Экзаменационный билет №21

1. Показатели динамики и уровня экономического развития страны и мирового хозяйства.

 

Экономическое развитие – количественные и качественные изменения в экономике, включая ее структуру, рост населения и его потребностей на базе расширенного воспроизводства. (Показатели: экономический рост!!!)

Состояние и динамика развития мировой экономики анализируется на основе ряда показателей, основным из которых является валовой мировой продукт (ВМП) – по МВФ 74,3 трл.долл.по ппс. ВМП – это общий объем товаров и услуг, произведенных на территории всех стран мира, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. При подсчете ВМП, так же как и ВВП, исключается повторный счет сырья, полуфабрикатов, других материалов, топлива, электроэнергии и услуг, использованных в процессе производства конечной продукции.

Этот показатель подсчитывается на основе ВВП стран мира. Источником этих данных является система национальных счетов (СНС). СНС – это учет всех видов хозяйственной деятельности государства и его экономических субъектов на основе международно-признанных правил. Отчетные данные СНС направляются в международные экономические организации, где они сводятся в единую мировую статистику и рассчитывается значение ВМП за определенный период, его отраслевая и страновая структура, выявляется динамика МЭ.

Подсчет ВМП проводится в единой валюте – долларах США и по текущим, и по неизменным курсам с применением различных поправочных коэффициентов. Применяется также способ расчета ВМП, который основывается на использовании паритетов покупательной способности валют.

Паритет покупательной способности (ППС) – соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом в каждой стране цен на определенный набор товаров и услуг. По методике ООН для определения ППС сопоставляются цены 600–800 основных потребительских товаров и услуг, 200–300 основных инвестиционных товаров и 10–20 типичных строительных объектов. Затем определяют, сколько стоит этот набор в национальной валюте и в долларах США. А т.к. цены во всех странах мира различны, то ППС практически не совпадает с обменным курсом национальных валют (официальным или рыночным). Поэтому ППС применяется в аналитических целях, а не в хозяйственных.

Использование различных методов подсчета ВМП приводит к значительным расхождениям его значений (до 20–40%). Например, в 2003 г. на промышленно развитые страны приходилось 55% ВМП, рассчитанного по ППС и 75% – по текущим валютным курсам, а на РС – 43% и 19% соответственно. По этому методу подсчета меняется расположение отдельных стран в мировой иерархии. На первом месте остаются США – 21% ВМП (25,3% по текущему валютному курсу), далее: КНР – 12% (4,4%), Япония – 8,4% (15,7%), ФРГ – 5,0% (5,6%), Индия – 4,1% (1,5%), за ними следует Франция, Италия, Британия, Канада, Бразилия и т.д. Также наблюдается заметное различие в темпах роста ВМП.

Помимо ВМП, важнейшими показателями состояния и динамики мировой экономики являются мировой товарооборот, мировой объем иностранных инвестиций и их структура, мировой объем трудовой миграции населения, общий размер задолженности и др.

Всю совокупность показателей, характеризующих развитие мировой экономики можно объединить в два блока. Показатели первого блока позволяют оценить уровень глобализации всей системымирового хозяйства, второго – уровень участия отдельной страны (или группы стран) в глобальных экономических процессах. Количественная оценка изучаемых явлений производится посредством применения абсолютных, относительных, удельных и синтетических показателей.

Показателями уровня развития национальной экономики (социально-экономического развития страны), наиболее часто употребляемыми в международной статистике, являются валовой национальный продукти валовой внутренний продукт, а также валовой национальный доход и их динамика.

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой исчисленную в рыночных ценах стоимость всех конечных благ, включающих товары и услуги, произведенные на территории страны резидентами и нерезидентами за определенный период времени (обычно – за год).[1] ВВП по методологии ООН рассчитывается как сумма доходов – заработной платы, всех видов прибыли и амортизации (т.е. стоимости изнашиваемых в течение года фондов). Такой подход избавляет от повторного счета при сложении результатов отдельных отраслей производства.

Номинальный (абсолютный) ВВП выражен в текущих ценах данного года. Реальный (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП. Фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости, который отражает реализованные возможности экономики. Потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости, он отражает потенциальные возможности экономики. Последние могут быть намного выше реальных.

Обобщающим показателем, характеризующим не только уровень развития экономики данной страны, но и опосредовано качество жизни населения, является величина произведенного ВВП на душу населения.

Валовой национальный продукт (ВНП) – это исчисленная в рыночных ценах стоимость объема товаров и услуг, произведенного в течение года как на территории данной страны, так и за ее пределами резидентами данного государства, т.е. это сумма ВВП и чистого факторного дохода из-за рубежа. Может быть больше или меньше ВВП в зависимости от знака сальдо.

Чистый факторный доход –разность между прибылью и доходами резидентов за рубежом и нерезидентов в данной стране. Обычно для развитых стран эта разность невелика и составляет около 1% от ВВП.

В чистый факторный доход из-за рубежа включаются:

· разность (сальдо) экспорта и импорта товаров и услуг;

· разность доходов от инвестиционной деятельности (полученная из-за рубежа прибыль на капитал резидентов минус расходы на выплату прибыли на капитал, полученный внутри страны нерезидентами);

· разность переводов в страну и из страны рабочих-мигрантов;

· разность сумм ренты, полученной резидентами за рубежом и нерезидентами внутри страны.

В современных условиях, когда развитие мировой экономики определяют промышленно развитые страны, в процессе их воспроизводства все большее значение приобретает накопленное национальное богатство, которое может ускорить темпы экономического роста и влиять на социальный прогресс.

Поэтому Статистический департамент ООН СОВМЕСТНО С Комиссией Европейских сообществ, Всемирным Банком, Международным Валютным Фондом и ОЭСР вводит с 2000 г. в международную статистику новую Систему национальных счетов (СНС–93). Она постепенно внедряется в национальную статистику всех стран. По данным Статистического департамента ООН в начале XXI в. уже 56 стран из 208, включенных в базу данных, перешли к учету «дохода» по новой СНС–93. В ней ВВП заменяется другим основным показателем – ВНД.[2]

В СНС–93 дается следующая развернутая характеристика этого показателя: «Он представляет собой доход, который может быть использован для расходов на конечное потребление и для сбережения. Располагаемый доход выражается преимущественно в денежной форме».[3]

Национальное богатствомакроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении совокупность активов, созданных и накопленных обществом.

Национальное богатство представляет собой совокупность материальных благ, накопленных в обществе в результате предшествующего труда людей, и природных ресурсов, пригодных для использования.

природные богатства

материальные ценности

духовные ценности

НД= ЧВП – чистые косвенные налоги на бизнес.

Национальный доход (англ. national income) — важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени(обычно за год);вновь созданная стоимость.

ВНД= ВНП+чистые трансферты.

Валовой национальный доход (ВНД)– используемый на накопление и потребление ВНП, включающий чистые трансферты,

трансфертные платежи имеют три распространенные формы:

· субсидии частным предпринимателям;

· выплаты процентов по государственному долгу;

· государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.).

 

Валовой националь-ный доход (ВНД)     Чистые трансферты    
Валовой Националь-ный продукт (ВНП) Чистый факторный доход  
Валовой внутренний продукт (ВВП) Амортизация основного капитала  
Чистый внутренний продукт (ЧВП) Косвенные налоги  
Националь- ный доход (НД) Процент на капитал
Земельная рента
Доходы работников

 

Таким образом, ВНД показывает не только новый вклад в национальное богатство, но и его социальное распределение между тремя участниками воспроизводственного процесса – государством (власть, облагающая производителя косвенными налогами), предприниматель (капитал, создающий прибыль) и домашнее хозяйство (человек, получающий заработную плату). Эти три фактора совершенно по-разному участвуют в создании продукта и получении дохода. На примере России видно, что пропорции этих трех факторов в производстве продукта составляли в 2007 г. 19–70–11, а в получении дохода – 16–32–52. Другими словами, «человек» (домашние хозяйства) выступает основным бенефициантом воспроизводства, и соответственно его поведение (потребление – накопление – капиталовложения) имеет решающее значение для ускоренного развития (пример – АТР).

Эти показатели, так же как и национальный доход, и чистый внутренний продукт являются ключевыми показателями функционирования национальной экономики, и они непосредственно связаны между собой через систему национальных счетов.

Национальный доход (НД) представляет собой совокупный доход в экономике, полученный резидентами от использования факторов производства (труда, капитала, рабочей силы, технологий). В сумме с косвенными налогами он представляет собой чистый внутренний продукт (ЧВП) страны.

Уровень и качество жизнив стране определяются рядом показателей, прежде всего продолжительностью жизни, безработицей, охватом населения образованием, состоянием личной безопасности, природной среды и уровнем потребления различных товаров и услуг. (Индекс человеческого развития: включает в себя индексы предстоящей продолжительности жизни, охвата населения образованием и уровня жизни).

ВНП = ВВП + чистый факторный доход

2. Развитие экономической интеграции в формате Таможенного союза и Единого экономического пространства. Перспективы формирования Евразийского экономического союза.

 

Таможенный союз— форма торгово-эк-ой интеграции Белоруссии, Казахстана, России, предусматривающая единую тамож-ю территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения эк-го хар-ра, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники ТС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Основной задачей создания ТС РБ, РК и РФ в рамках Евразийского эк-го сообщества является формир-е единой таможенной территории, на которой в отнош-ии товаров, происх-х с этой территории, а также товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение на ней, не примен-ся таможенные пошлины и ограничения эк-го характера.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (срок с 1 января 2010 года по 1 июля 2010 года).

С 1 января 2010 года первый этап формирования ТС ставил задачу обеспечить:

* введение единого таможенно-тарифного (включая тарифные льготы, тарифные преференции) и нетарифного регулирования:

- Единый таможенный тариф (ЕТТ);

- систему мер нетарифного регулирования;

- передачу Комиссии ТС полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного рег-я внешнеторговой деят-ти в соответствии с принятыми международными договорами;

* начало формир-я Комиссией таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;

* отмену действующих ограничительных мер тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле на основе достигнутых договоренностей;

* осуществление совместного контроля товаров на российско-казахстанской границе;

С 1 апреля 2010 года в рамках первого этапа:

* начата опытная эксплуатация и отладка инф-го обмена между тамож-ми службами для целей контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории (контроль внутреннего и межд-го транзита), а также ведение статистики взаимной торговли;

* произведено тестирование механизма зачисления и распред-я сумм ввозных таможенных пошлин. По словам директора сводного департамента анализа и регулир-я внешнеэк-й деят-ти Минэкономразвития, этот механизм крайне важен, без него нельзя говорить о реальном создании общей таможенной территории: «Суть его в следующем. Оператор независимо от того, резидентом какой страны ТС он является и в какой тамож-й службе производит выпуск товара, уплачивает пошлины по ЕТТ, которые автоматически расщепляются на три бюджета. Например, российский оператор уплачивает, условно говоря, 100 рублей: 70 идет в российский бюджет, 15 конвертируется в белорусские рубли и поступает в белорусский бюджет, 15 конвертируется в тенге и направляется в казахстанский бюджет. То же самое с белорусским оператором: из 100 белорусских рублей 15 идет в белорусский бюджет, 70 конвертируется в рубли и отправляется в российский бюджет, 15 конвертируется в тенге и идет в казахстанский бюджет и т.д.»

ВТОРОЙ ЭТАП (с 1 июля 2010 года)

С 1 июля 2010 года введены в действие ТКТС и принятая в его развитие единая методологич-я база, а также поэтапно осуществлялось:

* тамож-е оформление товаров и транспортных средств с использованием единых форм документов в таможенном органе гос-ва - члена ТС, резидентом которого является участник внешнеэк-ой деят-ти;

* механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин;

* ведение статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;

* введение в действие межд-е договоры в области косвенных налогов и механизмы обмена информацией между налоговыми органами (в случае если необходимые механизмы обмена информацией между налоговыми службами будут введены в более поздние сроки, исполнение данного пункта может быть отложено по решению Комиссии ТС на более поздний срок, но не позднее 1 июля 2011 года.);

* отмена таможенного оформления товаров, перемещаемых в пределах тамож-х территорий Респ. Беларусь и РФ (как происходящих из Респ. Беларусь и РФ, так и происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Респ.Беларусь и РФ);

* отмена таможенного оформления товаров, происходящих из Респ. Беларусь, Респ.Казахстан и РФ, перемещаемых между территориями государств-участников ТС;

* перенесены все виды гос-го контроля с российско-белорусской границы на внешние границы. Предусмотреть переходный период, в течение кот-го в местах таможенного оформления на территории РБ и РФ будет осущ-ся мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-белорусской границе.

В части администрирования экспорта:

* гос-ва - члены ТС сохраняют возм-ть самостоятельного опред-я ставок вывозных таможенных пошлин;

* суммы вывозных тамож-х пошлин зачисляются в бюджет гос-ва-члена ТС, в котором произведен товар;

* государства - члены ТС сохраняют возм-ть самостоят-но определять и применять меры нетарифного рег-я экспорта отд-х видов товаров (продукция военного и двойного назначения, товары сырьевой группы);

* возможность проведения самостоят-й политики в указанных областях регулир-я экспорта обеспечивается исполнением взаимных обяз-в в рамках договорно-правовой базы ТС.

Еди́ное экономи́ческое простра́нство — общий рынок, созданный 1 января 2012 года. В общий рынок входят Белоруссия, Казахстан и Россия, которые ранее 1 июля 2010 года создали ТС.

ЕЭП представляет собой одну из форм межгос-й интеграции, целью которой является либерализация внешнеэк-х отношений внутри объединения и осущ-е коллективного протекционизма(защита внутр.рынка) за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обесп-е начал координации эк-й политики государств-участников в отношении макроэк-ки и фин-го сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропром-го комплексов и пр.

Формир-е ТС шло в соответствии с утвержденным планом действий. К 1 января 2010 года были созданы все необх-е правовые усл-я для начала его функционир-я. Ф-ии внешнеторгового регулир-я были переданы Комиссии ТС.

В соответствии с межд-ми договорами с этого момента полномочия Комиссии стали распространяться на:

*изменение ставок ввозных таможенных пошлин;

*ведение Товарной номенклатуры внешнеэк-ой деят-ти Таможенного союза;

*установление тарифных льгот и тарифных квот;

*определение системы тарифных преференций;

*введение мер нетарифного регулирования.

С 1 июля 2010 года Комиссии были переданы полномочия по проведению расследований и иных процедурных действий, предшествующих введению спец-х защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории ТС в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.

6 июля 2010 года вступил в действие единый Таможенный кодекс Таможенного союза. Заработала единая система таможенного регулир-я на таможенной территории трех стран. Приняты нормативные документы по таможенному администрир-ю, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы. Применяются единые правила определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров.

Организовано ведение тамож-й статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли гос-в — членов ТС. Действует порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле в ТС, формируется практика обмена между налоговыми органами трех государств информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов.

*Действует Соглашение об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных тамож-х пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа того гос-ва — члена ТС, в котором они подлежат к уплате. Уплаченные пошлины распред-ся в бюджеты трех стран согласно нормативам распределения: Беларусь —4,7%, Казахстан — 7,33%, Россия — 87,97%.

С 1 июля 2011 года полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Беларусью, Казахстаном и Россией. Все виды таможенного контроля и оформления перенесены на внешнюю границу Таможенного союза. Завершено формирование единой таможенной территории.

В пределах единой таможенной территории свободно перемещаются товары, транспортные средства Таможенного союза и третьих стран после их выпуска для внутреннего потребления на территории любого государства — члена Таможенного союза.

К концу 2011 года сформирована договорно-правовая база ТС, которая насчитывает свыше 70 межд-х договоров и более 900 решений Комиссии ТС. Важнейшим направлением работы стала деят-ть по разработке и принятию технических регламентов ТС. Это ключевой элемент формир-я единого рынка без технических барьеров, с едиными требованиями к безопасности товаров и унифицированной базой стандартов.

16 июля 2012 года Совет Евразийской эк-й комиссии утвердил новую редакцию Товарной номенклатуры Внешнеэк-ой деят-ти и Единого тамож-го тарифа ТС (ЕТТ) с учетом условий присоед-я России к ВТО. По предварительным расчетам при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвеш-я ставка ввозной таможенной пошлины будет снижена с 9,6 до 7,8%.

В октябре 2013 года принято решение о начале переговорного процесса о присоединении Респ.Армения к ТС и ЕЭП РБ, РК и РФ. В ноябре 2013 года подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской эк-й комиссией и Респ. Армения. Была разработана «дорожная карта» по присоединению Кыргызской Респ. к ТС.2014 год во многом стал решающим для всех членов ТС и ЕЭП. С 1 января 2015 года официально интеграция достигла статуса ЕАЭС и присоединения Армении.

ЕАЭС задуман как мегапроект, который должен вывести интеграцию в регионе на качественно новый уровень, открыть еще более широкие перспективы для эк-го развития стран ТС и ЕЭП, укрепления благосост-я их народов, создать доп-е конкурентные преимущества на глобальной арене. Это позволит нашим гос-м эффективней вписаться в совр-ю мировую эк-ку, снизить эк-е риски, восп-ся преимуществами межд-й системы торговли.

Динамичное развитие эк-к стран ТС и ЕЭП не остается без внимания других стран, некоторые из которых выразили желание стать полноценными партнерами РБ, РК и РФ. Например, в сентябре 2013 года Президент Респ. Армения Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в ТС и ЕЭП и предпринять в этих целях необх-е практические шаги, а в последующем – участвовать в формир-ии ЕАЭС. Решение Респ. Армения о присоединении к ТС и ЕЭП было поддержано на Высшем совете в Минске в октябре 2013 года.

Используя опыт работы и экспертный потенциал национальных правительств по подготовке «дорожной карты» с Кыргызской Республикой, Евразийская эк-я комиссия двигалась в этом вопросе достаточно быстро. За короткий период в тесном взаимодействии с национальными правительствами и армянскими коллегами был подписан Меморандум об углублении взаимодействия, создана Рабочая группа, по результатам двух заседаний которой подготовлен проект «дорожной карты». В декабре этот документ был утвержден Высшим советом. Уже в 2014 году Респ. Армения могла вступить в ТС и ЕЭП.

*Отличее ТС и ЕЭП от ряда других региональных объединений, заключается в том, что интеграционные процессы идут естественным, эволюционным путем, без излишнего ускорения и искусственного вовлечения других стран. Это качество станет одной из основ и будущего Евразийского эк-го союза.

Кроме работы над «дорожными картами» с потенциальными участниками ТС представители ЕЭК в 2013 году вели переговоры о создании ЗСТ с рядом третьих стран и регион-х объединений: Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ-Исландия, Лихтенштей, Норвегия, Швейцария), Вьетнамом, Новой Зеландией и др. В соответствии с совр-ми глобальными проектами в этих форматах обсуждается не только таможенно-тарифная тематика, но и гармонизация правоприменит-й практики, правил технического рег-я, санитарного и фитосанитарного контроля, доступа к инфраструктурным, строительным, технологическим кластерам. Все больше гос-в понимают необх-ть и высказывают готовность обсуждать с ЕЭК как с регулирующим органом ТС важнейшие эк-е проблемы, вступают в переговоры с ЕЭК по широкому кругу вопросов: от макроэк-ки и торговли до технического регулирования и конкуренции. Это свидетельствует об успешности и потенциале евразийского интеграц-го проекта.

 

 

3. В таблицах 1, 2 и 3 приведены данные об объемах импорта, экспорта и валовом внутреннем продукте стран БРИКС. На базе этих таблиц рассчитайте импортную квоту для Индии. Сделать выводы о динамике в течение последних лет.

Таблица 1

Валовой внутренний продукт стран БРИКС, в млн. долл. США

Страна/ Год
Бразилия 1366853,76 1653538,07 1620165,23 2143035,26 2476651,20 2253727,77
Китай 3494351,16 4531830,98 5069470,19 5951462,17 7203783,71 8094361,85
Индия 1206110,39 1294113,18 1334018,46 1678296,69 1897607,71 1857546,53
Россия 1299703,46 1660848,06 1222645,89 1487515,61 1857769,89 1977996,01
ЮАР 286171,83 273870,09 283012,42 363523,20 408236,75 390282,10

Таблица 2

Экспорт стран БРИКС, в млн. долл. США

Страна/ Год
Бразилия 160649,00 197942,00 153000,00 202000,00 256000,00 243000,00
Китай 1220060,00 1434700,00 1200000,00 1580000,00 1900000,00 2060000,00
Индия 153784,00 198598,00 168220,05 225930,00 299034,00 290707,57
Россия 354401,00 471603,00 305111,29 402470,88 524146,95 536732,35
ЮАР 76435,30 86118,00 66542,20 85700,00 103000,00 93480,47

Таблица 3

Импорт стран БРИКС, в млн. долл. США

Страна/ Год
Бразилия 91349,60 120618,00 173106,00 128000,00 182000,00 226000,00
Китай 751936,00 904115,00 1074050,00 954000,00 1330000,00 1660000,00
Индия 166572,00 208611,00 291740,00 247908,00 322154,00 415800,00
Россия 164281,00 223486,00 291861,00 187547,18 250289,01 327226,20
ЮАР 70019,90 81595,80 90566,40 66008,60 81862,00 100000,00

Ответ: