Билет 21

  1. Символика «бумажной архитектуры». Мастера, примеры проектов.

БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА - ироничное название области изобразительного искусства, архитектурной графики, связанной с идеями архитектурных проектов не выполняемых или заведомо невыполнимых в материале. "Бумажная архитектура" - это искусство утопии. "Отцом" этого вида искусства считается Дж.-Б. Пиранези, венецианский архитектор, рисовальщик и гравер, работавший в середине XVIII в. в Риме. За свою жизнь он построил только одно здание, но зато создал огромные серии гравюр с изображениями римской, а также им придуманной небывалой архитектуры. Эти графические композиции столь ярко выражают идеи неоклассически-барочного романтического мышления, что создают особую художественную реальность. Схожие функции в истории искусства исполняют композиции художников-орналекталистов. Отражая свободную, ничем не ограниченную "бумажную фантазию" автора, они являются опытным полем формальных исканий того или иного исторического художественного стиля.
Утопические социальные идеи эпохи Просвещения во Франции второй половины XVIII в. нашли отражение в творчестве мегаломанов (от греч. megas - большой и mania - страсть), архитекторов, представлявших на ежегодные конкурсы Парижской Академии архитектуры (см. "Гран При") заведомо невыполнимые проекты гигантских общественных сооружений. Исполнить проекты Э.-Л. Булле, К.-Н. Леду и других мегаломанов не позволяли условия того времени, но своими новаторскими идеями эти композиции оказали значительное влияние на развитие архитектуры, в том числе на формирование стиля александровского классицизма в Петербурге начала XIX в. Немецкие архитекторы-экспрессионисты начала XX в.-Б. Таут, Э. Мендельсон создавали на бумаге стремительные эскизы, динамичные композиции, будоражившие воображение других, менее отчаянных архитекторов. Русские авангардисты И. Леонидов, Э. Лисицкий, Н. Ладовский, Л. Веснин, К. Мельников, В. Кринский, М. Гинзбург, Я. Чернихов стремились на бумаге угадать будущее архитектуры. В середине XX в. возникло течение под названием "футурологическое проектирование". Его представители создавали на бумаге утопические проекты городов будущего, стремясь парадоксальными, фантастическими идеями вывести архитектурное проектирование из тупика функционализма и стандартного прагматического мышления. А в 1970-х гг. поколение молодых "советских архитекторов" открыло жанр "ироничной архитектуры". В условиях тоталитарного государства, получившие хорошую академическую подготовку и не находившие применения своим способностям, зодчие, рисовали абсурдные композиции в духе официального "социалистического реализма", доводя идеи коммунистического пафоса, гигантомании до гротеска. Они откровенно потешались над искренним стремлением своих предшественников осчастливить человечество "грандиозными проектами счастливого завтра".

 

2.Арх. Я. Белопольский

БЕЛОПОЛЬСКИЙ Яков Борисович (1916-1993).

Советский архитектор, Народный архитектор СССР (1988), академик Академии художеств СССР (1983). Лауреат Ленинской (1970) и Сталинской премии первой степени (1950).

Родился 23 апреля (6 мая) 1916 года в Киеве. В 1932-1937 годах учился в Московском архитектурном институте (МАРХИ). Затем там же преподавал (с 1955 года – профессор МАРХИ). С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны активно участвовал в проектировании Дворца Советов (под руководством Б. М. Иофана, В. А. Гельфрейха, В. А. Щуко.), в разработке интерьеров зала правительственных приёмов, проекта площади перед его зданием, вводного зала павильона СССР Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Одновременно успешно участвовал в конкурсах на проекты памятников 26 Бакинским комиссарам, героям Пена СССР Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Одновременно успешно участвовал в конкурсах на проекты памятников 26 Бакинским комиссарам, героям Перекопа, осетинскому поэту Коста Хетагурову.

В 1946 году, под руководством скульптора Е.В. Вучетича и архитектора Я.А. Белопольского начинается работа по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находился в советской зоне оккупации Берлина. Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949) работы Вучетича. За создание мемориала в Трептов-парке Е.В. Вучетичу и Я.А. Белопольскому в 1950 году присуждается Сталинская премия 1 степени.

Яков Борисович Белопольский является также автором архитектурной части памятников «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде (1967), и «Тыл — фронту» в Магнитогорске. Эти мемориалы вместе с памятником-ансамблем в Трептов-парке образуют своеобразный триптих, увековечивающий боевые и трудовые подвиги советского народа. За архитектурный проект мемориала на Мамаевом кургане архитектор в 1970 году удостоен Ленинской премии.

После войны Белопольский совместно с Б. М. Иофаном разработал проект центра восстанавливаемого города-героя Новороссийска. Он - один из авторов мемориального комплекса "Героям Гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941-45" в Новороссийске (1982).

Белопольский был одним из ведущих архитекторов по реконструкции и застройке Москвы. Он является одним из авторов проектов планировки и застройки Юго-Западного района (1952-1966) и Фрунзенской набережной (1953-1967), а также проектов построенных в 1960-1970-е годы зданий Дворца молодежи, цирка на проспекте Вернадского, библиотек АН СССР и Академии медицинских наук СССР, Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Среди застройки Фрунзенской набережной выделяется стоящий в глубине квартала 14-этажный жилой дом № 50 (1955-1956), в котором долгие годы жил Л.М. Каганович.

Одним из последних проектов Белопольского стал так и не достроенный до конца деловой центр «Зенит» на Юго-Западе Москвы (совместно с Н. В. Лютомским и Л. Перини). Идею построить такое здание для Академии народного хозяйства подал её ректор — влиятельный в 1980-х годах академик Абел Аганбегян, который подсмотрел аналогичный проект в итальянской Болонье у Лучано Перини, в его конкурсном макете бизнес-центра из стеклянных кристаллов. В СССР проект реализовывать было поручено Якову Белопольскому, который вместе с Николаем Лютомским изменил концепцию с евромодернистской на супрематическую, визуально «смяв и поломав кристаллы». Белопольский пошёл на такие изменения потому, что ему было не интересно воплощать от и до задумку другого архитектора (Перини). За этот проект архитектор в 1994 году посмертно удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Действительный член АХ СССР с 1983 года. Заслуженный строитель РСФСР (1966). Награжден орденом Ленина, орденом «Знак почета» и медалями

 

 

3.Зарисовка: здание МИД на Смоленской, арх. В. Гельфрейх, М. Минкус, 1953.