Решение типовых задач

 

Пример7.1 Расчет средних цен. Известно, что цена товара А до начала года была 5 д. е. за единицу товара, с 12 апреля она снижена на 10%, а с 18 октября увеличена на 6%. Необходимо определить среднюю годовую цену товара, если известно: товарооборот составил за год 100 тыс. д. е., в том числе за I квартал — 18 тыс. д. е., за II квартал — 24 тыс. д. е. (в том числе за апрель — 10 тыс. д. е.), за III квартал — 28 тыс. д. е. (в том числе октябрь — 9 тыс. д. е.).

Решение

Прежде всего, необходимо рассчитать средние цены за месяцы, когда происходили изменения цены. Так как неизвес­тен оборот по продаже товаров до и после изменения цены, то взвешивание выполняется по числу дней торговли по старой и новой цене. При этом используется средняя гармоническая.

Средняя цена в апреле:

Средняя цена в октябре:

После этого в табличной форме рассчитывается объем реализованных товаров за год в натуральном выражении:

Таблица

Период Цена, д.е Товарооборот, д.е Гр.2/гр.1
А
январь-март 5,0
апрель 4,67 10 000
май—сентябрь 4,5 42 000 9 330
октябрь 4,62 9 000
ноябрь—декабрь 4,5х1,06 = 4,77 4 400
Всего X 100 000

 

Среднегодовая цена равна 100000:21420= 4,67д.е.

Пример 7.2 Расчет общих индексов товарооборота, цен, физического объема продукции.Об изменениях в реализации продукции в магазине за два месяца свидетельствуют следующие данные, представленные в таблице:

Вид товара Цена за единицу товара, д.е. Количество реализованного товара, шт
базисный период, отчетный период, базисный период, отчетный период,
А
Б

В решении задачи необходимо: 1) рассчитать общие индексы товарооборота, цен, физического объема реализации; показать взаимосвязь индексов; 2) определить влияние отдельных факторов на цену товаров в абсолютном выражении; 3) сделать выводы.

Решение

1. Общий индекс товарооборота в целом по магазину рассчитывается по формуле:

 

т.е. в текущем периоде в сравнении с базисным общий товарооборот увеличился на 126,8%. Такое увеличение произошло под воздействием двух факторов – цен и объема реал периоде в сравнении с базисным общий товарооборот увеличился на 126,8%. Такое увеличение произошло под воздействием двух факторов – цен и объема реализации товаров. Определим вклад каждого из факторов.

Общий индекс цен по формуле Пааше:

 

 

Общий индекс физического объема реализации:

 

Таким образом, увеличение товарооборота реализации товаров осуществляется за счет повышения цен на товары в текущем периоде в сравнении с базисным периодом на 66,4% при увеличении объема реализации на 36,3%.

Система взаимосвязи индексов имеет вид:

2. Абсолютный прирост (уменьшение) товарооборота в магазине рассчитывается как разность между числителем и знаменателем соответствующих индексов:

• в целом по магазину:

• за счет изменения цен:

 

• за счет изменения объема реализации:

 

Таким образом, товарооборот (выручка) по магазину увеличился при реализации товаров в текущем периоде в сравнении с базисным периодом на 101950 д. е., в том числе за счет повышения цен — на 72750 д. е. Так как количество проданного товара увеличилось, выручка тоже увеличилась на 72750 д.е.