Мемориальные ансамбли в честь Великой Отечественной Войны. Синтез искусств в комплексах «Хатынь» «Саласпилс».

Мемориальные сооружения играют важную роль в патриотическом воспитании советских людей, в образной, ярко эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов СССР. К лучшим образцам ранних советских М. с. относятся Марсово поле в Ленинграде (1917—23, архитектор Л. В. Руднев, И. А. Фомин) и Мавзолей В. И. Ленина (1924—30, архитектор А. В. Щусев, соавтор И. А. Француз) на Красной площади в Москве. В послевоенное время создание М. с. увенчивает массовое движение по увековечению памяти советских воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически-обобщённых элементов, т. н. монументальных знаков. Среди наиболее значительных советские М. с. 1940—60-х гг. мемориалы:

героям штурма Кёнигсберга в Калининграде (1945—1946, скульпторы Ю. Микенас, Б. Пундзюс, архитектор С. С. Нанушьян, И. Д. Мельчаков), на Пискарёвском кладбище в Ленинграде (1960, скульпторы В. В. Исаева и др., архитектор А. В. Васильев, Е. А. Левинсон), жертвам фашистского террора в Пирчюписе (1960, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Габрюнас, см. илл.) и Саласпилсе (1961—67, скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., архитектор О. Н. Закаменный и др., см. илл.), на Мамаевом кургане в Волгограде (1963—67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., архитектор Я. Б. Белопольский, В. А. Дёмин, см. илл.), «Неизвестному солдату» в Москве (1967, архитектор Д. И. Бурдин, В. А. Климов), в Хатыни (1968—69, скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин, см. илл.), гигантский комплекс «Зелёный пояс Славы» вокруг Ленинграда (см. ст. Ленинградская битва 1941—44), комплекс «Брестская крепость-герой» в Бресте (1966—71, скульпторы А. П. Кибальников, А. О. Бембель и др., архитектор В. А. Король и др.).

Комплекс «Хатынь»(арх.Ю.Градов,В.Занкович, Л.Левин,скульптор Селиханов) Мемориальный комплекс представляет собой оригинальное впечатляющее архитектурно-художественное сооружение, созданное с помощью синтеза искусств и несущее в себе высокую патриотическую идею, выраженную реалистическими художественными средствами. Памятник жертвам фашизма отличают необычное, оригинальное решение темы, лаконизм, простота и ясность. Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребенком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. Исключительно сильное эмоциональное воздействие достигается гармоничным единством с природой, звуковым сопровождением, совершенством архитектуры и пластики.

 

  1. В. Кубасов. Строительство в исторической среде; проекты общественных зданий.

Родился в 1930 г. В Алма-Ате.В 1953 году окончил Мархи. Острота проектных сюжетов в сочетании с размахом и мастерством подачи материалов на завершающей стадии, многочисленные конкурсные проекты, часто отмеченные разными премиями, постоянное участие в выставках живописи и графики сразу после окончания института выдвинули В.С. Кубасова на передовые позиции среди молодых архитекторов. Вскоре он был приглашен в группу основных авторов Московского городского Дворца пионеров, в которую также вошли В. Егерев, Ф. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Хажакян, Ю. Ионов. Индивидуальное мастерство как зодчего проявилось у B.C. Кубасова в работе над проектом нового здания МХАТ имени М. Горького на Тверском бульваре в Москве (1972). В полной мере прозвучала профессиональная заявка на новый взгляд в прочтении художественного образа здания, в умении использовать для этого все главные составляющие любого архитектурного сооружения: объемно-планировочную структуру, материалы, их фактуру, цвет, свет, мебель, детали интерьеров и фасадов. В.С. Кубасову удалось добиться функционального и стилистического единства интерьеров при многообразии их пластической компоновки. МХАТ стал подлинной школой его профессионального мастерства. Потом был Центр международной торговли (ЦМТ) на Краснопресненской набережной (первая очередь в 1982 г.) - первая в отечественной градостроительной практике тесная работа с западными коллегами.В содружестве с американскими и российскими зодчими B.C. Кубасову удалось найти много интересных и новых решений в воплощении общей идеи многофункционального здания, которое надолго завладело умами зодчих в 1980-е годы. И прежде всего, осуществилась его давняя мечта о большом атриуме с фонтанами, с верхним светом и панорамными лифтами. В этот период он всерьез увлекается многосветными пространствами.Создание ЦМТ, особенно архитектурно-художественные решения его внутренних пространств, открыли новые грани таланта B.C. Кубасова как тонкого мастера создания эмоциональных интерьеров.

В настоящее время В.С. Кубасов руководит архитектурным бюро с широким диапазоном творческих работ в области жилого и общественного строительства от индивидуальных жилых домов до многоквартирных жилых комплексов с обслуживанием, гостиниц, крупных офисных зданий, банков, театров, спортивных сооружений, градостроительных комплексов городских площадей и магистралей, кварталов, реконструкции зданий в исторической застройке, ландшафтных парков и скверов, интерьеров магазинов, офисов, жилых квартир и коттеджей, различных видов консалтинговых услуг. Творчество В.С. Кубасова многогранно. В содружестве с художниками и скульпторами он осуществил ряд монументальных композиций и памятников. Живопись и графика стали для него своего рода жизненным хронометром, и подтверждением тому служат персональные выставки. В его работах импрессионизм, необыкновенная легкость линий сочетаются с выверенной тектоничностью композиций

2.

ВДНХ: Выставочный центр профсоюзов , 1987 г., арх. В. С. Кубасов

Здание павильона "Выставочный центр профсоюзов" выделяется среди других построек на территории выставки. Архитектура выставочного зала - пример позднего советсткого брутализма. Тяжесть и массивность здания выявлена засчет ничтожно малой доли остекления по ставнению с массой стены. Решение основано на культивировании глухой поверхности стены и предельной простоте композиции (эти признаки часто отличают архитектуру периода застоя). Невероятное впечатление производит облицовка. Стены покрыты плитками из природного камня (доломит) двух цветов, причем темные плитки уложены по диагонали, что представляется интересным приемом. Благодаря такой композиции поверхность стены упорядоченно расчленяется по цвету и толщине облицовочных плит. Линии макрографики где-то пересекают редкие проемы-щели... На главном и заднем фасадах имеются узкие полосы витражного остекления, завершенные металлическими скатами.

 

 

3.Зарисовка: высотное здание у Красных ворот, 1952, А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев.