Цель и задачи гражданского образования

 

Цель гражданского образования состоит во всемерном содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в соци­альных преобразованиях, происходящих в стране.

Такая работа становится возможной, если учитель и воспитатель выбирают новые ориентиры в своей работе и реализуют образователь­ный подход, направленный на утверждение ценности человека как приоритета жизни государства. От педагога требуется активность в создании новых образовательных программ, предметная переориен­тация содержания учебных дисциплин и многое другое. Реализация комплексно-целевых программ по гражданскому образованию поло­жительно повлияет на учителя и ученика: учитель будет овладевать новыми компетенциями, у ученика будет развиваться активность в сфере гражданско-обшественной деятельности.

Задачи гражданского воспитания могут быть разделены на три группы и реализованы поэтапно.

Задачи теоретико-методического этапа представляют собой необходимость:

-проанализировать состояние, тенденции гражданского образо­вания в России и сопоставить их с уровнем гражданского образования в каждой конкретной школе, выявив предпосылки успешности осу­ществления работы в этом направлении;

-диагностировать состояние гражданского образования, изу­чить круг проблем, положенных в основание проектирования;

-упорядочить педагогический опыт реализации работы по гражданскому образованию;

-разработать методику диагностики затруднений учителей в об­ласти гражданского образования и определить пути их преодоления;

-создать авторскую систему работы школы в русле граждан­ского образования.

 

Задачи школы на внедренческом этапе реализации программ граж­данского образования отражают необходимость:

- приступить к реализации комплексной целевой программы по гражданскому образованию;

- повысить коммуникативную и профессиональную культуру учителя через систему научно-методической работы, содействовать самоопределению гражданской позиции педагогов;

- разработать критерии оценки компетентности педагогов и уча­щихся в сфере гражданского образования.

Задачи рефлексивно-обобщающего этапа состоят в том, чтобы:

- проанализировать деятельность педагогического коллектива по комплексно-целевой программе осуществления гражданского об­разования, выявить успехи и трудности;

- выявить наиболее эффективные организационно-педагогичес­кие формы работы по гражданскому образованию и пути их внедрения в социальную практику обучающихся;

- обобщить опыт работы педагогов школы по гражданскому образованию.

 

Но ни одно из направлений воспитания не может быть реализовано без конкретного определения общих и свойственных только ему методов и форм организации.

Система методов и форм формирования гражданственности личности включает:

- методы формирования гражданского сознания,

- методы организации гражданской деятельности,

- методы стимулирования гражданского поведения,

- методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности

гражданских качеств.

 

Методы формирования гражданского сознания:к этой группе методов гражданского воспитания относятся методы формирования гражданского сознания и чувств. Всем известно, что по мере взросления и накопления общественного (жизненного) опыта личность входит в постоянные противоречия с достигнутым уровнем и необходимостью дальнейшего познания окружающей среды. Уже имеющиеся знания не могут быть достаточными для анализа и восприятия окружающей системы общественных явлений, отношений, ценностей и т.д. В рамках данного метода педагог целенаправленно организует восприятие учеником новых знаний, принципов, норм общества. Процесс направлен на формирование обобщенных знаний об окружающем мире. А так как знания существуют в форме слова, поэтому методы в данном случае в основном вербальные (беседы, лекции, диспуты) или наглядные (показ и демонстрация опытов, в том числе опытов социальных действий, показ иллюстраций).

Очень важен при этом метод примера: из жизни, литературы, как периодической или художественной. Так как данные методы в педагогической литературе освещены достаточно широко, останавливаться на их специфике смысла нет.

Воспитание это специфический процесс взаимодействия между тем, кто воспитывает, и тем, кого воспитывают. Осуществляться он может двумя основными путями: первый путь – субъективный. Он связан с методами и приемами глубокого информирования и разъяснения, убеждения и внушения, а главное предоставление подросткам образцов для подражания и деятельности, что в наше время совсем не просто.

Объективный путь еще сложнее – он предполагает целенаправленное изменение жизнедеятельности воспитуемого, так чтобы через эти изменения вести подростка к формированию социально детерминированных качеств и свойств личности. Путь долгий, сложный.

 

Важным свойством этого метода – метода формирования гражданского сознания - является формирование у воспитуемого умения оценивать явления в окружающем

макро- и микромире, и свои поступки. Удачное использование данного метода в конечном итоге приводит к тому, что воспитуемый соизмеряет поступки свои и чужие с субъективной системой оценок, или проще - с идеальной моделью, с тем, как правильно, как должно быть, и в зависимости от результата, может внутренне принимать или отклонять эти поступки.

В процессе использования методов формирования гражданского сознания должен соблюдаться ряд правил, ведущих к успешности гражданского воспитания подростков:

1. Необходимо ориентироваться на долгий по времени процесс накопления знаний и умений у учеников в сфере гражданских качеств. Такие методы, как беседы, лекции, уроки, дискуссии, пример убеждения не дают результата с одного раза. Возможно, что не увидим мы проявления понимания или приятия и во второй и третий раз. Эти методы направлены на постепенное, шаг за шагом, воздействие.

2. Не будет иметь наше воспитательное воздействие никакого эффекта, если освещение проблемы, вопроса гражданственности будет носить формальный, поверхностный характер, еще хуже, если он будет снизведен на уровень простой агитации. Исторически обусловлено так, что ушли в прошлое времена громогласных лозунгов, когда словами поэта мы могли обратиться к подрастающему поколению и сказать «…Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Наша нынешняя молодежь, относящаяся ко многим вещам со скептицизмом, что неудивительно в связи с произошедшими в общественно-политической обстановке координальными изменениями, может быстро найтись и ответить, что никому и ничем не обязана.

Поэтому, если начинаем говорить о гражданственности, то готовиться к разговору нужно серьезно и обстоятельно, подбирая нужные слова и примеры.

3. Необходимо приводить подростков к умению давать событиям собственную оценку, осуществлять личные действия, делать собственные гражданские выводы, а не идти на поводу более сильного, авторитетного или влиятельного, проявляя во всем полную комформность, и, отдавая все происходящее воле случая.

4. Важным остается вопрос необходимости тщательного подбора предлагаемых примеров и образцов гражданской деятельности. Так, риторическая фраза, о том, что нужно стараться учиться, для того чтобы обеспечить достойное будущее себе и принести пользу своему государству, к сожалению, вдребезги разбивается о нынешние реалии. Более находчивые ученики быстро припомнят нам высказывание М.Задорнова, о том, что для того чтобы мало зарабатывать и плохо жить нужно много и долго учиться. Начиная разговор на тему гражданственность, следует учитывать произошедшие в последнее время смещения в идеалах школьников.

 

Метод организации гражданской деятельности – вторая группа педагогических методов в вопросе гражданского воспитания подрастающего поколения. Она включает упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения,

различные поручения. Итак, в данном направлении наша задача – создание условий для постоянных упражнений учащихся в гражданской деятельности.

 

Современный мир с быстро-текущими общественно-политическими событиями предоставляет широкое поле деятельности такого рода. Итогом нашей деятельности с использованием данного метода должна стать выработка привычек и новых знаний: привычка поступать, как подобает гражданину, усвоение элементов поведения гражданина. Поэтому жизнь подростка в коллективе, решение общих проблем, затрагивающих всех членов данной группы (класса), ведет к формированию регламентируемых обществом стандартов гражданского поведения. В данном случае нам педагогам, привыкшим опекать учеников и решать все проблемы и вопросы школьной жизни за наших подопечных, следует слегка остудить наше рвение. Конечно, жизненный опыт великое дело и чаще всего мы знаем, как и что лучше. Но ведь наша задача формировать гражданина: человека способного на самостоятельные и ответственные поступки. А как сформировать подобное качество в растущем человеке, если учить жить и действовать его мы будем по указке. Если девизом в любом начинании у нас будет принцип «Мы посовещались и я решила…». Дорогу, как известно, осилит идущий, а не стоящий, и ждущий указаний.

Определенную роль в формировании привычек играют средства массовой информации. Содержащиеся в них материалы дают примеры гражданской деятельности. Особо ценными являются анализ поступков людей, история судеб, комментарии к происходящим в мире событиям. Подросток получает возможность, вслед за СМИ включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, одним словом, сопереживать происходящее. Естественно, для нормально развивающейся личности такая работа не может не оставить свой след, тем самым укрепляя ее гражданскую позицию.

Регулирующую функцию в данном направлении выполняет такой метод, как требование, под которым понимается доведение до сознания подростков обязанностей по отношению к обществу и ответственность за собственные поступки.

Исходные требования воздействуют на превращение конкретных действий в привычные поведения. Так мы с начальной школы учим ребят, что гимн РК – есть символ суверенности, независимости нашего государства, неповторимости его исторического пути и культурного наследия. И во время звучания гимна нужно вести себя соответствующе (стоим, слушаем, вникаем, сопереживаем). И эти правила постоянны и непреложны всегда и везде: и на торжественной линейке в честь праздника «Первого звонка», и на футбольном матче, где мы присутствуем в качестве болельщиков. И если классный руководитель не сидит в одном ряду со своими учениками, то это не повод для этих же учеников разговаривать во время исполнения гимна на различные отвлеченные темы или еще хуже – безучастно сидеть и жевать чипсы. А классный руководитель, взирая на это безобразие и не имея возможности вслух сделать замечание, вынужден рассуждать уже о своем: видит ли это кто - нибудь из

представителей администрации школы и как мне оправдаться в поведении моих недорослей.

Поэтому значение требований велико – они, так или иначе, формируют традиции поведения. Требования, направленные на усвоение нравственных форм, служат развитию определенных черт характера учащихся.

 

В гражданском воспитании могут быть использованы все формы педагогического требования в зависимости от ситуации и преследуемых задач, но особую значимость приобретает побуждение и такая форма, которая выражает субъективные стремления (желания, просьбу и т.д.).

Организация практического опыта требуемого гражданского поведения может идти параллельно с использованием метода различных поручений. Однако при этом следует учесть, что содержание поручений претерпевает изменения в связи с изменением социально-политической обстановки.

 

При использовании вышеуказанного метода, следует помнить, что коллективные и индивидуальные формы гражданской деятельности могут быть разными, нужно учитывать особенности гражданской деятельности и строго ее дифференцировать, необходимо регулярное фиксирование хода и результатов гражданской деятельности на субъективном уровне.

Поощряя гражданское поведение, которое отвечает требованиям общества, или, порицая подростков за отход от существующих стандартов, мы взрослые, формируем тот или иной тип поведения, элементы которого постепенно внедряются в его сознание. Поэтому нужно рассмотреть еще одну группу методов – метод стимулирования гражданского поведения.

 

Стимулировать гражданское поведение – значит побуждать подростка корректировать свое поведение в соответствии со стандартами и нормами, принятыми в обществе. С одной стороны, подросток должен уметь анализировать свою деятельность с точки зрения соответствия требованиям. С другой стороны, он должен знать содержание этих требований, в противном случае анализ невозможен. Третий важный аспект- педагог должен учитывать индивидуальные особенности личности подростка и опираться на них.

 

К использованию данной группы методов также имеется ряд требований:

1. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным.

2. Если есть возможность стимулирования гражданского поведения со стороны не педагога, а третьего лица (общество, коллектив, представитель какой - нибудь общественной организации) – обязательно использовать. Когда хвалим мы в классе – это хорошо, когда представитель администрации на общешкольной линейке – это отлично (может сыграть еще большую положительную роль).

3. Стимулирование побуждает подростка не только к анализу собственной деятельности, но и программирует его дальнейшие проявления. Учет этого аспекта очень важен в воспитательной работе, так как мы работаем не в расчете

на сиюминутное проявление желаемых качеств в подростке, а в предвиденье его будущей, заслуживающей поощрения деятельности.

 

Четвертую – последнюю группу составляют методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств. Контроль представлен как способ воздействия, применяемый обществом или педагогами для регулирования социального поведения личности.

 

Поведение личности в ситуациях, требующих от нее гражданского проявления, может соответствовать по своему содержанию либо поощрению, либо порицанию. В таких случаях от педагога требуется разнообразить подходы к воспитуемому, используя различные формы санкций ( негативные – наказания, позитивные – поощрения, формальные – опора на общественное мнение). Неформальными позитивными санкциями выступают одобрение, похвала, признание и уважение.

Ну и, наконец, как действенный способ организации процесса гражданского воспитания, санкция требует выполнения ряда правил при ее использовании. Во-первых, санкции необходимо использовать только с уважением к личности подростка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Во-вторых, необходимо постоянно использовать параллельное действие группы (коллектива) и избегать действия под настроением и влиянием ситуативных порывов.

 

Если мы сумеем грамотно применить вышеперечисленные методы и формы гражданского воспитания, то уверена, они помогут нам, педагогам воспитать личность, которая будет ценить и понимать традиции своих предков, уважать права находящихся рядом с ним людей и выполнять Закон. Это и будет Гражданин своего государства, во всех смыслах этого понятия.