Билет 24

1.Проблемы национальной архитектуры (Алма-Ата, Ашхабад), работы А. Ахмедова.

 

Ашхабад. До Октябрьской революции А. был неблагоустроенным городом с прямоугольной сетью улиц в сочетании с радиальной; преобладали сырцовые дома с плоскими крышами. В советское время город разрастался и застраивался современными домами, но был полностью разрушен землетрясением в 1948, после которого отстроен заново. До 1948 освоенная территория города составляла 3 тыс. га, в 1969—7,5 тыс. га. По генеральным планам 1949 и 1959 в основном сохраняется и развивается исторически сложившаяся планировка. Укрупняются кварталы, расширяются улицы, создаются микрорайоны и зелёные зоны отдыха. Жилищный фонд вырос с 1155 тыс. м2 в 1959 до 2348 тыс. м2 в 1969. Построены многоквартирные 3—-4-этажные жилые дома с лоджиями и балконами и общественные сооружения с высокой сейсмостойкостью. Среди сооружений 50—60-х гг.: здания Совета Министров Туркменской ССР (арх. В. М. Новосадов), ЦК КП Туркменистана (арх. А. Н. Афанасьев и Е. А. Раевская), комплекс АН Туркменской ССР (арх. Л. К. Ратинов и др.), Академический театр драмы им. Молланепеса (арх. А. В. Тарасенко), с.-х. институт (арх. М. Н. Виноградская, А. П. Зарьев, В. Н. Ляхович), университет, Музей изобразительных искусств Туркменской ССР (оба — арх. Г. М. Александрович), киноконцертный зал «Мир» (арх. Ф. М. Евсеев и М. Г. Евсеева, инж. М. Берлин); на центральной площади Карла Маркса построены здания Государственной библиотеки (арх. А. Р. Ахмедов и др.), управления Каракумстроя (арх. А. Р. Ахмедов, Ф. Р. Алиев), гостиница «Ашхабад» (арх. А. Р. Ахмедов); на Театральной площади — гостиница «Интурист» (арх. А. Р. Ахмедов, Ф. Р. Алиев).

В произведениях А.Ахмедова органично сочетаются национальные традиции и новейшие тенденции градостроительных решений. Свою творческую биографию он начал в 1953 году в Ашхабаде, где прошел путь от молодого специалиста до главного архитектора города. Почти 30 лет творческого труда и энергии были отданы формированию архитектурного облика города, разрушенного землетрясением 1948 года. Гостиница "Ашхабад", управление "Карамкумстроя", построенные по его проектам, обрели свой неповторимый облик благодаря умению архитектора организовать особую природную среду, которая неотъемлема от пластического решения самого здания. Созданное на центральной площади города здание Туркменской государственной библиотеки стало архитектурной достопримечательностью города, известной не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Алма-Ата.

В 1921 Верный был переименовал в Алма-ату. 3 апрлея 1927 года в Алма-Ату перенесена столица Казакской АССР в составе РСФСР.Это стало дополнительным толчком к интенсивной застройке.После 1941 года Алма-Ата из административно-торгового центра с пригранично-охранным значением и слаборазвитой промышленностью превратилась в один из крупнейших промышленных центров Сов Союза. В 50-е гг. в Алма-Ате и др. городах построены административные здания (Дом правительства в Алма-Ате), дворцы культуры, театры, кинотеатры, учебные и спортивные сооружения. С конца 50-х гг. в Казахстане широко внедряются индустриальные методы строительства. Для сооружений конца 50— 60-х гг. ( Дворец спорта и Дворец им. В. И. Ленина — в Алма-Ате) характерны рациональность планировки, лаконичность и ясность архитектурных форм, использование монументально-декоративного искусства. С 1960-х гг. огромный размах получило жилищное строительство. В Алма-Ате, Караганде, Павлодаре, Чимкенте, Целинограде и др. городах возникли обширные жилые районы крупнопанельных домов, отвечающих природно-климатическим условиям Казахстана (антисейсмические и солнцезащитные устройства), составлены генеральные планы крупных городов (генеральный план Алма-Аты, 1960—63, архитекторы Г. А. Бобович, Л. К. Вертоусов). Для застройки Алма-Аты конца 60 — начала 70-х гг. характерно увеличение этажности, а также новизна архитектурных форм жилых сооружений. Близ Алма-Аты построен высокогорный стадион Медео (1972, архитекторы В. З. Кацев, А. С. Кайнарбаев и др., инженер М. В. Плахотников и др.).

 

  1. Стилистические особенности общественных зданий арх. В. Кубасова.

Родился в 1930 г. В Алма-Ате.В 1953 году окончил Мархи. Острота проектных сюжетов в сочетании с размахом и мастерством подачи материалов на завершающей стадии, многочисленные конкурсные проекты, часто отмеченные разными премиями, постоянное участие в выставках живописи и графики сразу после окончания института выдвинули В.С. Кубасова на передовые позиции среди молодых архитекторов. Вскоре он был приглашен в группу основных авторов Московского городского Дворца пионеров, в которую также вошли В. Егерев, Ф. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Хажакян, Ю. Ионов. Индивидуальное мастерство как зодчего проявилось у B.C. Кубасова в работе над проектом нового здания МХАТ имени М. Горького на Тверском бульваре в Москве (1972). В полной мере прозвучала профессиональная заявка на новый взгляд в прочтении художественного образа здания, в умении использовать для этого все главные составляющие любого архитектурного сооружения: объемно-планировочную структуру, материалы, их фактуру, цвет, свет, мебель, детали интерьеров и фасадов. В.С. Кубасову удалось добиться функционального и стилистического единства интерьеров при многообразии их пластической компоновки. МХАТ стал подлинной школой его профессионального мастерства. Потом был Центр международной торговли (ЦМТ) на Краснопресненской набережной (первая очередь в 1982 г.) - первая в отечественной градостроительной практике тесная работа с западными коллегами.В содружестве с американскими и российскими зодчими B.C. Кубасову удалось найти много интересных и новых решений в воплощении общей идеи многофункционального здания, которое надолго завладело умами зодчих в 1980-е годы. И прежде всего, осуществилась его давняя мечта о большом атриуме с фонтанами, с верхним светом и панорамными лифтами. В этот период он всерьез увлекается многосветными пространствами.Создание ЦМТ, особенно архитектурно-художественные решения его внутренних пространств, открыли новые грани таланта B.C. Кубасова как тонкого мастера создания эмоциональных интерьеров.

В настоящее время В.С. Кубасов руководит архитектурным бюро с широким диапазоном творческих работ в области жилого и общественного строительства от индивидуальных жилых домов до многоквартирных жилых комплексов с обслуживанием, гостиниц, крупных офисных зданий, банков, театров, спортивных сооружений, градостроительных комплексов городских площадей и магистралей, кварталов, реконструкции зданий в исторической застройке, ландшафтных парков и скверов, интерьеров магазинов, офисов, жилых квартир и коттеджей, различных видов консалтинговых услуг. Творчество В.С. Кубасова многогранно. В содружестве с художниками и скульпторами он осуществил ряд монументальных композиций и памятников. Живопись и графика стали для него своего рода жизненным хронометром, и подтверждением тому служат персональные выставки. В его работах импрессионизм, необыкновенная легкость линий сочетаются с выверенной тектоничностью композиций

2.

ВДНХ: Выставочный центр профсоюзов , 1987 г., арх. В. С. Кубасов

Здание павильона "Выставочный центр профсоюзов" выделяется среди других построек на территории выставки. Архитектура выставочного зала - пример позднего советсткого брутализма. Тяжесть и массивность здания выявлена засчет ничтожно малой доли остекления по ставнению с массой стены. Решение основано на культивировании глухой поверхности стены и предельной простоте композиции (эти признаки часто отличают архитектуру периода застоя). Невероятное впечатление производит облицовка. Стены покрыты плитками из природного камня (доломит) двух цветов, причем темные плитки уложены по диагонали, что представляется интересным приемом. Благодаря такой композиции поверхность стены упорядоченно расчленяется по цвету и толщине облицовочных плит. Линии макрографики где-то пересекают редкие проемы-щели... На главном и заднем фасадах имеются узкие полосы витражного остекления, завершенные металлическими скатами.

 

 

3.Зарисовка: Детский музыкальный театр в Москве. 1979 г. А. Великанов, В. Красильников, В. Орлов.