которая омывается его водами. Немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал Микены, а в начале XX в. английский археолог А. Эванс открыл миру архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите.
Кристкое искусство:

Особенностью строительной техники Кносского дворца, построенного из кирпича-сырца и камня, являются деревянные на каменной базе колонны, расширяющиеся кверху. На Крите возникают первые жилые комплексы и дворцы. Наиболее известный дворец этой культуры - Кносский лабиринт, от. слова. лабрис -сикира, острая с 2-х сторон была священным предметом Крита. Дворец занимает площадь около 10000 кв м имел несколько сотен помещений Дворец имел 2 или более ( по некоторым данным 5) этажей, водостоки, ванную комнату. Он был украшен живописным рельефом.

 

Стены парадных зал дворца были расписаны фресками (водяными красками по сырой штукатурке). Черная, белая, синяя, красная, желтая краски составляют праздничную гамму. Изображения — это запечатленная реальность, цветы, папирусы, листья пальм —пальметты, лилии, птицы, кошки, обезьяны. Особенно часто появляется фигура быка: игры с этим животным, (тавромахия). В Тронном зале Кносского дворца на красном фоне стены сказочные существа — грифоны (львы с орлиными головами). Условность изображений человеческих фигур сказывается в том, по лицо обычно изображено в профиль, а глаза (глаз) — в фас. В сценах с быком несоразмерны фигуры быка (всегда очень крупного) и людей.(фрески «Парижанка», «Царь-жрец»)

При греческом правителе Миносе, имя которого связывается со знаменитой легендой о Минотавре, Крит являл собой могучее еще государство (XV в. до н. э.). Кносский дворец вполне мог превратиться в воображении греков в легендарный Лабиринт, а фрески, изображавшие игры с быком, породили образ полубыка-получеловека, владетеля Лабиринта Минотавра, пожиравшего прекрасных юношей и девушек, пока афинский царь, герой Тезей, не убил чудовище и не выбрался из Лабиринта при помощи нити, которую ему дала Ариадна.

На Крите например, вырабатывается свой тип мужской красоты с широкими плечами, узкой талией, сильными руками и ногами. Женский образ носит характер более утонченный и изящный, женщина одета в сложный костюм с юбкой колоколом с широким поясом, охватывающим узкую талию и обнаженную грудь. Так выглядят статуэтки богинь или жриц, со змеями в руках. Мастер пытается создать портрет, лица миловидны, с большими широко открытыми глазами, крупным носом, аккуратным ртом.

Постепенно к 12-ому веку до нашей эры, когда Критская культура переживала упадок, реалистическое начало исчезает, появляется схематизм в изображении животных, растительного мира.
В середине II тысячелетия до н. э. критским городам был нанесен удар иноземцами (ахейцами), вторгшимися с материка. Катастрофа (извержение вулкана и последовавшее за ним наводнение) ускорила разрушение критских городов.

 

Микенское искусство: Архитектура и скульптура. С XV—XIV вв. до н. э. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф.

Ахейцы были воинственны. Это отразилось и в сюжетах фресок, где явно предпочтительнее сцены охоты и битв. Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. В возводившихся на крутых скалистых холмах дворцах и поселениях (которые впоследствии получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных грубо отесанных камней складывались оборонительные стены. Ученые назвали эти стены «циклопическими».

В Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиции. Центр акрополя — дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине —мегарон.Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа греческого храма.

Ворота в крепость Микены назывались Львиными воротами» (14—13 вв. до н. э.), потому что над их пролетом расположена плита с изображением львов — стражей ворот. И это единственный памятник монументальной скульптуры в эгейском искусстве. Над пролетом ворот — треугольная известняковая плита, украшенная единственным в эгейском искусстве монументальным рельефом: две львицы стоят по сторонам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они грозно смотрят вниз, образуя декоративную, симметричную, так называемую геральдическую композицию.

Живопись и прикладное искусство: Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками. Здесь часто встречаются батальные сцены и сцены охоты, но в них исчезают свобода и непринужденность движений. Композиция приобретает замкнутый и статичный характер, колорит становится более пестрым — такова фреска из Тиринфа — «Выезд охотниц» (14 в. до н. э., Афины, Национальный археологический музей)

Зодчество С конца 16в до н.э начин-ся сооружение купольных гробниц-толосов,наиболее известная-«Сокровищница Атрея(царя)-

 

О зодчестве ахейцев можно судить по сохранившимся гробницам ахейских царей. Они имеются двух видов: шахтовые, т. е. прямоугольные могилы в скале (XVI—XV вв. до н. э.), и купольные, так называемые толосы (XV—XIV вв. до н. э.). Самая знаменитая гробница толос – т.н. сокровищницей Атрея — гробница врезана в холм,к ней ведёт отркытый проход-дромос,дл.36м,ширина 6м,10м высоты вход перекрыт глыбой, внутри-круглое помещение перекрытое ложным сводом (каждый следующий камень кладки нависал над нижним) . Диаметр гробницы 14,5 м высота 13 м.

Около 1240 г. до н. э. ахейские племена пошли войной на Троянское царство, эти события и послужили сюжетом для бессмертных поэм Гомера. Но храбрых ахейцев в середине XII в. до н. э. завоевали дорийские племена. Гибель Микен, Тиринфа и других городов Пелопоннесского полуострова означала конец эгейской цивилизации. Однако крито-микенское наследие сыграло огромную роль в развитии искусства собственно Греции.

 

Вопрос № 10 Творчество Мирона. ( ранняя классика- (2 четверть 5 века) . Около середины 5 в. до н. э. работал выдающийся греческий скульптор Мирон родом из Элевфер в Беотии. Вся деятельность же его протекала в Афинах. Мирон, творчество которого известно нам только по римским копиям, работал в бронзе и был мастером круглой пластики. Скульптор великолепно владел пластической анатомией и свободно передавал сложные движения. В Дискоболе (Дискобол описан очень точно Лукианом (2 в. до н. э.) и был узнан в 19 в. по многим римским повторениям, наилучшие из которых дали основание для реконструкции утраченного оригинала) Мирон выбрал смелый художественный мотив — кратчайшую остановку между двумя сильными движениями. При сильном напряжении всего тела лицо юноши поражает своим совершенным спокойствием. Передача мимики лица, соответствующей напряжению тела, могла бы исказить красоту атлета, образ которого воплощает свободного, прекрасного и доблестного греческого гражданина.

Упруго согнувшись и крепко упираясь ногой в землю, юноша отбросил назад руку с диском. Еще мгновение, и тело, как пружина, стремительно распрямится, рука с силой выбросит диск в пространство. Мгновение покоя придает монументальную устойчивость образу, но в этом мгновении сочетаются завершившееся движение и предощущение всего последующего движения, действие героя охватывается во всей его законченной полноте, во всей его цельности. Конкретная жизненность движения слита с ясной законченностью, целостностью образа, что так близко было греческому эстетическому сознанию, считавшему прекрасным только то, что ясно выражало основную сущность явления. Композиция статуй сводит сложный и противоречивый мотив движения к немногим ясным и жизненно убедительным жестам, дающим ощущение сосредоточенной, сконцентрированной силы. Несмотря на сложность движения, в статуе «Дискобола», как и вообще в скульптуре классики, сохраняется единая точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образное богатство статуи. Композиционное построение решено художником несколько плоскостно, как бы в виде рельефа, но все-таки каждая сторона статуи полно раскрывает замысел автора. (Не рассчитана на рассмотрение ее с нескольких сторон, композиция сразу рассыпается)

Спокойное самообладание, господство над своими чувствами - характерная черта греческого классического мировосприятия. Это нашло свое выражение в созданной Мироном скульптурной группе «Афина и Марсий». Согласно мифу, Афина создала двойную флейту. Но когда она заиграла на ней, то услышала смех других богинь. Склонившись над источником, она увидела в своем отражении, как во время игры уродливо раздулись ее щеки. Афина бросила флейту и прокляла ин-струмент, нарушающий прекрасную гармонию человеческого лица. Силен Марсий, кинулся подбирать флейту. Мирон изобразил то мгновение, когда Афина, уходя, гневно обернулась на ослушника, а Марсий в испуге отпрянул назад.

Снова, как и в «Дискоболе», взято краткое мгновение, в котором заключено наивысшее напряжение действия, и снова в выбранной ситуации содержится полное раскрытие всего события. Вместе с тем здесь впервые в истории скульптуры, да и в истории искусства вообще, показано столкновение разных характеров.

Афина и Марсий являются как бы антиподами. Движение стремительно откинувшегося назад и взмахнувшего руками силена грубо и резко; его сильное тело лишено гармоничности. Властное и гневное, но сдержанное движение Афины полно естественного и строгого благородства. Лицо Марсия грубо: выпуклый лоб, звериные уши, приплюснутый нос делают его в какой-то мере типическим обобщением уродства.

О произведениях Мирона, не дошедших до нас даже в копиях, можно судить по отзывам античных писателей.

Известно, что он изобразил прославленного аргосского бегуна Лада, добившегося победы в состязании ценой собственной жизни (он умер от разрыва сердца, добежав до цели).

Из литературных источников известно, что Мирон сделал гигантскую статую сидящего Геракла, а также изображение коровы, восхитившее современников близостью натуре.

Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, Мирон освободился от последних отзвуков архаической условности, от угловатой резкости движений и одновременно от резкого подчеркивания деталей, к которому прибегали иногда мастера второй четверти 5 в. до н.э.Мирон стал мастером, синтезировавшим в своем творчестве основные качества реалистического искусства ранней классики.