Экзаменационный билет №21
1. Показатели динамики и уровня экономического развития страны и мирового хозяйства.
Экономическое развитие – количественные и качественные изменения в экономике, включая ее структуру, рост населения и его потребностей на базе расширенного воспроизводства. (Показатели: экономический рост!!!)
Состояние и динамика развития мировой экономики анализируется на основе ряда показателей, основным из которых является валовой мировой продукт (ВМП) – по МВФ 74,3 трл.долл.по ппс. ВМП – это общий объем товаров и услуг, произведенных на территории всех стран мира, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. При подсчете ВМП, так же как и ВВП, исключается повторный счет сырья, полуфабрикатов, других материалов, топлива, электроэнергии и услуг, использованных в процессе производства конечной продукции.
Этот показатель подсчитывается на основе ВВП стран мира. Источником этих данных является система национальных счетов (СНС). СНС – это учет всех видов хозяйственной деятельности государства и его экономических субъектов на основе международно-признанных правил. Отчетные данные СНС направляются в международные экономические организации, где они сводятся в единую мировую статистику и рассчитывается значение ВМП за определенный период, его отраслевая и страновая структура, выявляется динамика МЭ.
Подсчет ВМП проводится в единой валюте – долларах США и по текущим, и по неизменным курсам с применением различных поправочных коэффициентов. Применяется также способ расчета ВМП, который основывается на использовании паритетов покупательной способности валют.
Паритет покупательной способности (ППС) – соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом в каждой стране цен на определенный набор товаров и услуг. По методике ООН для определения ППС сопоставляются цены 600–800 основных потребительских товаров и услуг, 200–300 основных инвестиционных товаров и 10–20 типичных строительных объектов. Затем определяют, сколько стоит этот набор в национальной валюте и в долларах США. А т.к. цены во всех странах мира различны, то ППС практически не совпадает с обменным курсом национальных валют (официальным или рыночным). Поэтому ППС применяется в аналитических целях, а не в хозяйственных.
Использование различных методов подсчета ВМП приводит к значительным расхождениям его значений (до 20–40%). Например, в 2003 г. на промышленно развитые страны приходилось 55% ВМП, рассчитанного по ППС и 75% – по текущим валютным курсам, а на РС – 43% и 19% соответственно. По этому методу подсчета меняется расположение отдельных стран в мировой иерархии. На первом месте остаются США – 21% ВМП (25,3% по текущему валютному курсу), далее: КНР – 12% (4,4%), Япония – 8,4% (15,7%), ФРГ – 5,0% (5,6%), Индия – 4,1% (1,5%), за ними следует Франция, Италия, Британия, Канада, Бразилия и т.д. Также наблюдается заметное различие в темпах роста ВМП.
Помимо ВМП, важнейшими показателями состояния и динамики мировой экономики являются мировой товарооборот, мировой объем иностранных инвестиций и их структура, мировой объем трудовой миграции населения, общий размер задолженности и др.
Всю совокупность показателей, характеризующих развитие мировой экономики можно объединить в два блока. Показатели первого блока позволяют оценить уровень глобализации всей системымирового хозяйства, второго – уровень участия отдельной страны (или группы стран) в глобальных экономических процессах. Количественная оценка изучаемых явлений производится посредством применения абсолютных, относительных, удельных и синтетических показателей.
Показателями уровня развития национальной экономики (социально-экономического развития страны), наиболее часто употребляемыми в международной статистике, являются валовой национальный продукти валовой внутренний продукт, а также валовой национальный доход и их динамика.
Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой исчисленную в рыночных ценах стоимость всех конечных благ, включающих товары и услуги, произведенные на территории страны резидентами и нерезидентами за определенный период времени (обычно – за год).[1] ВВП по методологии ООН рассчитывается как сумма доходов – заработной платы, всех видов прибыли и амортизации (т.е. стоимости изнашиваемых в течение года фондов). Такой подход избавляет от повторного счета при сложении результатов отдельных отраслей производства.
Номинальный (абсолютный) ВВП выражен в текущих ценах данного года. Реальный (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП. Фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости, который отражает реализованные возможности экономики. Потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости, он отражает потенциальные возможности экономики. Последние могут быть намного выше реальных.
Обобщающим показателем, характеризующим не только уровень развития экономики данной страны, но и опосредовано качество жизни населения, является величина произведенного ВВП на душу населения.
Валовой национальный продукт (ВНП) – это исчисленная в рыночных ценах стоимость объема товаров и услуг, произведенного в течение года как на территории данной страны, так и за ее пределами резидентами данного государства, т.е. это сумма ВВП и чистого факторного дохода из-за рубежа. Может быть больше или меньше ВВП в зависимости от знака сальдо.
Чистый факторный доход –разность между прибылью и доходами резидентов за рубежом и нерезидентов в данной стране. Обычно для развитых стран эта разность невелика и составляет около 1% от ВВП.
В чистый факторный доход из-за рубежа включаются:
· разность (сальдо) экспорта и импорта товаров и услуг;
· разность доходов от инвестиционной деятельности (полученная из-за рубежа прибыль на капитал резидентов минус расходы на выплату прибыли на капитал, полученный внутри страны нерезидентами);
· разность переводов в страну и из страны рабочих-мигрантов;
· разность сумм ренты, полученной резидентами за рубежом и нерезидентами внутри страны.
В современных условиях, когда развитие мировой экономики определяют промышленно развитые страны, в процессе их воспроизводства все большее значение приобретает накопленное национальное богатство, которое может ускорить темпы экономического роста и влиять на социальный прогресс.
Поэтому Статистический департамент ООН СОВМЕСТНО С Комиссией Европейских сообществ, Всемирным Банком, Международным Валютным Фондом и ОЭСР вводит с 2000 г. в международную статистику новую Систему национальных счетов (СНС–93). Она постепенно внедряется в национальную статистику всех стран. По данным Статистического департамента ООН в начале XXI в. уже 56 стран из 208, включенных в базу данных, перешли к учету «дохода» по новой СНС–93. В ней ВВП заменяется другим основным показателем – ВНД.[2]
В СНС–93 дается следующая развернутая характеристика этого показателя: «Он представляет собой доход, который может быть использован для расходов на конечное потребление и для сбережения. Располагаемый доход выражается преимущественно в денежной форме».[3]
Национальное богатство — макроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении совокупность активов, созданных и накопленных обществом.
Национальное богатство представляет собой совокупность материальных благ, накопленных в обществе в результате предшествующего труда людей, и природных ресурсов, пригодных для использования.
природные богатства
материальные ценности
духовные ценности
НД= ЧВП – чистые косвенные налоги на бизнес.
Национальный доход (англ. national income) — важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени(обычно за год);вновь созданная стоимость.
ВНД= ВНП+чистые трансферты.
Валовой национальный доход (ВНД)– используемый на накопление и потребление ВНП, включающий чистые трансферты,
трансфертные платежи имеют три распространенные формы:
· субсидии частным предпринимателям;
· выплаты процентов по государственному долгу;
· государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.).
Валовой националь-ный доход (ВНД) | Чистые трансферты | |
Валовой Националь-ный продукт (ВНП) | Чистый факторный доход | |
Валовой внутренний продукт (ВВП) | Амортизация основного капитала | |
Чистый внутренний продукт (ЧВП) | Косвенные налоги | |
Националь- ный доход (НД) | Процент на капитал | |
Земельная рента | ||
Доходы работников |
Таким образом, ВНД показывает не только новый вклад в национальное богатство, но и его социальное распределение между тремя участниками воспроизводственного процесса – государством (власть, облагающая производителя косвенными налогами), предприниматель (капитал, создающий прибыль) и домашнее хозяйство (человек, получающий заработную плату). Эти три фактора совершенно по-разному участвуют в создании продукта и получении дохода. На примере России видно, что пропорции этих трех факторов в производстве продукта составляли в 2007 г. 19–70–11, а в получении дохода – 16–32–52. Другими словами, «человек» (домашние хозяйства) выступает основным бенефициантом воспроизводства, и соответственно его поведение (потребление – накопление – капиталовложения) имеет решающее значение для ускоренного развития (пример – АТР).
Эти показатели, так же как и национальный доход, и чистый внутренний продукт являются ключевыми показателями функционирования национальной экономики, и они непосредственно связаны между собой через систему национальных счетов.
Национальный доход (НД) представляет собой совокупный доход в экономике, полученный резидентами от использования факторов производства (труда, капитала, рабочей силы, технологий). В сумме с косвенными налогами он представляет собой чистый внутренний продукт (ЧВП) страны.
Уровень и качество жизнив стране определяются рядом показателей, прежде всего продолжительностью жизни, безработицей, охватом населения образованием, состоянием личной безопасности, природной среды и уровнем потребления различных товаров и услуг. (Индекс человеческого развития: включает в себя индексы предстоящей продолжительности жизни, охвата населения образованием и уровня жизни).
ВНП = ВВП + чистый факторный доход
2. Развитие экономической интеграции в формате Таможенного союза и Единого экономического пространства. Перспективы формирования Евразийского экономического союза.
Таможенный союз— форма торгово-эк-ой интеграции Белоруссии, Казахстана, России, предусматривающая единую тамож-ю территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения эк-го хар-ра, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники ТС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Основной задачей создания ТС РБ, РК и РФ в рамках Евразийского эк-го сообщества является формир-е единой таможенной территории, на которой в отнош-ии товаров, происх-х с этой территории, а также товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение на ней, не примен-ся таможенные пошлины и ограничения эк-го характера.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (срок с 1 января 2010 года по 1 июля 2010 года).
С 1 января 2010 года первый этап формирования ТС ставил задачу обеспечить:
* введение единого таможенно-тарифного (включая тарифные льготы, тарифные преференции) и нетарифного регулирования:
- Единый таможенный тариф (ЕТТ);
- систему мер нетарифного регулирования;
- передачу Комиссии ТС полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного рег-я внешнеторговой деят-ти в соответствии с принятыми международными договорами;
* начало формир-я Комиссией таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;
* отмену действующих ограничительных мер тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле на основе достигнутых договоренностей;
* осуществление совместного контроля товаров на российско-казахстанской границе;
С 1 апреля 2010 года в рамках первого этапа:
* начата опытная эксплуатация и отладка инф-го обмена между тамож-ми службами для целей контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории (контроль внутреннего и межд-го транзита), а также ведение статистики взаимной торговли;
* произведено тестирование механизма зачисления и распред-я сумм ввозных таможенных пошлин. По словам директора сводного департамента анализа и регулир-я внешнеэк-й деят-ти Минэкономразвития, этот механизм крайне важен, без него нельзя говорить о реальном создании общей таможенной территории: «Суть его в следующем. Оператор независимо от того, резидентом какой страны ТС он является и в какой тамож-й службе производит выпуск товара, уплачивает пошлины по ЕТТ, которые автоматически расщепляются на три бюджета. Например, российский оператор уплачивает, условно говоря, 100 рублей: 70 идет в российский бюджет, 15 конвертируется в белорусские рубли и поступает в белорусский бюджет, 15 конвертируется в тенге и направляется в казахстанский бюджет. То же самое с белорусским оператором: из 100 белорусских рублей 15 идет в белорусский бюджет, 70 конвертируется в рубли и отправляется в российский бюджет, 15 конвертируется в тенге и идет в казахстанский бюджет и т.д.»
ВТОРОЙ ЭТАП (с 1 июля 2010 года)
С 1 июля 2010 года введены в действие ТКТС и принятая в его развитие единая методологич-я база, а также поэтапно осуществлялось:
* тамож-е оформление товаров и транспортных средств с использованием единых форм документов в таможенном органе гос-ва - члена ТС, резидентом которого является участник внешнеэк-ой деят-ти;
* механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин;
* ведение статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;
* введение в действие межд-е договоры в области косвенных налогов и механизмы обмена информацией между налоговыми органами (в случае если необходимые механизмы обмена информацией между налоговыми службами будут введены в более поздние сроки, исполнение данного пункта может быть отложено по решению Комиссии ТС на более поздний срок, но не позднее 1 июля 2011 года.);
* отмена таможенного оформления товаров, перемещаемых в пределах тамож-х территорий Респ. Беларусь и РФ (как происходящих из Респ. Беларусь и РФ, так и происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Респ.Беларусь и РФ);
* отмена таможенного оформления товаров, происходящих из Респ. Беларусь, Респ.Казахстан и РФ, перемещаемых между территориями государств-участников ТС;
* перенесены все виды гос-го контроля с российско-белорусской границы на внешние границы. Предусмотреть переходный период, в течение кот-го в местах таможенного оформления на территории РБ и РФ будет осущ-ся мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-белорусской границе.
В части администрирования экспорта:
* гос-ва - члены ТС сохраняют возм-ть самостоятельного опред-я ставок вывозных таможенных пошлин;
* суммы вывозных тамож-х пошлин зачисляются в бюджет гос-ва-члена ТС, в котором произведен товар;
* государства - члены ТС сохраняют возм-ть самостоят-но определять и применять меры нетарифного рег-я экспорта отд-х видов товаров (продукция военного и двойного назначения, товары сырьевой группы);
* возможность проведения самостоят-й политики в указанных областях регулир-я экспорта обеспечивается исполнением взаимных обяз-в в рамках договорно-правовой базы ТС.
Еди́ное экономи́ческое простра́нство — общий рынок, созданный 1 января 2012 года. В общий рынок входят Белоруссия, Казахстан и Россия, которые ранее 1 июля 2010 года создали ТС.
ЕЭП представляет собой одну из форм межгос-й интеграции, целью которой является либерализация внешнеэк-х отношений внутри объединения и осущ-е коллективного протекционизма(защита внутр.рынка) за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обесп-е начал координации эк-й политики государств-участников в отношении макроэк-ки и фин-го сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропром-го комплексов и пр.
Формир-е ТС шло в соответствии с утвержденным планом действий. К 1 января 2010 года были созданы все необх-е правовые усл-я для начала его функционир-я. Ф-ии внешнеторгового регулир-я были переданы Комиссии ТС.
В соответствии с межд-ми договорами с этого момента полномочия Комиссии стали распространяться на:
*изменение ставок ввозных таможенных пошлин;
*ведение Товарной номенклатуры внешнеэк-ой деят-ти Таможенного союза;
*установление тарифных льгот и тарифных квот;
*определение системы тарифных преференций;
*введение мер нетарифного регулирования.
С 1 июля 2010 года Комиссии были переданы полномочия по проведению расследований и иных процедурных действий, предшествующих введению спец-х защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории ТС в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.
6 июля 2010 года вступил в действие единый Таможенный кодекс Таможенного союза. Заработала единая система таможенного регулир-я на таможенной территории трех стран. Приняты нормативные документы по таможенному администрир-ю, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы. Применяются единые правила определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров.
Организовано ведение тамож-й статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли гос-в — членов ТС. Действует порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле в ТС, формируется практика обмена между налоговыми органами трех государств информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов.
*Действует Соглашение об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных тамож-х пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа того гос-ва — члена ТС, в котором они подлежат к уплате. Уплаченные пошлины распред-ся в бюджеты трех стран согласно нормативам распределения: Беларусь —4,7%, Казахстан — 7,33%, Россия — 87,97%.
С 1 июля 2011 года полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Беларусью, Казахстаном и Россией. Все виды таможенного контроля и оформления перенесены на внешнюю границу Таможенного союза. Завершено формирование единой таможенной территории.
В пределах единой таможенной территории свободно перемещаются товары, транспортные средства Таможенного союза и третьих стран после их выпуска для внутреннего потребления на территории любого государства — члена Таможенного союза.
К концу 2011 года сформирована договорно-правовая база ТС, которая насчитывает свыше 70 межд-х договоров и более 900 решений Комиссии ТС. Важнейшим направлением работы стала деят-ть по разработке и принятию технических регламентов ТС. Это ключевой элемент формир-я единого рынка без технических барьеров, с едиными требованиями к безопасности товаров и унифицированной базой стандартов.
16 июля 2012 года Совет Евразийской эк-й комиссии утвердил новую редакцию Товарной номенклатуры Внешнеэк-ой деят-ти и Единого тамож-го тарифа ТС (ЕТТ) с учетом условий присоед-я России к ВТО. По предварительным расчетам при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвеш-я ставка ввозной таможенной пошлины будет снижена с 9,6 до 7,8%.
В октябре 2013 года принято решение о начале переговорного процесса о присоединении Респ.Армения к ТС и ЕЭП РБ, РК и РФ. В ноябре 2013 года подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской эк-й комиссией и Респ. Армения. Была разработана «дорожная карта» по присоединению Кыргызской Респ. к ТС.2014 год во многом стал решающим для всех членов ТС и ЕЭП. С 1 января 2015 года официально интеграция достигла статуса ЕАЭС и присоединения Армении.
ЕАЭС задуман как мегапроект, который должен вывести интеграцию в регионе на качественно новый уровень, открыть еще более широкие перспективы для эк-го развития стран ТС и ЕЭП, укрепления благосост-я их народов, создать доп-е конкурентные преимущества на глобальной арене. Это позволит нашим гос-м эффективней вписаться в совр-ю мировую эк-ку, снизить эк-е риски, восп-ся преимуществами межд-й системы торговли.
Динамичное развитие эк-к стран ТС и ЕЭП не остается без внимания других стран, некоторые из которых выразили желание стать полноценными партнерами РБ, РК и РФ. Например, в сентябре 2013 года Президент Респ. Армения Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в ТС и ЕЭП и предпринять в этих целях необх-е практические шаги, а в последующем – участвовать в формир-ии ЕАЭС. Решение Респ. Армения о присоединении к ТС и ЕЭП было поддержано на Высшем совете в Минске в октябре 2013 года.
Используя опыт работы и экспертный потенциал национальных правительств по подготовке «дорожной карты» с Кыргызской Республикой, Евразийская эк-я комиссия двигалась в этом вопросе достаточно быстро. За короткий период в тесном взаимодействии с национальными правительствами и армянскими коллегами был подписан Меморандум об углублении взаимодействия, создана Рабочая группа, по результатам двух заседаний которой подготовлен проект «дорожной карты». В декабре этот документ был утвержден Высшим советом. Уже в 2014 году Респ. Армения могла вступить в ТС и ЕЭП.
*Отличее ТС и ЕЭП от ряда других региональных объединений, заключается в том, что интеграционные процессы идут естественным, эволюционным путем, без излишнего ускорения и искусственного вовлечения других стран. Это качество станет одной из основ и будущего Евразийского эк-го союза.
Кроме работы над «дорожными картами» с потенциальными участниками ТС представители ЕЭК в 2013 году вели переговоры о создании ЗСТ с рядом третьих стран и регион-х объединений: Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ-Исландия, Лихтенштей, Норвегия, Швейцария), Вьетнамом, Новой Зеландией и др. В соответствии с совр-ми глобальными проектами в этих форматах обсуждается не только таможенно-тарифная тематика, но и гармонизация правоприменит-й практики, правил технического рег-я, санитарного и фитосанитарного контроля, доступа к инфраструктурным, строительным, технологическим кластерам. Все больше гос-в понимают необх-ть и высказывают готовность обсуждать с ЕЭК как с регулирующим органом ТС важнейшие эк-е проблемы, вступают в переговоры с ЕЭК по широкому кругу вопросов: от макроэк-ки и торговли до технического регулирования и конкуренции. Это свидетельствует об успешности и потенциале евразийского интеграц-го проекта.
3. В таблицах 1, 2 и 3 приведены данные об объемах импорта, экспорта и валовом внутреннем продукте стран БРИКС. На базе этих таблиц рассчитайте импортную квоту для Индии. Сделать выводы о динамике в течение последних лет.
Таблица 1
Валовой внутренний продукт стран БРИКС, в млн. долл. США
Страна/ Год | ||||||
Бразилия | 1366853,76 | 1653538,07 | 1620165,23 | 2143035,26 | 2476651,20 | 2253727,77 |
Китай | 3494351,16 | 4531830,98 | 5069470,19 | 5951462,17 | 7203783,71 | 8094361,85 |
Индия | 1206110,39 | 1294113,18 | 1334018,46 | 1678296,69 | 1897607,71 | 1857546,53 |
Россия | 1299703,46 | 1660848,06 | 1222645,89 | 1487515,61 | 1857769,89 | 1977996,01 |
ЮАР | 286171,83 | 273870,09 | 283012,42 | 363523,20 | 408236,75 | 390282,10 |
Таблица 2
Экспорт стран БРИКС, в млн. долл. США
Страна/ Год | ||||||
Бразилия | 160649,00 | 197942,00 | 153000,00 | 202000,00 | 256000,00 | 243000,00 |
Китай | 1220060,00 | 1434700,00 | 1200000,00 | 1580000,00 | 1900000,00 | 2060000,00 |
Индия | 153784,00 | 198598,00 | 168220,05 | 225930,00 | 299034,00 | 290707,57 |
Россия | 354401,00 | 471603,00 | 305111,29 | 402470,88 | 524146,95 | 536732,35 |
ЮАР | 76435,30 | 86118,00 | 66542,20 | 85700,00 | 103000,00 | 93480,47 |
Таблица 3
Импорт стран БРИКС, в млн. долл. США
Страна/ Год | ||||||
Бразилия | 91349,60 | 120618,00 | 173106,00 | 128000,00 | 182000,00 | 226000,00 |
Китай | 751936,00 | 904115,00 | 1074050,00 | 954000,00 | 1330000,00 | 1660000,00 |
Индия | 166572,00 | 208611,00 | 291740,00 | 247908,00 | 322154,00 | 415800,00 |
Россия | 164281,00 | 223486,00 | 291861,00 | 187547,18 | 250289,01 | 327226,20 |
ЮАР | 70019,90 | 81595,80 | 90566,40 | 66008,60 | 81862,00 | 100000,00 |
Ответ: