Группа Всемирного банка: цели, структура, особенности деятельности на современном этапе.

Ядром группы является Международный банк реконструкции и развития(МБРР), который вместе со своим филиалом – Международной ассоциацией развития (МАР) образует так называемый Всемирный банк. В группу Всемирного банка, помимо двух вышеназванных организаций, входя также Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Членом МБРР может быть только страна, вступившая в МВФ.

Группа организаций Всемирного банка оказывает помощь как развитым, так и развивающимся странам, предоставляя кредиты, гарантии, занимаясь аналитической работой и консультируя страны по различным вопросам, содействуя расширению организационно-технических возможностей в глобальном масштабе. Деятельность структур, входящих в состав Группы ВБ, подчинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции.

МБРР(185 стран)– крупнейший и старейший институт Группы Всемирного банка, который был создан в 1944 году вместе с МВФ на конференции в Бреттон-Вудсе и стал первичным элементом группы и до сих пор является его ядром. Членом МБРР может быть только страна, вступившая в МВФ. МБРР осуществляет кредитование, разрабатывает основные правила существования мировой финансовой системы, осуществляет наднациональное регулирование кредитно-финансовых отношений. МБРР и МВФ осуществляют совместные проекты, дополняя деятельность друг друга. Однако в отличие от МВФ МБРР предоставляет кредиты для экономического развития стран, перестройки отраслей их экономики и проведения структурных преобразований, в то время как МВФ предоставляет кредиты для покрытия дефицита платежного баланса в странах-членах. Кредиты МБРР направлены на стимулирование развития частного сектора в странах-членах. На данный момент МБРР является крупнейшим кредитором объектов развития частного сектора в развивающихся странах, которые имеют средний доход на душу населения и в бедных, но кредитоспособных странах. Финансовая стабильность и устойчивость МБРР предопределяет ее способность привлекать достаточно дешевые ресурсы на рынках капиталов и предоставлять их заемщикам на выгодных условиях. Кредиты МБРР могут предоставляться только правительствам стран-членов со сроком погашения от 10 до 15 лет (льготный период 5 лет). Большую часть своих финансовых ресурсов МБРР получает от продажи облигаций на международных рынках капитала.

МАР (182 страны)была создана в 1960 году в качестве филиала МБРР, где беднейшие страны-члены со средним уровнем дохода на душу населения 1465 долл. США или менее могут брать кредиты на льготной основе, т.е. по минимальным %-м ставкам или без процента. Деятельность МАР в основном финансируется за счет взносов государств-доноров. Другими источниками финансирования являются трансферты МБРР, гранты МФК и погашение заёмщиками прежних кредитов МАР. Конечной целью Международной ассоциации развития является повышение уровня жизни беднейших стран путем создания благоприятных условий для частных инвесторов. Следует заметить, что МАР предоставляет финансовые ресурсы только правительствам, а не частному бизнесу. При этом средний срок погашения кредитов (по которым не взимаются %) составляет 35-40 лет. За обслуживание кредитов взимается плата- 0,75 % от суммы используемого кредита.

Частный сектор поддерживает МФК(184 страны), созданная в 1956 году. Она инвестирует средства в жизнеспособные частные предприятия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. МФК отличается от МБРР тем, что предоставляет кредиты частному бизнесу, не требуя гарантии правительства принимающей страны, а также непосредственно вкладывает собственные средства в капитал частных предприятий, покупая их акции. МФК вкладывает около 25-30% собственных средств на финансирование проекта, остальные – предоставляют частные инвесторы. МФК предпочитает финансировать многонациональные проекты, где участвуют и национальные, и иностранные инвесторы. Большинство проектов, финансируемых МФК, направлено на развитие финансового сектора, например, создание инвестиционных банков, инвестиционных фондов, страховых компаний.

МАГИ (181 страна) было создано в 1988 году в рамках Группы Всемирного банка с целью стимулирования притока частных иностранных инвестиций в развивающиеся страны посредством предоставления гарантий от убытков некоммерческого характера. МАГИ предоставляет следующие виды гарантий от политических рисков:

– гарантии от рисков, связанных с ограничениями на перемещение валюты;

– гарантии от случаев конфискации имущества;

– гарантии от политической нестабильности (от локальных войн в принимающей стране);

– гарантии от случаев нарушения инвестиционных контрактов. Помимо предоставления гарантий от некоммерческих рисков, МАГИ оказывает техническую помощь в распространении информации о возможностях для инвестирования средств и посреднические услуги в урегулировании споров, связанных с инвестициями.

МЦУИС (159 стран)был создан в 1966 году для содействия привлечению иностранных инвестиций путем обеспечения международных механизмов разрешения инвестиционных споров между государствами и гражданами в арбитражном порядке. МЦУИС обеспечивает международные механизмы урегулирования и разрешения инвестиционных споров в арбитражном порядке, тем самым содействуя улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) рассматривает непосредственно инвестиционные споры, вытекающие из инвестиционных отношений. Многие международные соглашения об инвестициях и законы разных стран содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.

Таким образом, Группа учреждений Всемирного банка, выполняя разноплановый набор функций, достигает главную задачу своего функционирования - сокращение бедности в глобальном масштабе.

3.На основе представленных статистических данных рассчитайте экспортную и импортную квоту. Проанализируйте исходные и расчетные данные и сделайте выводы о значимости экспорта и импорта для экономики страны в течение последних лет.

 

Таблица 1

Экспорт и импорт Японии в млн. долл. США, в текущих ценах

Страна Поток
Япония Экспорт 896960,3661 671762,0035 869489,2494 931462,2419 915632,2063 834302,971
Япония Импорт 878675,3337 649053,3072 794703,9774 973790,3064 1019706,455 959534,4524

 

Таблица 2

ВВП Японии в млн. долл. США, в текущих ценах

ГОД
ВВП 4849184,925 5035142,155 5495387,183 5896224,43 5960180,294 4932311,622

 

Ответ:

Год Экспортная квота Импортная квота
18,50 18,12
13,34 12,89
15,82 14,46
15,80 16,52
15,36 17,11
16,92 19,45

 

Экспортная квота рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный период к объему внутреннего производства соответствующей продукции за этот период (в процентах). Экспортная квота имеет важное аналитическое значение. Во-первых, она свидетельствует о степени зависимости производства национальной экономики от сбыта своих товаров на рынках других стран. Во-вторых, доля экспорта в валовом внутреннем продукте показывает возможности данной страны производить определенное количество продукции для продажи на мировом рынке.

Чем больше показатель Эк, тем более высока степень открытости экономики. В начале ХХI в. средние значения экспортной квоты по миру составили 20%, причем у промышленно-развитых стран она составляет от 20 до 25%, у развивающихся – 10-12%, у стран с переходнойэкономикой – менее 5,5%.

Достаточно низкое значение данных показателей для Японии свидетельствует об экономическом спаде и сокращении объемов экспорта страны.

Показатель импортной квоты, который рассчитывается как отношение объема импорта (за год) к ВВП. Импортная квота примерно соответствует уровню экспортной, что свидетельствует об открытости экономике, и значимости импорта для Японии.