Экзаменационный билет №25

1. Состав, структура и движение материальных и финансовых ресурсов предприятия (оборотных средств).

 

Оборотные средства (далее - ОС) - это совокупность оборотных фондов и фондов обращения в денежной форме. К оборотным фондам относят: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия, не законченную производством продукцию, топливо, тару и другие предметы труда. К фондам обращения относятся средства, обслуживающие процесс реализации продукции: готовая продукция на складе, товары, отгруженные заказчикам, но еще не оплаченные ими, средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банках. Таким образом, оборотные средства - это часть средств производства, которые единожды участвуют в производственном процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию. Оборотные фонды состоят из трех частей:производственные запасы; незавершённое производство и полуфабрикаты собственного производства; расходы будущих периодов. Соотношение между отдельными элементами оборотных фондов

(в %) или их составными частями называется структурой. По источникам формирования оборотные средства делятся на собственные и заемные. Заемные - кредиты банка, кредиторская задолженность и прочие пассивы. Нормируют оборотные средства, находящиеся в производственных запасах, незавершенном производстве, остатках готовой продукции на складах предприятия. Остальные элементы оборотных средств относятся к ненормируемым (отгруженная и неоплаченная продукция, деньги в кассе и на счете предприятия и др.). В процессе нормирования оборотных средств определяют норму и нормативоборотных средств. Нормы характеризуют минимальные запасы товарно-материальных ценностей на предприятии и рассчитываются в днях запаса, нормах запаса деталей, рублях на расчетную единицу и т.д. Общий норматив оборотных средств предприятия рассчитывается только в денежном выражении и определяется путем суммирования нормативов оборотных средств по отдельным элементам:

ФОБЩ = ФПЗ + ФНЗП + ФРБП + ФГП , где ФПЗ – норматив производственных запасов, руб.; ФНЗП – норматив незавершенного производства, руб.; ФРБП – норматив расходов будущих периодов, руб.; ФГП – норматив запаса готовой продукции на складах предприятия, руб.

Текущий запас необходим для обеспечения бесперебойного хода производства на предприятии в период между очередными поставками. Норма текущего запаса принимается, как правило, равной половине среднего интервала между двумя очередными поставками. Страховой запас предусмотрен для предупреждения последствий связанных со сбоями в снабжении. Норма страхового запаса устанавливается либо в пределах 30-50% от нормы текущего запаса, либо равной максимальному времени отклонений от интервала поставок.

Подготовительный (технологический) запас создается в тех случаях, когда поступающие на предприятие сырье и материалы, требуют соответствующей дополнительной подготовки (сушка, сортировка, раскрой, комплектация и т.п.). Норма подготовительного запаса определяется с учетом конкретных условий производства и включает в себя время на прием, разгрузку, оформление документов и подготовку к дальнейшему использованию сырья, материалов и комплектующих.

 

2. Россия и ВТО: история переговоров, обязательства России как члена ВТО.

(Смотрите билет 24 – вопрос 2, а тут кратко!)

Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

2 августа Россия стала 156-м (на данный момент в ВТО входит 160 стран) по счету членом ВТО и первым по продолжительности процесса вступления в организацию — условия присоединения России к ВТО обсуждались почти 18 лет. Результаты многолетних переговоров зафиксированы в Протоколе о присоединении России к ВТО.

Ход переговоров:

В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу (РГ) по присоединению Российской Федерации к ВТО.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово‑политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998 г. Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. Начиная с 2000 г. переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводились в Женеве, Москве или соответствующих столицах российских партнеров. В рамках процесса присоединения российская делегация проводила переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам. 2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике3. Переговоры по доступу на рынок услуг. 4. Переговоры по системным вопросам, посвященные определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО.

В августе 1997 г. была образована Комиссия правительства России по вопросам ВТО, которая в июле 2004 г. была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, а в декабре 2009 г. – в Правительственную комиссию по экономическому развитию и интеграции, которую возглавил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов.

4 октября 2011 г. замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев сообщил, что Россия смогла договориться с ключевыми партнерами об условиях соглашения по импорту мяса в рамках процесса вступления в ВТО. Они предусматривают определенное снижение квотных поставок мяса в Россию.

10 ноября 2011 г. переговоры о присоединении России к ВТО были завершены. Рабочая группа одобрила пакет документов о присоединении РФ к ВТО для внесения на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО. Таким образом мандат Рабочей группы по присоединению России к ВТО был исчерпан, после чего она была распущена.

21 июля 2012 г. Президент России В. Путин подписал федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."

22 августа 2012 г. Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации.

Обязательства России, как члена ВТО.

1. Обязательства по товарам 2. Обязательства по услугам 3. Системные обязательства -Лицензирование импорта. -Субсидии. -Особые экономические зоны. -Промсборка. -Охрана прав интеллектуальной собственности. -Ценообразование на энергоносители. -Санитарные и фитосанитарные меры и техническое регулирование.-Транспарентность. -Обязательства по поддержке сельского хозяйства.

 

3. Предположим, что кривые внутреннего спроса и предложения ботинок в США заданы следующим образом: D = 3000 – 20P и S =
= 10P – 300. Цена в условиях свободной торговли составляет $50.

а) Каков равновесный объем импорта?

б) Пусть США ввели специфический тариф на импорт в размере $10 за пару. Предположим, что США – «малая» страна. Проиллюстрируйте данную ситуацию на графике внутреннего спроса и предложения. Рассчитайте эффекты благосостояния от введения такого тарифа.

в) Какого размера импортная квота даст аналогичные эффекты? Объясните, как они могут отличаться от ситуации введения тарифа на импорт.

Ответ:

а) Im = D – S = 3000 – 20P – 10P + 300 = 3300 – 30P; Im = 3300 –
­– 30 ´50 = 1800.

б) Иллюстрация аналогичной ситуации показана на рис. 6. Потери потребителей представлены площадью трапеции (a + b + c + d) =
= .
Выигрыш производителей равен площади трапеции а = . Доход государства представлен прямоугольником c = (1800 – 300) ´ 10 = 15000, чистые потери страны – суммой площадей треугольников (b + d) = 19000 – 2500 – 15000 = 1500.

в) Аналогичный тарифу эффект даст квота в размере 1500. Расчет:
10P – 300 + Q = 3000 – 20P; Q = 1500, где Q – размер квоты. Эффекты могут отличаться, так как квота может быть хуже тарифа при двух условиях: во-первых, если она создает монополистическую силу; во-вторых, если порядок распределения лицензий неэффективен.