Общие требования к публичному выступлению

 

Когда мы готовимся к публичному выступлению, одни виды выступлений кажутся нам не очень сложными - например, объяв­ление о завтрашней экскурсии (хотя и здесь есть свои трудно­сти), другие - например, доклад по какой-нибудь теме, офици­альная речь на юбилее института, торжественном собрании - гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудито­рией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров: и информа­ционные, и убеждающие, и протокольно-этикетные, и развлека­тельные.

Разные жанры, как и разные формы публичного выступле­ния (лекция, доклад, выступление и др.), имеют общие требования к пуб­личному выступлению. Назовем основные из них:

1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

10. Решительное начало выступления.

 

1. Первая фраза выступления должна быть продумана, подго­товлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы нач­нете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, не­компетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепе­тировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступ­ления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или траги­ческих событиях, происшествиях. Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

 

3. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слуша­тель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. В связи с этим пред­почтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмо­ции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

 

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудито­рий как умные, более правильные, содержащие истинную ин­формацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.

Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

Хорошие рекомендации на эту тему дал своему сыну амери­канский президент Франклин Делано Рузвельт: будь искренен, будь краток, садись.

 

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слу­шателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления, прежде всего, краткие диало­ги со слушателями в ходе самого выступления.

 

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговор­ным, выступление должно носить характер непринужденной бе­седы. В этом и заключается разговорный стиль выступления.

П. Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Разговорность ора­торского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иност­ранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требо­вания разговорности. Можно использовать (умеренно) разговор­ные слова, юмор, шутку.

 

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смо­треть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакци­ей, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готов­ность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудито­рию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

 

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть передана словами, причем жела­тельно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от ора­тора в сформулированном виде.

 

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, яс­ным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоцио­нально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы ауди­тория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завер­шение вашего выступления.

 

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из при­веденных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных; краткость важнее в инфор­мационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных вы­ступлений; эмоциональность в протокольно-этикетных выступле­ниях может быть выше, чем в информационных, где эмоции требуются в значительно меньшей степени и т.д. В большинстве случаев основные требо­вания должны в той или иной степени соблюдаться в любом выступлении.

1.6.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

 

1. Какие виды публичных выступлений вы знаете?

2. Какие виды публичных выступлений по цели вы знаете?

3. Какую речь называют информационной?

4. Назовите её особенности.

5. Какое выступление называют протокольно-этикетным?

6. Назовите его особенности, виды.

7. Перечислите основные требования к протокольно-этикетным выступлениям.

8. Каковы правила подготовки поздравительных и приветственных речей?

9. Какое выступление называют развлекательным?

10. Назовите его особенности.

11. Назовите основные правила подготовки развлекательного вы­ступления.

12. Какие виды развлекательных выступлений вы знаете?

13. Расскажите о каждом из них.

14. Расскажите о правилах рассказывания анекдотов.

15. Каковы правила слушания анекдотов?

16. Какие бывают тосты?

17. Каковы правила произнесения тостов?

18. Назовите виды публичных выступлений по форме.

19. Расскажите о каждом из них.

20. Что называется риторическим каноном?

21. Назовите этапы подготовки выступления, согласно античному риторическому канону.

22. Для чего необходима данная риторическая модель?

23. Что понимается под инвенцией?

24. Какая задача является первоочередной при подготовке текста (речи)?

25. Поясните трехчленную структуру речевой ситуации: говорящий - информация (речь) – адресат.

26. Что включает в себя понятие «общее место» текста?

27. Какие «общие места» бывают в тексте?

28. Расскажите о каждом из них.

29. Что понимается под синтаксическим развертыванием материала?

30. Какова традиционная композиция текста?

31. Что представляет собой каждая часть?

32. В чем заключается техника подготовки публичного выступления?

33. Каковы ступени подготовки материала?

34. Каковы основные трудности публичного выступления?

35. Каковы общие требования к публичному выступлению?

 

Ваше мнение:

 

1. Протокольно-этикетные выступления по своему содержанию неиск­ренни. Почему тем не менее они очень распространены и во многих си­туациях необходимы?

2. Любое похвальное слово содержит преувеличения. Почему? Необходимо ли это?

3. Некоторые люди полагают, что чокаться после тоста надо только ви­ном. А что делать, если вы не пьете, а тост произнесен и у вас в руке бокал с минеральной водой или соком?

4. Почему люди, рассказывая о событиях своей жизни, часто приукра­шивают себя и свое поведение, стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле?

5. Почему наши политики так плохо говорят?

6. Что эффективнее, с вашей точки зрения - агитировать людей или убеж­дать их?