Тема . Понятие литературного языка. Язык и речь. Разновидности речи. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения

Понятие литературного языка.Язык – сложное явление. Национальный русский язык существует в следующих разновидностях:

- литературный язык в устной (звучащей) и письменной (графической) формах представляет собой образцовый вариант использования языковых возможностей. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: межнациональные отношения, спорт, культуру, политику, экономику, законодательство, науку, быт и т.д.

- территориальные диалекты – наиболее архаичные и естественные формы языкового существования, которые сложились в период феодальной раздробленности Руси и служат для устного обиходно-бытового общения. От жаргонов и просторечия отличаются тем, что имеют характерный для каждого диалекта набор фонетических, грамматических, лексических различий.

- просторечие – набор языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

- жаргоны – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения (жаргон музыкантов, актеров, студентов, охотников, спортсменов). Близко жаргону арго – речь деклассированных групп, использующих условные, тайные языки.

Литературный язык – высшая, образцовая форма бытия национального языка. Литературный язык характеризуется наличием функциональных стилей и нормированностью.

В зависимости от целей общения говорящий отбирает различные языковые средства, наиболее точно и целесообразно передающие информацию в той или иной ситуации, например, в обсуждении научной проблемы (научный стиль речи), в решении деловых споров (официально-деловой стиль), в передаче общественно значимой информации (публицистический стиль), в обсуждении бытовых коллизий (разговорно-обиходный стиль).

Нормированность литературного языка – единственно возможный для этой разновидности национального языка в определенный период его развития способ существования речевых средств, который подчиняется правилам произношения, словоупотребления, синтаксического конструирования, принятым данным сообществом.

Культура речи предполагает соблюдение норм литературного языка (правильность речи), вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в определенной ситуации, дает представление о коммуникативных качествах речи (точности, выразительности, понятности, лаконичности, богатстве, правильности, т.д.), о правилах языкового поведения – речевом этикете. Из этого следует, что культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.

Язык и речь.Как же организован язык, что является «строительным» материалом для нашей речи? Русский язык состоит из единиц разного объема, находящихся в сложных иерархических отношениях: единицы более мелкого порядка (звуки, слоги) составляют основу для единиц более крупного объема (по возрастающей: морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний), слов и форм слов, фразеологических единиц, свободных словосочетаний, предложений, текста). Однородные единицы объединяются и образуют уровни языка. Например, звуки и слоги составляют фонетический уровень, морфемы – морфемный (словообразовательный) уровень, слова – лексический уровень, формы и классы слов – морфологический уровень, словосочетания и предложения – синтаксический уровень, совокупность предложений – уровень текста.

Минимальной самостоятельной языковой единицей считают слово. Именно оно способно самостоятельно указывать на предмет, качество, действие, событие, положение дел. Ни морфема, ни звук самостоятельно не функционируют, т.е. не передают определенного смысла, не имеют устойчивого содержания, они необходимы для структурной организации языковых знаков. Поэтому слово считают минимальным самостоятельным языковым знаком, имеющим форму и содержание. Предложение, высказывание и текст – составные знаки разной степени сложности, с помощью которых язык выполняет функцию общения и передачи информации (коммуникативную), функцию формирования мышления индивида и общества (познавательную), функцию сохранения и накопления информации о народе, нации, истории (аккумулятивную). Кроме этого, язык выражает чувства и эмоции (эмоциональная функция), воздействует на собеседника или группу индивидов (воздействующая или волюнтативная функция).

Таким образом, язык – полифункциональная система, предназначенная для создания, хранения и передачи информации. Если он представляет собой систему знаков, то речь – это процесс пользования языком. Речь – реализация языка. Язык познается и обнаруживается только в речи.

Речь – конкретное говорение, облеченное в звуковую или письменную форму. Отличия речи от языка:

- речь конкретна, неповторима, развертывается во времени и пространстве,

- речь активна, динамична,

- речь обусловлена ситуацией, вариативна, спонтанна, неупорядочена,

- речь индивидуальна, метафорична и образна.

Речь – форма поведения человека, в которой обнаруживаются проявления характера, отношение к другим людям, жизненные позиции.

Разновидности речи.В речи можно выделить несколько разновидностей. Например, устное общение предполагает непосредственный (визуальный) или опосредованный (телефонная связь) контакт участников, а письменное – отсутствие этого контакта или нежелание по каким-то причинам воспользоваться возможностью прямой связи. Значит, форма представления содержания может быть устной (звуковой) или письменной (графической).

По количеству участников обмена информацией речь может представлять собой монолог (высказывания одного лица), диалог (высказывания двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).

В зависимости от социальной практики, от ситуативного назначения речь может быть представлена одним из функциональных стилей: научным, разговорно-обиходным, публицистическим, официально-деловым.

В речи мы стремимся отобразить какой-либо ракурс действительности. Например, если мы хотим наиболее детально представить заинтересовавший нас предмет или передать хронологию важных для нас событий, или определить причинно-следственные связи явлений, то мы будем использовать разные типы речевого изложения, соответственно: описание, повествование, рассуждение[1].

Основные единицы общения.Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие. Они выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие[2].

1) Под речевым событием понимается связный текст, порожденный с учетом прагматических, психологических, культурных и других условий общения (в быту, на лекции, в официальной и неофициальной беседе, при переговорах), включающий мимическое, жестикуляционное сопровождение.

Речевая ситуация определяет правила ведения типичного диалога. При этом высказывание наряду с прямым смыслом имеет и смысл, обусловленный речевой ситуацией, так называемый прагматический смысл. Например, фраза Ваше задание будет выполнено может иметь и семантическое (прямое) толкование: Я справлюсь с этим заданием, и прагматические (косвенные): - Вы получите то, что хотите, хотя я с этим не согласен. – После долгих проволочек я все-таки завершу начатое. – Я с радостью выполню Ваше поручение и т.д.

Косвенные высказывания делают речь более выразительной, сжатой, передают разнообразные экспрессивные оттенки. Однако их смысл понятен только в контексте речевой ситуации.

Речевое взаимодействие.Понятие речевого взаимодействия тесно связано с понятием речевой деятельности. Речевая деятельность является общественной деятельностью человека, носит социальный характер, т.к. осуществляется в социуме, задействует волю, знания, память, эмоции, мышление коммуникантов.

Речевая деятельность, как и любая другая, складывается из процессов, которые обеспечивают речевой акт. Когда адресат речи (слушающий) вступает в диалог с субъектом речи (говорящим), то для первого активным становится процесс прогнозирования диалога, а для второго – процесс порождения речи. В результате порождения речи (говорения) субъекта адресат воспринимает речь, затем понимает ее и определенным образом на нее реагирует. Таким образом, наша речевая деятельность обеспечивает различные языковые функции: функцию общения (коммуникативную), функцию сообщения (информативную), функцию воздействия (эмоционально-экспрессивную, эстетическую).

Функция общения складывается из нескольких актов, деятельностных фаз. Их характер зависит от различных ситуаций, в которые попадает человек. Например, нужно устроиться на работу и т.д. Эти обстоятельства определяют характер речевой ситуации: перед устройством на работу нужно подготовиться к собеседованию.

Речевые ситуации бывают разные, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. В какой бы речевой ситуации не оказывался человек, он стремится добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, значит, он должен сориентироваться в обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться.

В результате обдумывания возможных действий рождается внутренний планвысказывания. Это первый этап речевой деятельности. На втором этапе происходит порождение, структурированиевысказывания. Привлекаются нужные слова, выбираются верные модели предложения. Третий этап – говорение– заключается в использовании вербальных (словесных) средств общения.

По речи можно определить психологическое состояние говорящего (речь взволнованная, искренняя, льстивая, грубая, ласковая), ее целевое назначение (речь убеждающая, информационная, агитационная), коммуникативную значимость (речь содержательная, бессмысленная, пустая, глубокая, осмысленная), отношение говорящего к собеседнику (речь презрительная, ироническая, хвалебная, угрожающая).

Речевая деятельность преследует цель, поэтому важен результат достижения этой цели, который определяют по характеру обратной связи, по реакции адресата.

Для адресата, как и для субъекта речи, важна речевая ситуация. Например, если вам необходимо присутствие на лекции по культуре речи, вы намечаете круг вопросов по теме лекции, на которые хотели бы получить ответы. Таким образом, у адресата уже на первом этапе речевой деятельности (прогнозирования) также рождается внутренний план высказывания. Именно поэтому при составлении этого плана могут возникнуть вопросы, переспросы, уточнения, возражения, оценочные реплики и т.д. по поводу темы лекции, ее формулировки, ее уместности на этом этапе учебной деятельности, по поводу формы учебной отчетности по этой теме, т.п.

На втором этапе адресат воспринимает речь. Восприятие речи состоит из декодирования сказанного субъектом, понимания содержания и оценки полученной информации.

Третий этап – реагирование. Оно может быть выражено вербально, тогда адресат вступает в словесный диалог с субъектом и они начинают обмениваться ролями. Оно может быть невербальным, т.е. передаваться с помощью мимики, жестов, движений и поведенческих актов (аплодисментов, свиста, демонстративного ухода из зала). Реакция на речь служит ее оценкой.

Речевое взаимодействие обобщенно можно представить как процесс организации взаимодействия вербального и невербального. Для каждой формы организации взаимодействия существуют свои правила и свои принципы построения высказываний.

Организацию вербального взаимодействия изучали Дж. Остин, Дж. Р. Сёрль, П.П. Грайс, Г. Сакс.Эти ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации:

- принцип последовательности, который организует законченный речевой фрагмент и предполагает ожидание реплики соответствующего типа в качестве ответной реакции (например, вопрос в диалоге предполагает ответ).

- принцип предпочитаемой структуры, который характеризует особенности речевых фрагментов, составляющих согласие или несогласие. Согласие обычно выражается предельно ясно и лаконично, без промедления. Несогласие сопровождается мотивацией не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора. Поэтому оно формулируется пространно, оправдывается доводами, отсрочено паузой.

- принцип кооперации предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. Этот принцип предполагает соблюдение правил Количества, Качества, Отношения и Способа.

Правила Количества связаны с тем количеством информации, которое требуется передать, помня при этом, что

· высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется для целей диалога,

· высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

Правила Качества связаны с истинностью информации:

· не говори того, что считаешь ложным,

· не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Правила Отношениятребуют верности теме высказывания.

Правила Способа касаются не содержания, а формы речи. Здесь главное требование – ясность выражения мысли, а именно:

· избегай непонятных выражений,

· избегай неоднозначности,

· будь краток,

· будь организован.

Если переводить правила этого принципа на определенные примеры, то, аналогом соблюдения правила Количества при организации любой кампании будет выполнение заранее продуманного и обговоренного предприятия/общества/индивидуального предпринимателя и, например, работодателя алгоритма действий. Никто не будет оплачивать не предусмотренный договором увеличенный срок выполнения работы, с одной стороны (т.к. налицо превышение количества необходимых действий), с другой стороны, с вас в обязательном порядке потребуют выполнения указанного в договоре пункта, например, перевода текста, если по вашей вине этот акт остался не реализованным (невыполнение договора, т.е. сокращение необходимых действий).

Правило Отношения предполагает, что на каждом шаге совместных действий работодателя ожидает ваш уместный вклад в соответствии с целями работодателя.

Правило Способа предполагает:

· что вы дадите ясно понять работодателю, в чем состоит ваш вклад,

· что вы выполните свои действия с необходимым качеством и скоростью,

· что ваши труды потребуют определенного ответного вложения от работодателя.

- принцип вежливости представляет собой совокупность нескольких максим[3]:

· Максима такта (границ личной сферы). По ней следует соблюдать определенную дистанцию между участниками, не затрагивая потенциально опасных тем: частная жизнь, индивидуальные предпочтения, т.д.

· Максима великодушия (необременения собеседника, отсутствия дискомфорта). Предохраняет коммуникантов от доминирования в ходе общения. Например, предположение должно быть сформулировано так, чтобы его можно было отложить, не требовать от собеседника обещаний или клятв.

· Максима одобрения (позитивности в оценке других). Если оценка мира (позитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, это сильно затрудняет коммуникацию.

· Максима скромности (неприятия похвал в свой адрес). Реалистическая, по возможности объективная самооценка положительно повлияет на установление контакта в отличие от сильно завышенной или сильно заниженной.

· Максима согласия (неоппозиционности). Предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи – сохранения предмета взаимодействия путем взаимной самокоррекции речевого поведения, коммуникативных тактик.

· Максима симпатии (благожелательности). Создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным.

Ни одна максима отдельно от остальных не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников. Применение описанных правил позволяет более целесообразно организовать речевое общение, повысить его эффективность.

Невербальное взаимодействие предполагает использование в качестве средств общения жестикулярно-мимическую речь, т.е. мимику, жесты.

Мимика и жесты позволяют нам полнее выразить чувства, продемонстрировать степень владения собой в определенных ситуациях, показать действительное отношение друг к другу.

В научной литературе[4] существует типология жестов:

· Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию, бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

· Уточняющие смысл речи оживляют сообщение, усиливают эмоциональное звучание, способствуют лучшему восприятию речи. К их числу относятся:

- ритмические жесты, которые подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, паузировку;

- эмоциональные жесты передают оттенки чувств, выражают волнение, радость, восторг, огорчение, досаду, замешательство;

- указательные жесты помогают выделить какой-то предмет из ряда однородных, показывают место видимого предмета, порядок его следования;

- изобразительные жесты помогают показать предмет, сделать его нагляднее, если не хватает слов, чтобы передать представление о реальной вещи, если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно;

- символические жесты имеют вполне определенное значение, бывают характерны для ряда типовых ситуаций: жест категоричности, жест отказа, жест объединения, др.

Жесты имеют национальную привязку, могут быть понятны только определенному народу, сообществу. Например, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите и охарактеризуйте разновидности русского национального языка.

2. Что такое нормированность русского литературного языка?

3. Какие составляющие понятия «норма» вам известны?

4. Какие задачи преследует культура речи?

5. Какие единицы языка являются «строительным материалом» для речи?

6. Охарактеризуйте разницу между языком и речью.

7. Назовите основные единицы общения.

8. Из каких процессов складывается речевая деятельность?

9. Охарактеризуйте организационные принципы речевой коммуникации.

10. Назовите основные максимы принципа вежливости.

11. Что понимается под невербальными средствами общения?

12. Какие типы жестов бывают и чем они различаются?

 

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. – С. 69-71, 163-211.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – С. 8-50, 50-73.